Адаптированная программа по социально — бытовой ориентировке для 10 — 11 классов
Адаптированная программа по социально-бытовой ориентировке для 10 -11 классов
Учитель-разработчик
Мударисова Р.Ш.
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1 вида (для глухих детей) - составитель сборника Т.С.Зыкова (Москва «Просвещение» 2005 год).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в каждом классе.
Содержание программы направлено на формирование речевой деятельности и развитие языковой способности, речевого поведения. Пропедевтическая работа с глухими детьми проводится в направлении психологической подготовки , организации детского коллектива, коммуникативной подготовки. Проблемы социальной адаптации и реабилитации глухих детей решаются через их включение в доступную общественно значимую деятельность.
Цель программы – реализация практической подготовки школьников к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в современных условиях; овладение детьми в условиях целенаправленного обучения опытом социального поведения для наиболее полной их реабилитации и интеграции в социуме; повышение общего и речевого развития учащихся.
Задачи обучения:
Всестороннее формирование личности школьника;
Становление и развитие процесса самопознания;
Формирование взаимоотношений со слышащими сверстниками и взрослыми;
Накопление и развитие представлений об окружающем мире-обществе, в котором живёт ученик;
Формирование полноценной речевой деятельности через овладение речью как средством общения;
Накопление и анализ знаний, умений, опыта социального поведения и регуляция собственного поведения.
Занятия по СБО направлены на сокращение разрыва в общем и речевом развитии глухих детей и их нормально развивающихся сверстников. Важно не только адаптировать воспитанников в ближайшем окружении , выводя их за рамки своего коллектива, но и включить их в коллектив слышащих, в процессе общей трудовой , профессиональной деятельности, совместных игр, прогулок, экскурсий, развлечений. Во взаимодействии с окружающими дети овладевают культурой общества, у них формируется система нравственных понятий, представлений, появляется опыт социально-эмоционального поведения.
Исходя из того, что трудности в общении с окружающими, ко-торые испытывает ребёнок с нарушением слуха, влияют на формирование его личностных качеств, содержание курса предусматривает прежде всего усвоение знаний о себе как о человеке и личности в системе «я- общество». Начиная с первоначальных представлений о самом себе, о семье, о школе постепенно осуществляется формирование самосознания школьника.
Для обеспечения целенаправленного личностного развития детей, подготовки их к самостоятельной жизни программа предполагает интегрированный подход к формированию личностных качеств, комплексную поддержку глухих школьников в системе СБО, реализуемые с учётом их возрастных и специфических особенностей и возможностей.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методически комплект, включающий: учебники (авт.Т.С.Зыкова, Э.Н. Хотеева. Социально-бытовая ориентировка в спец.( корр.) общеобразовательных учреждений 1 вида, М. Владос, 2004г.)
Учебно-тематический план
10 класс
№раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на рабочие уроки контроль
1. Познавательная культура. 15 Молодость, старость, бессмертие. 1 О признательности и благодарности. 2 О совести, самообладании и терпении. 3 Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Надо ли экономить на питании. 3 Брак и семья. Психологические проблемы молодой семьи. Самостоятельное хозяйство. Развод. Дети и разведённые родители. 6 2. Я и общество. 4 Если вдруг заболел: обращение в « Скорую помощь», поликлинику; выписка и закрытие больничного листа. 1 Если вас задержала милиция: правила поведения при задержании; право на адвоката 2 Дом отдыха, санаторий, гостиница, мотель 1 3. Нравственная культура 12 Военные люди-герои России. 1 Писатели и художники. 1 Любовь и дружба. 1 Любовь и нравственность. 2 О культуре поведения: чувство собственного достоинства; умение вести беседу. 2 О тактичности, вежливости, грубости. 2 О назидании и советах. 1 Об отношении к критике и похвале. 2 4. Воспитание здорового образа жизни. 8 СПИД-чума 20 века. 2 Как уберечься от гепатита, краснухи, кори. 1 Значение личной гигиены в профилактике заболеваний. 1 Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснухи и др.) 1 Самооценка состояния здоровья. 1 Основные меры профилактики. 1 Правила пожарной безопасности. 1 5.
Трудовая культура. 6 Одежда. Виды одежды, её назначение. 2 Повседневный уход за одеждой (сушка, чистка), подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов. 2 Соблюдение правил личной и общественной гигиены. 2 6. Профессиональная ориентация. 15 Правила приёма в учебные заведения( в техникум, вуз). 2 Что надо знать о бизнесе. Выбор дела (что необходимо для регистрации деятельности. Компаньоны и как их выбирать)2 Налоги: нужно ли их платить. Банкротство: как его избежать. 2 Экскурсии 9 7.
