ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЛИТЕРАТУРА ПО ПРОФЕССИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 29.01.19 «Мастер столярного и мебельного производства 
  Министерство образования Пензенской области
Государственное  автономное профессиональное 
образовательное учреждение
Пензенской области
«Пензенский многопрофильный колледж»
структурное подразделение
Торгово-экономического отделения
Центр развития предпринимательских компетенций
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЛИТЕРАТУРА
по профессиИ  среднего  профессионального образования
29.01.19 «Мастер столярного и мебельного производства
Рассмотрена и одобрена на заседании методической (цикловой) комиссии 
Протокол № ___ от «___» ______ 20__ г.
Председатель методической (цикловой) комиссии ___________ Краснощекова Т.Н.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего  профессионального образования 
     29.01.19 «Мастер столярного и мебельного производства
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника ТЭО 
__________________Н.Ю.Юдаева
Разработчики: __
Камаева Марина Леонидовна, методист
  Краснощекова Т.Н.., преподаватель 
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
условия реализации программы учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
1. паспорт  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
                                                  «Литература»
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), в соответствии с ФГОС  по профессии   29.01.19 «Мастер столярного и        мебельного производства».
Рабочая программа может быть использована для проведения факультативных и дополнительных занятий.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в цикл общеобразовательной подготовки
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» студент должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
участия в диалоге или дискуссии;
самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 292 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося часов 195 .
самостоятельной работы обучающегося   97
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
292
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 
195
в том числе:
     лабораторные занятия
*
     практические занятия
35*
     контрольные работы
*
     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
*
Самостоятельная работа (всего)
97
в том числе:
     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
*        
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).
*
*
Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета    
  в этой строке часы не указываются
Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
          2.2.Тематическое планирование и содержание учебной дисциплины Литература
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, 
Самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены
Объем часов
Уровень усвоения
1
3
3
4
Раздел 1. Литература первой половины 19 века
18
        Введение
«Прекрасное начало». Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства
1
1 
Тема1.1. 
Александр Сергеевич Пушкин
Содержание учебного материала
8
1. А.С. Пушкин. Жизнь и творчество поэта
1
2
2.Социально-историческая тема в лирике поэта
1
3 Годы странствий. «К морю»
1
4.  «Я думал стихами»
1
5Любовная лирика А.С.Пушкина
1
6.  Поэма «Медный всадник.
1
7. Проблема личности и государства в поэме
1
Самостоятельная работа. Дополнительное чтение стихов по выбору учащихся. Изучение материала учебника. Работа над сочинением. Заучивание стихотворения наизусть.
4
Тема 1.2. Михаил Юрьевич Лермонтов
Содержание учебного материала
5
1. «Станицы мятежной жизни». Жизнь и творчество поэта.
1
2.Тяжкое бремя пророчества. (Образ поэта)
1
3.» Практическая работа «Когда мне ангел изменил»                   (Мотивы интимной лирики)
1
4-5.  Нравственно-философская проблематика  поэмы «Демон»
2
1
Самостоятельная работа. Изучения раздела учебника, подготовка выразительного чтения стихов. Письменная работа (анализ стихотворения по выбору учащегося)
3
Тема 1.3. Николай Васильевич Гоголь
Содержание учебного материала.
3
1. Художественный мир Н.В.Гоголя
1
2
2.  «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.
2
1
Самостоятельная работа. Чтение повести «Нос»
1
Раздел 2. Русская литература второй половины 19 века
Введение
      Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. 
1
1
Тема 2.1. Александр Николаевич Островский
Содержание учебного материала
7
1.А.Н. Островский. -   «Колумб Замоскворечья»
1
2
2. Пьеса «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.
1
1
3.  Мир города Калинова. «Темное царство»
1
4. Практическая работа Конфликт Катерины с миром «темного царства»
1
5.  Образ Катерины  в свете критики.
