Педагогический проект Тема: «Формирование профессиональной компетентности в процессе обучения математике»


БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ОРЛОВСКИЙ РЕСТАВРАЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Педагогический проект
Тема: «Формирование
профессиональной компетентности в процессе обучения математике»

Преподаватель: Конарева Т.Л.
Орел 2016 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Цели обучения математики в профессиональном учреждении………………………………………………………………………10
Теоретическая основа проекта……………………………………………….12
Показатели критериев сформированности технического мышления………………………………………………………… 12
Признаки сформированности профессиональных компетенций для групп ППКРС………………………………………………………..19
Признаки сформированности профессиональных компетенций для групп ППССЗ………………………………………………………...22
Роль математического образования в формировании общих им профессиональных компетенций будущих специалистов технического профиля……... 29
Этапы реализации проекта…………………………………………………...32
Использование современных образовательных технологий в учебно-образовательном процессе………………………………………………………34
Результаты развития мотивации к учению………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...41
Введение
Одно из основных современных назначений профессионального образования – помочь каждому обучающемуся найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать. Согласно национальной доктрине образования в Российской Федерации профессиональные образовательные учреждения должны создать условия для подготовки «высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессионально мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий», иначе говоря, обладающих профессиональной компетентностью.
Социально- экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами, через обеспечение подготовки производительных сил.
Прежнее слово «квалификация» не полно отражает суть процесса изменений. В основе квалификации лежат технические и профессиональные знания, которые в связи с темпами общественного развития быстро устаревают. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция или компетентность. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией - кругом полномочий какого- либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему- либо ведению. Competent (франц.) - компетентный, правомочный. Competens (лат.) - соответствующий, способный. Competere - требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.) - способность (компетенция).Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс в профессиональном учреждении должен быть направлен на формирование компетентностей, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции. Давайте разберемся, в чем отличие терминов «компетенция» и «компетентность». Термин «компетентность» используется со словами общеобразовательная, профессиональная. Компетентность – это способность к выполнению какой- либо деятельности. Компетенция - это содержание этой способности в виде знаний, навыков, умений получаемых обучающимися в учебном процессе. Компетенция - круг вопросов, в которых кто- либо хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом, компетентность же - это свойство личности, основывающаяся на компетенции.
В социальном плане под компетенцией подразумевается система информации о наиболее существенных сторонах жизни и деятельности человека, обеспечивающая его адаптацию в социуме, о способах реализации своих знаний. Обладать совокупностью компетенций, необходимых для успешной интеграции молодежи в современный социум, значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Компетенция одновременно тесно связывает мобилизацию знаний, умений и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности.
Профессиональная компетенция - это способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. В основу этой компетенции могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. Профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных форм (видов) профессиональной деятельности, а содержание деятельности, в свою очередь, определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций.
Профессиональная деятельность специалиста технического профиля, носит интегрирующий характер, ибо предусматривает знание им разнообразных наук и включает в себя различные виды профессиональной деятельности. Следовательно, рассматривая проблему повышения качества профессиональной подготовки обучающихся технического профиля - будущих специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, специалистов строительных профессий, реставраторов важно выявить основополагающий вид его профессиональной деятельности. Одним из видов профессиональной компетентности специалиста технического профиля является техническая компетенция как качество личности обучающегося, отражающее его готовность и способность эффективно и результативно решать технические задачи различного уровня сложности.
Виктор Врум - автор процессуальной теории мотивации (теории ожиданий) - предложил рассматривать результативность как функцию от умелой мотивации компетенции, т. е.
Результативность = f (компетенция + мотивация*).
Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества профессионального образования. Для будущих специалистов технического профиля математика является не только учебной дисциплиной, но и инструментом анализа профессиональной деятельности, организации и управления технологическими процессами. Изучение математики интеллектуально обогащает обучающегося, развивая гибкость и строгость мышления. В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования математической компетентности будущих специалистов технического профиля. Проведенное мною исследование состояния математической компетентности обучающихся нашего техникума по специальностям технического профиля отделения ППССЗ, показало, что большая часть обучающихся имеет низкий 58% и средний 42% уровни сформированности математической компетентности. На отделении ППЧРС - 61% и 39% соответственно. Большинство из них владеет лишь отдельными неполными теоретическими знаниями, испытывают трудности, связанные с неумением использовать математический аппарат для решения практических задач. Обнаружено отсутствие целостного представления о профессиональной значимости курса «Математика». Это указывает на актуальность проблемы повышения результативности процесса формирования профессиональных компетенций в тесной связи с развитием математической компетентности будущего специалиста технического профиля.
Проблема: Актуальной педагогической проблемой является формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессиям и специальностям технического профиля. На мой взгляд, дисциплина «Математика», как универсальный междисциплинарный язык для описания и изучения объектов и процессов, и как фактор формирующий стиль мышления, способна внести большой вклад в решение этой проблемы.
Объект исследования - формирование профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в процессе обучения математике.
Предмет исследования – педагогические условия обеспечения процесса формирования профессиональной компетенции в процессе обучения математике.
Цель исследования – выявить и теоретически обосновать педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций при обучении математике. Учитывая актуальность проблемы формирования профессиональный компетенций у обучающихся на уроках математики в условиях внедрения ФГОС , и возрастные и личностные особенности обучающихся, мною была выдвинута гипотеза и определены задачи исследования.