Коммуникативная культура. 8 Культура речевого поведения в семье. 3 Культура речевого поведения в общественных местах. 3 Культура речевого поведения на производстве. 2 Учебно-тематический план
11 класс
№раздела, темы Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на рабочие уроки контроль
1. Познавательная культура. 12 Молодость, старость, бессмертие. 2 О признательности и благодарности. 1 О красоте физической и душевной. О положительных качествах человека. 4 Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. 3 Брак и семья. Развод. Дети и разведённые родители. 2 2. Я и общество. 18 Я и моя семья. 2 Создание позитивных дружеских отношений. 2 Экономика домашнего хозяйства. 2 Семья и семейные отношения. Традиции, досуг. Планирование отдыха. Взаимоотношения в семье. Обязанности членов семьи. 6 Человек- творец самого себя. Забота о других- подлинная взрослость. 6 3. Нравственная культура 14 Любовь и дружба. 1 Любовь и нравственность. 1 Ветераны войны-сотрудники школы. 3 О тактичности, вежливости, грубости. О пороках ,слабостях и недостатках. 5 Культуре общения юноши и девушки. Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. 1 Об отношении к критике и похвале. 1 Военные люди-герои России 2 4. Воспитание здорового образа жизни 8 СПИД-чума 20 века. 1 Значение личной гигиены в профилактике заболеваний. 1 Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснухи и др.) 1 Правила личной гигиены. 2 Как уберечься от гепатита, краснухи, кори. 1 Правила пожарной безопасности. 2 5.
Трудовая культура. 6 Виды обработки овощей: первичная обработка, тепловая обработка , жарка, пассировка. 2 Оборудование и приспособления. 2 Работа на пришкольном участке. 2 6. Профессиональная ориентация. 8 Правила приёма в учебные заведения. 1 Что надо знать о бизнесе. Выбор дела. 1 Мотивация интереса к профессии: училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование. 2 Экскурсии 4 7.
Коммуникативная культура. 4 Культура речи: тон разговора ( при поступлении на работу, в ПТУ) 2 Как вести деловую беседу. 1 Культура речевого поведения на производстве. 1 Содержание учебного курса для 10 класса.
Познавательная культура.
Познай себя.
Молодость, старость, бессмертие.
О признательности и благодарности.
О совести ,самообладании и терпении.
Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Надо ли экономить на питании.
Брак и семья. Психологические проблемы молодой семьи. Самостоятельное хозяйство. Развод. Дети и разведенные родители.
Воспитание здорового образа жизни.
СПИД- чума 20 века.
Как уберечься от гепатита краснухи кори.
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит ,краснуха и др.)
Самооценки состояния здоровья . Основные меры профилактики.
Правила пожарной безопасности.
Я и общество
Если вдруг заболел: обращение в” Скорую помощь “, поликлинику: выписка и закрытие больничного листа.
Если вас задержала милиция: правила поведения при задержании; право на адвоката.
Дом отдыха, санаторий, гостиница.
Нравственная культура.
Военные люди-герои России. Писатели и художники. Любовь и дружба. Любовь и нравственность.
О культуре поведения: чувство собственного достоинства; умение вести беседу.
О тактичности, вежливости грубости . О назидании и советах. Об отношении к критике и похвале.
Трудовая культура
Одежда. Виды одежды, ее назначение Повседневный уход за одеждой ( сушка, чистка), подготовка к хранению сезонной одежды и головных уборов.
Соблюдение личной и общественной гигиены.
Профессиональная ориентация.
Правила приема в учебные заведения ( в техникум, вуз)
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела ( что необходимо для регистрации деятельности .Компаньоны и как их выбирать ) .Налоги: нужно ли их платить. Банкротство: как его избежать.
Коммуникативная культура.
Культура речевого поведения в семье.
Культура речевого поведения в общественных местах.
Культура речевого поведения на производстве.
Содержание учебного курса для 11класса.
Познавательная культура.
Молодость, старость, бессмертие. О признательности и благодарности. О красоте физической и душевной.
О положительных качествах человека. Личная бухгалтерия. Планирование расходов семьи. Брак и семья. Развод. Дети и разведенные родители.
Я и общество.
Я и моя семья. Создание позитивных дружеских отношений. Экономика домашнего хозяйства. Семья и семейные отношения. Традиции, досуг. Планирование отдыха. Взаимоотношения в семье. Обязанности членов семьи. Человек-творец самого себя. Забота о других - подлинная взрослость.
Нравственная культура.
Любовь и дружба. Любовь и нравственность. Ветераны войны-сотрудники школы. О тактичности, вежливости , грубости. О пороках, слабостях и недостатках. Культура общения юноши и девушки .Значение тона разговора в установлении межличностного контакта. Об отношении к критике и похвале. Военные люди-герои России.
Воспитание здорового образа жизни.
СПИД- чума 20 века.
Как уберечься от гепатита краснухи кори.
Значение личной гигиены в профилактике заболеваний.
Признаки наиболее часто встречающихся заболеваний (грипп, гепатит, краснуха и др.)
Правила личной гигиены. Как уберечься от гепатита, краснухи, кори. Правила пожарной безопасности.
Трудовая культура.
Виды обработки овощей: первичная обработка ,тепловая обработка, жарка, пассировка . Оборудование и приспособления. Работа на пришкольном участке.
Профессиональная ориентация.
Правила приема в учебные заведения (в техникум, вуз)
Что надо знать о бизнесе. Выбор дела .Мотивация интереса к профессии: училища, обеспечивающие начальное профессиональное образование.
Коммуникативная культура.
Культура речи: тон разговора ( при поступлении на работу, в ПТУ). Как вести деловую беседу .Культура речевого поведения на производстве.
Учебно-методические средства обучения.
Для реализации рабочей программы используется учебно-методически комплект, включающий: учебники (авт.Т.С.Зыкова, Э.Н. Хотеева. Социально-бытовая ориентировка в спец.( корр.) общеобразовательных учреждений 1 вида, М. Владос, 2004г.)