1
Практическая работа. Сочинение по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
2
Самостоятельная работа. Составление плана характеристики Катерины. Изучение материала учебника по творчеству писателя. Конспект статьи Н.А.Добролюбова «Луч света в «темном царстве»
3
Тема 2.2.Иван Александрович Гончаров
Содержание учебного материала
     4
1. Личность и творчество И.А.Гончарова.
1
1
2. «Обломов». Творческая история романа.
1
3.  Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера
1
4. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе.
1
Самостоятельная работа. Конспект статьи учебника 
2
Тема 2.3. Иван Сергеевич Тургенев
Содержание учебного материала
8
1. «Большое и благородное сердце». Жизнь и творчество И.С.Тургенева
1
2
2.Герои  и эпоха романа «Отцы и дети»
1
1
3. Практическая работа Конфликт двух поколений.
1
4.  Евгений Базаров в системе действующих лиц
1
5.  Базаров и народ.
1
6. Базаров и Одинцова
1
7-8 Практическая работа. Сочинение по роману «Отцы и дети»
2
Самостоятельная работа. Составление хронологической таблицы жизни и творчества писателя, изучение материала учебника, чтение романа. 
4
Тема 2.4. Н.Г.Чернышевский
Содержание учебного материала
     2
1-2 Н.Г. Чернышевский. Личность писателя. Обзор романа 
«Что делать?
Самостоятельная работа. Изучение материала учебника о писателе 
1
1
Тема 2.5. Лирика второй половины 19 века
Содержание учебного материала
   16
Ф. И. Тютчев. 
1.Сведения  из биографии. его видение России и ее будущего. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта
1
1
2.  Мир природы в лирике Ф.И.Тютчева
1
3.  Своеобразие любовной темы.
1
А.А. Фет.
1. Жизнь и творчество поэта
1
1
2. Практическая работа Природа и человек  в лирике А.А.Фета.
1
3. Практическая работа Тема любви в лирике поэта
1
А.К.Толстой
1
1-2. Основные направления лирики поэта
2
Н.А.Некрасов
1. Жизнь и   творчество поэта.
1
2
2. Народные характеры в лирике.
1
3. Интимная лирика
1
4. Практическая работа «В каком году  - рассчитывай» («Кому на Руси жить хорошо»)
1
5. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. 
1
6. Образ женщины в поэме
1
Практическая работа. Письменная работа по лирике второй половины 19 века
1
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов по выбору учащихся. Выполнение домашнего задания. Составление хронологической таблицы жизни и творчества поэтов
8
Тема 2.6. Николай Семенович Лесков
Содержание учебного материала.
3
Н.С. Лесков.
 Сведения из биографии. « Очарованный  странник
     1
1
 Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова.
2
Самостоятельная работа. Чтение повести. Анализ отдельных глав.
1
Тема 2.7.Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Содержание учебного материала
3
1.От Салтыкова к Щедрину. Жизнь и творчество.
1
2
2. Сатира на «хозяев жизни» в сказках
1
2
3. Практическая работа «История одного города»
1
Самостоятельная работа.     Чтение сказок по выбору учащихся.
2
Тема 2.8. 
Федор Михайлович Достоевский
Содержание учебного материала
8
1.Этапы биографии Ф.М. Достоевского.
1
2
2. Роман «Преступление и наказание». Петербург Достоевского.
1
1
3.  «Потрясенный, выбитый из колеи герой»
1
4.  Идея Раскольникова о праве сильной личности
1
5 .Преступление героя
1
6.  Раскольников и «сильные мира сего»
1
7.  Раскольников и Соня.
1
8.  Воскрешение через любовь
1
Самостоятельная работа. Чтение романа. Составление хронологической таблицы жизни писателя. Домашнее сочинение по роману «Преступление и наказание»
4
Тема 2.9. 