Гипотеза исследования состоит в предположении о того, что формирование профессиональных компетенций в процессе обучения математике будет эффективнее, если:
сформировать математические компетенции как часть целостного процесса профессиональной подготовки, составляющий совокупность фундаментальных математических знаний, практических умений и навыков,
сформировать способность использовать эти знания для разрешения различного рода практических и теоретических проблем, встречающихся в профессиональной деятельности;
спроектировать и реализовать теоретическую модель, разработанную с учетом компетентностного подхода и отражающую структуру, содержание, этапы формирования математической компетентности и характер профессиональных задач, решаемых специалистом технического профиля;
создать и реализовать следующие педагогические условия:
1) создание образовательной среды, побуждающей обучающихся к личностно- профессиональному росту в освоении математической компетентности;
2) использование в учебно- методическом обеспечении дисциплины «Математика» сочетания интегративной, проектной, проблемной, игровой и информационно- коммуникационной технологий;
3) усиление практической направленности обучения математике, на основе комплекса профессионально- ориентированных задач и практических работ, связанных с содержанием будущей профессии;
4) организация диагностики, самоконтроля и самоанализа формируемой компетентности, обогащающая рефлексивный опыт обучающихся, обеспечивающая перевод объективной информации на субъектный уровень.
Исходя из цели, и гипотезы определены задачи исследования:
Выявить структуру и содержание математической и профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля.
Выделить особенности формирования математической и профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в техникуме.
Разработать теоретическую модель формирования математической и профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля.
Выявить и теоретически обосновать педагогические условия, обеспечивающие эффективную реализацию теоретической модели формирования математической и профессиональной компетентности будущего специалиста технического профиля.
Определить критерии и показатели сформированности этих компетентностей будущих специалистов технического профиля.
С учетом выявленных показателей осуществить опытно- экспериментальную проверку эффективности формирования профессиональной компетентности будущих специалистов технического профиля в процессе обучения математике, организованной с учетом выделенных педагогических условий.
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс исследовательских методов:
 теоретические: анализ литературы по изучаемой проблеме; моделирование; логико- педагогический анализ образовательных стандартов; теоретическое обобщение результатов опытно- экспериментальной работы;
 эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование; диагностирующие срезы; педагогический эксперимент; анализ продуктов деятельности обучающихся (творческие задания).
Наибольшую актуальность вопрос повышения качества обучения математике приобретает в период перехода на новые государственные стандарты. Обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений, сколько на образование с помощью математики. В теории и методике обучения математике должен учитываться новый, более высокий уровень информатизации производственной сферы. Специалисты многих предприятий используют математические модели, производят математические расчеты, используя отраслевые пакеты прикладных программ. Это значит, что выпускник был способен и имел опыт использования этих программ для эффективного применения математических знаний в решении профессиональных задач.
1.Цели обучения математике в профессиональном образовательном учреждении.
Цель обучения математике в профессиональных образовательных учреждениях в том, чтобы выпускник получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой и овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. Эти навыки можно рассматривать, как применение математических знаний на практике, а значит в формирование профессиональной компетентности выпускника.
Цель обучения математике в нашем техникуме состоит в том, чтобы обувающийся, во-первых, получил фундаментальную математическую подготовку в соответствии с программой, а во- вторых, овладел навыками математического моделирования в области будущей профессиональной деятельности. 
Работая над этой проблемой, я планирую получить следующие результаты:
повышение уровня учебной мотивации обучающихся;
повышение уровня качественной успеваемости обучающихся;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;
приобретение опыта применения математических знаний для успешного решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;
развивать техническое мышление обучающихся;
решать задачи профессионально- технической деятельности;
Теоретическая основа проекта.
2.1. Показатели критериев сформированности технического мышления.
Техническое мышление есть комплекс интеллектуальных процессов и результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально - технической деятельности: конструкторских, технологических, возникающих во время деятельности.
Развитие технического мышления происходит в результате проблемного оперирования производственно- техническим материалом.
Для разработки показателей критериев сформированности технического мышления я попробовала внедрить таксономию категорий усвоения, выявленную коллективом американских ученых под руководством Б. Блума.
Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 году Огюстеном Декандолем, который применялся только в биологии для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем, позже стал применяться и в других областях знаний. Таксономия – строй, порядок, закон.
Бенжамин Блум считал, что одной из основных задач образования является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем. Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках педагога, как при обучении ребят решению проблем, так и при оценке результатов обучения.
"Пирамида Блума" - такое название получила одна из известных визуализаций для классификации мыслительных умений. Модель, созданная в конце 50-х годов 20-го века американским психологом Бенджамином Блумом, и по сей день остается одной из самых простых, наглядных и удобных для описания образовательного результата в любых направлениях учебной деятельности. Есть еще и Кубик Блума - красивый приём педагогической техники, позволяющий организовать мыслительную работу обучающихся непосредственно на уроке.
Таксономия ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности обучающегося. При анализе познавательной области личности выделяются следующие шесть категорий, которые расположенные по степени усложнения характера познавательной деятельности:
I категория - знание;
II категория - понимание;
III категория - применение;
IV категория - анализ;
V категория - синтез;
VI категория - оценка.
Опираясь на таксономию Блума я разработала содержание каждой из категорий в познавательной области, по которым можно оценивать успешность решения комплексных технических задач и сформированность технического мышления.
Знание является первой из категорий целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей.
1.Знание – эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. На этом уровне сложности обучающиеся в состоянии выучить, вспомнить и повторить выученное. Они отвечают на простые вопросы: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».

