Рабочая программа по географии для 6 класса (по учебнику Герасимовой Т. Н.)
Принято на заседании педагогического совета школы протокол № ____
от «___» августа 2015 г.
«Утверждено»
Директор МКОУ «ТСОШ № 2»
_____________ Сафонова Н. А..
Приказ № ___ от «___ » 08. 2015 г.
Программа учебного курса «География. Начальный курс»
6 класс
учитель географии
Вагина Светлана Евгеньевна
2015- 2016 учебный год
Рабочая программа по географии
по учебнику для общеобразовательных учреждений: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
Пояснительная записка
Программа курса географии составлена на основе образовательной программы основного общего образования МКОУ «Товарковская средняя общеобразовательная школа № 2» на 2015 – 2016 г.г.
Для реализации используется следующая учебно-методическая литература:
Учебник: Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. – М.: Дрофа, 2010.
География. 6 класс. Рабочая тетрадь с тестовыми заданиями ЕГЭ. ВЕРТИКАЛЬ. ФГОС Курчина Светлана Валентиновна, изд-во « Дрофа»
Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2012.
За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
Мультимедийная программа: География 6-10 класс.
Общая характеристика учебного предмета
Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.
При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо– картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.
Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом и учебным планом школы программа курса составлена из расчета 1 час в неделю и 0,5 часа в неделю добавлено из школьного компонента на изучение краеведческого материала. Итого 52 часа за год.
Планируемые результаты освоения учебной программы к окончанию 6 класса
Важнейшие предметные результаты:
первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Основное содержание учебного предмета в 6 классе
Введение ( 2 ч )
Что изучает физическая география. История географии.
План местности. Географическая карта (11 ч )
Глобус - модель Земли. План местности, условные знаки. Масштаб, его виды. Ориентирование по плану местности. Азимут. Полярная съемка местности. Изображение на плане неровностей земной поверхности. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географические координаты.
Практические работы: составление плана местности; определение азимута; определение расстояний, направлений и географических координат.
Литосфера (7 ч)
Внутреннее строение Земли. Движения земной коры. Землетрясения. Вулканы, горячие источники. Горные породы и минералы. Основные формы рельефа суши. Горы суши. Равнины суши. Выветривание. Виды выветривания. Рельеф Калужской области
Гидросфера (9 ч)
Круговорот воды в природе. Части мирового океана. Рельеф дна мирового океана. Свойства вод мирового океана. Волны, их виды. Приливы и отливы. Течения в океане. Растительный и животный мир океана. Воды суши. Подземные воды. Реки. Части реки. Речная система. Речная долина. Речной бассейн. Питание и режим рек. Работа воды. Озера. Ледники. Искусственные водоемы. Реки Калужской области.
Практические работы: определение по карте и обозначение на к /карте местоположения океанов, морей, заливов, проливов, течений, рек, озер, водохранилищ; определение глубин мирового океана; чтение рельефа дна океана.
Атмосфера (9 ч)
Строение атмосферы. Температура воздуха. Годовой ход температур. Атмосферное давление. Ветер. Построение розы ветров. Водяной пар в воздухе. Виды облаков и осадки. Погода, ее элементы. Влияние человека на погоду. Климат и его элементы. Вращение земли вокруг своей оси. Распределение солнечного тепла и света. Причины, влияющие на климат. Климат Калужской области.
Практические работы: определение атмосферного давления, температуры, влажности воздуха с помощью приборов и по карте; составление графика изменения температуры и розы ветров; описание погоды по синоптическим картам; ведение календаря погоды; определение направления и силы ветра на местности.
Биосфера (5 ч)
Разнообразие и распространение живых организмов. Природные зоны Земли. Природный комплекс.
Растения и животные Калужской области. Красная книга Калужской области.
Население Земли (7 ч)
Население Земли. Численность населения. Государства на карте мира. Основные типы населенных пунктов. География города Калуга, поселка Товарково.
Практические работы: нанесение на к/карту границ стран мира.
Тематическое планирование (с определением основных видов учебной деятельности)
Календарно-тематическое планирование
Дата
№ урока
Тема
Практичес
кие работы
Виды деятельности обучающихся
Примечание
Введение (2 ч)
1
Что изучает география.
Определять значение географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии. Выявлять методы географической науки. Оценивать роль географической науки в жизни общества. Устанавливать основные приемы работы с учебником.
2
Развитие географических знаний о Земле.
Выявлять изменения географических представлений у людей древности, в эпоху географических открытий. Определять вклад величайших ученых и путешественников в развитие географической науки.
Систематизировать информацию о путешественниках и открытиях.
Виды изображения поверхности Земли. План и карта (11 ч)
3
Форма и размеры Земли. Глобус- модель Земли.
Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли.
4
План местности, условные знаки.
Определять с помощью условных знаков изображенные на плане объекты. Составлять и читать простейший план местности.
5
Масштаб, его виды.
П.р. №1 «Измерение расстояний с помощью масштаба».
Измерять расстояния и определять направления на местности и плане.
6
Ориентирование по плану местности. Азимут.
Географический диктант по условным знакам.
П.р.№2 Чтение плана местности. Определение на местности азимута, расстояния.
Определять направление по компасу, Солнцу, Полярной звезде, «живым ориентирам». Определять азимут. Выявлять особенности плана местности.
7
Изображение на плане неровностей земной поверхности.
8
Географическая карта.
Сравнивать планы местности и географические карты. Определять направления на глобусе. Выделять основные свойства карты. Систематизировать карты атласа по охвату территории, масштабу, содержанию.
9
Градусная сетка.
Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки. Определять направления и измерять расстояния по карте.