Лев Николаевич Толстой
Содержание учебного материала
18
1. Жизнь и творчество. «Севастопольские рассказы»
1
2
2. История создания романа «Война и мир»
1
1
3.  Эпизод «В салоне Шерер»
1
4.  Именины  у  Ростовых. Лысые горы.
1
5. Изображение войны 1805-07 годов.
1
6. Практическая работа Поиск плодотворной деятельности Андрея Болконского и Пьера
1
7. Быт поместного дворянства и «жизнь сердца»
1
8. Отечественная война 1812 года
1
9. Практическая работа Кутузов и Наполеон в романе.
1
10.Партизанская война.
1
11. «Мысль народная» в романе
1
12.  Простой народ как ведущая сила
1
13. Эпилог романа
1
14. Практическая работа Образ Наташи Ростовой
1
15. Нравственные искания Андрея и Пьера
1
16. Семья в романе «Война и мир»
1
17-18 Практическая работа. Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»
2
Самостоятельная работа. Чтение романа, изучение материала учебника, мини-сочинения, составление образов главных героев романа. Составление таблицы жизни писателя. Работа по схемам-опорам. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона. Просмотр фильма по роману.
9
Тема 2.10. Антон Павлович Чехов
Содержание учебного материала
9
1. Жизнь и творчество А.П.Чехова.
1
2
2. Рассказы Чехова
1
1
3. Практическая работа Тема гибели души в рассказе «Ионыч»
1
4.  Конфликт в пьесе «Вишневый сад»
1
5.  Система образов в пьесе.
1
6. Практическая работа Старые владельцы сада
1
7. Новый хозяин. Россия будущего.
1
Самостоятельная работа. Чтение рассказов по выбору учащихся. Конспектирование глав учебника по творчеству Чехова. Письменная работа по творчеству А.П.Чехова.
4
Тема 2.11. Зарубежная литература
Содержание  учебного материала.
2
1. Обзор зарубежной литературы 19 века.
1
2. В. Шекспир «Гамлет»
Самостоятельная работа. Чтение произведений зарубежной литературы по выбору учащихся
1
Раздел 3. Русская литература 20 века
Введение
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе
1
1
Тема 3.1. Русская литература на рубеже веков
Содержание учебного материала
И.А. Бунин 1.Сведения из биографии
4
      3
2. Философичность лирики Бунина
3.  Образ закатной цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско»
4. Практическая работа Рассказ «Легкое дыхание
А.И. Куприн
1. Художественный мир Куприна
1
2-3. Практическая работа Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения.
2
2
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов И.А.Бунина по выбору учащегося. Изучение материала учебника по твочеству писателей. Дополнительное чтение рассказов Куприна по выбору.
4
Тема 3.2. Поэзия начала ХХ века
Содержание учебного материала
9
1.Символизм. Истоки русского символизма.
1
2. В.Я. Брюсов*. Сведения из биографии
1
 Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.
1
К.Д. Бальмонт.* Сведения из биографии
1
 Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.
1
Н.С. Гумилев*. Сведения из биографии.
1
Героизация действительности в поэзии Гумилева
1
Футуризм. Игорь Северянин
1
 Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.
1
Самостоятельная работа. Выразительное чтение стихов, изучение материала учебника.
4
Тема3.3. Алексей Максимович Горький
Содержание учебного материала
7
2
1.Судьба и  творчество А.М.Горького
2. Ранние романтические произведения
1
1
3.  Тема «дна» и образы его обитателей в драме «На дне»
1
4. Спор о правде  и  мечте
1
5.  Нравственно-философские мотивы пьесы
1
Практическая работа. Сочинение по творчеству А.М.Горького
2
Самостоятельная работа. Составление хронологической таблицы жизни и творчества А.М.Горького. Изучение теории литературы по теме. Словарная работа.