На уроках дисциплины «Математика» по теме «Тела вращения» я предлагаю записать формулы площадей поверхностей и объемов тел вращения, рассказать, какие детали в автомобиле имеют форму тел вращения, каковы их функции.
2.Понимание – показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую (из словесной в математическую или графическую и наоборот), интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий, предсказание последствий, результатов. Обучающиеся отвечают на уточняющие вопросы: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понимаю, то …?». Цель этих вопросов предоставление обучающимся возможностей для обратной связи. На этом этапе я предлагаю обучающимся постараться понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: Сравнить объекты, объяснить факты, правила, противопоставить

Например, обучающиеся заполняют кроссворд по теме «Тела вращения в моей профессии», выполняют тесты, в процессе решения которых повторяют зашифрованные названия деталей автомобиля.
3.Применение – эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Обучающиеся отвечают на объясняющие (интерпретационные) вопросы, которые начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно- следственных связей. Они применяют правила, методы, понятия, законы, принципы, теории в новых теоретических или конкретных практических ситуациях.

Например, обучающимся предлагается ответить на вопрос «Объясните, почему в автомобильных фарах применяются параболические поверхности?», по данным формулам предлагается рассчитать технические характеристики автомобиля, такие как определение полной массы автомобиля.
4. Анализ – эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Обучающимся отвечают на творческие вопросы, которые чаще всего содержат частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …», «Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет …?».Они определяют мотивацию, причины, сравнивают события или делают выводы из полученных фактов.
Обучающиеся анализируют задачи практического содержания, переводят их на язык математики, просчитывают все возможные варианты решения с учетом тех или иных условий, например наибольшее значение площади поверхности.
5.Синтез - эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, другое окончание, решение проблемы, что- то сделать или предсказать развитие событий. Обучающиеся отвечают на оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что- то хорошо, а что- то плохо?», «Чем один образец отличается от другого?», «Как вы относитесь к …?»