10
Географические координаты. Географическая широта.
П.р. №3 «Определение географической широты объектов».
Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов. Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.
Определять расстояния с помощью градусной сетки
11
Географические координаты. Географическая долгота.
П.р. №4 «Определение географической долготы объектов».
12
Изображение высот и глубин на географических картах.
13
Контрольная работа по теме «План и карта».
Строение Земли. Земные оболочки. Литосфера (7 ч)
14
Строение Земли. Породы, слагающие земную кору.
Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.
15
Движения земной коры. Вулканы, гейзеры, горячие источники.
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма.
Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли. Наносить на контурную карту районы землетрясений и вулканизма.
16
Рельеф Земли. Горы суши.
П.р.№ 5 «Описание горы по карте»
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор Земли, особенности их географического положения. Сравнивать по плану горные системы мира. Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и России. Описывать горы по карте. Описывать рельеф своей местности.
17
Равнины суши.
Рельеф Калужской области.
П.р.№ 6 «Описание равнины по карте».
Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира. Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира и России. Описывать равнину по карте. Представлять информацию в письменной форме в виде плана-конспекта.
18
П.р.№7 Определение по карте ГП, высот гор и равнин. Нанесение на к/карту объектов литосферы Калужской области
19
Рельеф дна Мирового океана.
20
Проверочная работа по теме «Литосфера».
Гидросфера (9 ч)
21
Что такое гидросфера. Мировой океан и его части.
Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.
Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе». Объяснять значение круговорота воды для природы Земли.
Описывать значение воды для жизни на планете.
22
Свойства вод Мирового океана.
Определять и описывать но карте географическое положение, глубину, размеры океанов, морей, заливов, проливов, островов. Наносить на контурную карту океанов названия заливов, проливов, окраинных и внутренних морей.
Выявлять с помощью карт географические закономерности изменения температуры и солёности поверхностных вод
23
Движение вод в океане. Течения в океане.
Определять по картам крупнейшие тёплые и холодные течения Мирового океана. Сравнивать карты и выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.
Выполнять практические задания по картам на определение крупнейших тёплых и холодных течений Мирового океана. Обозначать и подписывать на контурной карте холодные и тёплые течения
24
Воды суши. Подземные воды.
Анализировать модели (иллюстрации) «Подземные воды», Артезианские воды». Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о значении, разных видов подземных вод и минеральных источников для человека
25
Реки.
Реки Калужской области.
Определять и показывать по
карте истоки, устья, притоки рек, водосборные бассейны, водоразделы.
Обозначать и подписывать
на контурной карте крупнейшие реки мира. Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт
26
Озера. Ледники. Искусственные водоемы.
Озера Калужской области.
Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира.
Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин
27
П.р. №8 Нанесение на к/карту объектов гидросферы мира и Калужской области.
28
Загрязнение гидросферы.
Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними
29
Итоговый урок по теме «Гидросфера». Тесты.
Атмосфера (9 ч)
30
Атмосфера и её строение.
Составлять и анализировать
схему «Значение атмосферы для Земли».
Объяснять значение атмосферы.
Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера «кухня погоды»
31
Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.
Вычерчивать и анализировать
графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Анализировать графики годового хода температур. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей.
Выявлять изменение температур по широте на основе анализа карт
32
Атмосферное давление.
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте.
Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах
33
Ветер.
Определять направление и скорость ветра с помощью флюгера (анемометра).
Определять направление ветров по картам.
34
П.р. №9 Составление графика хода температур, «Розы ветров».
Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направления ветров
35
Водяной пар и облака. Атмосферные осадки.
Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра.
Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных.
Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность
Анализировать и строить по
имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам.
Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах
36
Погода. Климат.
Климат Калужской области.
Определять с помощью метеорологических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах.
Овладевать чтением карты погоды, описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Описывать погоду
37
Распределение солнечного тепла и света на Земле.
Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.
Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов осв ещённости и климатических поясов, делать выводы
38
Итоговый урок по теме «Атмосфера».Проверочная работа.
Биосфера (5 ч)
39
Распространение организмов. Воздействие организмов на земные оболочки.
Сопоставлять границы биосферы
с границами других оболочек Земли.
Обосновывать проведение
·границ
биосферы.
Описывать сферу распространения живых организмов. Объяснять причины неравномерного распространения живых организмов в биосфере
40
Природные зоны Земли.
Природная зона Калужской области.
Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики.
41
Организмы в Мировом океане.
Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей
42
Природный комплекс.
Анализировать схемы для выявления причинно¬следственных взаимосвязей между компонентами в природном комплексе.
Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации. Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать презентации по проблемам антропогенного изменения природных комплексов
43
Итоговый урок по теме «Организмы на Земле».Тесты.
Население Земли (7 ч)
44
Численность населения Земли.
45
Расы.
46
Основные типы населенных пунктов.
Город Калуга. Поселок Товарково.
47
Государства на карте мира.
48
П. р.№ 10 Нанесение на к/карту крупных государств.
49
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
50
Контроль по теме «Население Земли» Итоговое тестирование.
Резерв (2 ч)
Формы организации образовательного процесса:
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.
Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий , работа с обучающими программами за компьютером.
Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации как обычные, так и компьютерные; практические выполнение практических работ, самостоятельная работа со справочниками и литературой (обычной и электронной), самостоятельные письменные упражнения, самостоятельная работа за компьютером.
Виды и формы контроля
Формы контроля знаний: срезовые и итоговые, контрольные и самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами.
Контроль усвоение материала
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Не приступал к выполнению работы;
Правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6. Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
CђЗаголовок 1Заголовок 815