3
Тема 3.4 Александр Александрович Блок
Содержание учебного материала
5
1. Жизненные и творческие искания Блока
1
1
2. «Стихи о Прекрасной Даме»
1
3.  Тема «страшного мира» В лирике поэта
1
4. Практическая работа Россия и ее судьба в поэзии Блока
1
5.Старый и новый мир в поэме «Двенадцать»
1
Самостоятельная работа. Изучение теории литературы о символизме. Заучивание стихов. Частичный анализ любимых стихов поэта
3
    Тема3.5 Литература 20-х годов (обзор)
Содержание учебного материала
11
1. Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов.
1
1
2. Творческая биография В.В Маяковского
1
3  Тема поэта и толпы в ранней лирике поэта
1
4 Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира
1
5. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».
1
6. Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество
1
2
7. Практическая работа Природа родного края в поэзии С.Есенина
1
8. Практическая работа Тема  Родины в лирике поэта
1
9. Художественное своеобразие творчества Есенина.
1
Самостоятельная работа. Любовная лирика поэтов. Изучение материала учебника. Анализ стихов. Заучивание наизусть. Письменная работа по творчеству А.П.Чехова.
6
Тема 3.6. Литература 30-40 годов
Содержание учебного материала
16
Обзор литературы 30-40 годов
1
М.И.Цветаева
3
2
1.Судьба и стихи М.И.Цветаевой
1
1
2.  Тема дома- России в поэзии М.Цветаевой
1
3. Практическая работа Поэзия Цветаевой – лирический дневник
1
О.Э. Мальденштам.
3
1
1. Сведения из биографии. Противостояние поэта «веку-волкодаву»
1
2. Практическая работа Поиски духовных опор в искусстве и природе.
1
3.  Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.
1
А.П. Платонов
3
1
1. Сведения из биографии. 
1
2-3. Повесть «Котлован»
2
М.А. Булгаков
5
2
1. Жизнь и творчество писателя
1
2.Роман «Мастер и Маргарита»
1
1
3. Практическая работа  Понтий Пилат и Иешуа
1
4.  Воланд и его свита в Москве
1
5. История Мастера и Маргариты
1
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов, изучение произведения М.А.Булгакова  по выбору. Сочинение по творчеству М.Цветаевой, О.Мандельштама, М.А.Булгакова
9
Тема 3.7 Михаил Александрович Шолохов
Содержание учебного материала
6
1. Жизненный и творческий путь М.А.Шолохова
1
2
2.Рассказ «Судьба человека»
1
1
3.  Картины донского казачества в романе «Тихий Дон»
1
4 Практическая работа. События революции и гражданской войны в романе
1
5.Идеи дома и святости семейного очага в романе
1
6. Практическая работа Образ Григория Мелехова
1
Самостоятельная работа. Чтение романа. Изучение материала учебника по творчеству Шолохова. Письменная работа по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон»
3
Тема 3.8 Литература русского Зарубежья
Содержание учебного материала.
3
1. Русское литературное зарубежье 40–90-х годов (обзор)
1
1
2. Н.А. Заболоцкий.  Сведения из биографии
1
1
3. Практическая работа Единство природы и человека в лирике поэта
1
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов
4
Тема 3.9. Литература периода Великой Отечественной войны и
первых послевоенных лет
Содержание учебного материала
11
1.Деятели литературы и искусства на защите Отечества (обзор)
1
1
1.А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь
1
1
2. Ранняя лирика Ахматовой
1
3. Практическая работа Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет.
1
4. Поэма «Реквием»
1
5. Б.Л. Пастернак. Сведения из биографии
1
1
6. . Философичность лирики.
1
7. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.
1
8. А.Т. Твардовский. Сведения из биографии
1
1
9. Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей
2
Самостоятельная работа. Чтение и анализ стихов. Чтение романа Б. Пастернака «Доктор Живаго»
5
Тема 3.10 Литература 50–80-х годов 
Содержание учебного материала.
16
1. Литература 50–80-х годов (обзор)
1
2. «Городская проза». Тематика, нравственная проблематика, художественные особенности произведений В. Аксенова, Д. Гранина, Ю. Трифонова, В. Дудинцева .
1
2
3.  «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни
1
4. А.И. Солженицын. Сведения из биографии
1
2
5.  Повесть «Один день Ивана Денисовича»
1
1
6. Практическая работа Тема народного праведничества в рассказе « Матренин двор»
1
7.В.Т. Шаламов. Сведения из биографии
1
1
8. «Колымские рассказы»
1
9. В.М. Шукшин. Сведения из биографии
1
1
10. Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.
1
11. Н.М. Рубцов. Сведения из биографии
1
1
12. Практическая работа Тема родины в лирике поэта.
1
13. Расул Гамзатов. Сведения из биографии
1
1
14.  Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова
1
15. А.В. Вампилов. Сведения из биографии.
1
1
16.  Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.
1
Самостоятельная работа. Изучение материала учебника по творчеству писателей и поэтов 50-80-х годов. Составление конспектов. Выполнение индивидуальных заданий. Домашнее сочинение
9
Тема 3.11 Русская литература последних лет
Содержание учебного материала
Русская литература последних лет (обзор)
Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.
1
1
Самостоятельная работа. А. Арбузов «Годы странствий».В. Розов «В поисках радости».А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске».
(по выбору)
1
Тема 3.12. Зарубежная литература.
Содержание учебного материала.
1. И.В.Гете « Фауст» (обзор)
1
1
2. Э. Хемингуэй. «Старик и море». (обзор)
1
Самостоятельная работа. Чтение зарубежной литературы по выбору учащихся
2
Дифференцированный зачет
1
Всего:
292
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и  литература ». 
Оборудование учебного кабинета: 
- посадочные места по количеству обучающихся; 
- рабочее место преподавателя; 
- комплект портретов писателей 19 и 20 веков 
- лингвистические словари. 
Технические средства обучения: 
                  мультимедийный проектор, экран, компьютер, видео-двойка              3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень  учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: Учебники и учебные пособия
1В.И.Сахаров, С.А.Зинин Литература 19 века (ч.1, 2) 10 кл.- Москва, 2007
2. В.А.Чалмаев, С.А.Зинин Литература 20 века, 11 класс,М,2007
3. Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2005. 
2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2 ). 10 кл. – М., 2005 
4.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева. 
5.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2002. 
6.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2003. 
7.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2005. 
8.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной
Г.А. – М., 2005. 
9.Обернихина  Г.А.,  Антонова  А.Г.,  Вольнова  И.Л.  и др.  Литература.  Практикум: 
учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2007. 
Для преподавателей: 
10.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и
С.М. Петрова. – М., 2000. 
11.История   русской   литературы   ХI–XIX   вв. / Под   ред.   В.И.   Коровина, 
Н.И. Якушина. – М., 2001. 
12.История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – 
М., 2001. 
13.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002. 
14.Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000. 
15.Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003. 
16.Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002. 
17.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в.  – М., 2001.
18.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001. 
19.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002. 
20.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н.   – М., 2001. 
21.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001. 
22.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
23.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001. 
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в
процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также
выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. 
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) 
Формы и методы контроля и
оценки результатов обучения
1 умения
2
воспроизводить содержание литературного произведения; 
пересказ, тестирование
определять род и жанр произведения; 
Домашнее задание
выразительно читать изученные произведения  (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения
Выразительное чтение
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Творческие работы, отзывы о прочитанном, сочинения, сочинения-миниатюры.
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; 
Творческие работы, тестирование
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); 
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения; 
Фронтальный опрос, комментированное чтение, пересказ, творческие работы
знания
содержание изученных литературных
произведений
Домашняя работа, пересказ
- основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX -20 веков
Хронологические таблицы, индивидуальный опрос.
основные теоретико-литературные понятия
Составление словаря терминов, тестирование
образную природу словесного искусства; 
Контрольная работа
13PAGE  15
13PAGE  14115
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 515