На данном этапе обучающиеся систематизируют знания, выполняют расчетные практические работы. Например, расчет объема тела неправильной геометрической формы.
6.Оценка – эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Обучающиеся высказываются о ценности информации на основании личного социального, а главное профессионального опыта или данного им критерия. Они должны оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения. Обучающиеся отвечают на практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применит …?», «Что можно применить …?», «Что можно сделать из …?», «Где в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили …?» Они работают над исследовательскими проектами, пишут рефераты. Например, исследовательский проект «Геометрия в храмовой архитектуре города Орла».

Например, я провожу уроки в форме «мозгового штурма», уроки «деловая игра», где обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения, объективно оценивать и сравнивать ее с другими, находить компромиссы.
Одним из главных принципов таксономии является то, что она является эффективным инструментом в руках преподавателя, как при обучении решению поставленных задач, проблем, так и при оценке результатов обучения.
Таким образом, с использованием таксономии учебных задач можно: конструировать систему задач для выполнения поставленных педагогических целей, более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной ситуации, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий обучающихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды проектируемой познавательной деятельности, то есть можно создавать индивидуальную программу развития обучаемых или более эффективно организовывать дифференцированную работу.
Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.
Знания приобретаются и проявляются только в деятельности, за умениями, навыками и развитием обучающегося всегда стоит некоторое действие, которое нужно уметь выполнять.
2.2. Признаки сформированности профессиональных компетенций для групп ППКРС.
Профессиональные компетенции Признаки
ПК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 1.Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении.
2.Определяет социальную значимость профессиональной деятельности.
3.Выполняет самоанализ профессиональной пригодности.
4.Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда.
5.Определяет перспективы развития в профессиональной сфере.
6.Определяет положительные и отрицательные стороны профессии.
7.Определяет ближние и перспективные цели в профессиональной деятельности.
8.Определяет пути реализации жизненных планов.
9.Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию.
10.Определяет перспективы трудоустройства.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем 1.Ставит цели выполнения деятельности в соответствии с заданием.
2. Находит способы реализации самостоятельной деятельности.
3. Выстраивает план (программу) деятельности.
4. Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для организации деятельности.
5. Организует рабочее место.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собств. деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. 1.Описывает ситуацию и называет противоречия.
2. Оценивает причины возникновения ситуации.
3. Находит пути решения ситуации.
4. Прогнозирует развитие ситуации.
5. Анализирует результат выполняемых действий, в случае необходимости вносит коррективы.
6. Оценивает результаты своей деятельности, их эффективность и качество
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 1. Выделяет профессионально- значимую информацию (в рамках своей профессии).
2. Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет.
3. Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи.
4. Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.
5. Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.).
6. Сопоставляет информацию из различных источников.
7. Определяет соответствие информации поставленной задаче.
8. Классифицирует и обобщает информацию.
9. Классифицирует и обобщает информацию.
10. Оценивает полноту и достоверность информации.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 1. Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях.
2. Извлекает информацию с электронных носителей.
3. Использует средства ИТ для обработки и хранения информации.
4. Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения.
5. Создает презентации в различных формах.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами 1. Устанавливает позитивный стиль общения.
2. Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией.
3. Признает чужое мнение.
4. Грамотно и этично выражает мысли.
5. Отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией.
6. Принимает критику.
7. Формулирует и аргументирует свою позицию.
8. Соблюдает официальный стиль при оформлении документов.
9. Выполняет письменные и устные рекомендации.
10. Общается по телефону в соответствии с этическими нормами.
11. Способен к эмпатии.
12. Включается в коллективное обсуждение рабочей ситуации.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). 2.3. Признаки сформированности профессиональных компетенций для групп ППССЗ.
Профессиональные компетенции Признаки
ПК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявлять к ней устойчивый интерес. 1.Аргументирует свой выбор в профессиональном самоопределении.
2.Определяет социальную значимость профессиональной деятельности.
3.Выполняет самоанализ профессиональной пригодности.
4.Определяет основные виды деятельности на рабочем месте и необходимые орудия труда.
5.Изучает условия труда и выдвигает предложения по их улучшению.
6.Определяет перспективы развития в профессиональной сфере.
7.Определяет положительные и отрицательные стороны специальности.
8.Определяет ближние и перспективные цели в профессиональной деятельности.
9.Определяет пути реализации жизненных планов.
10.Участвует в мероприятиях способствующих профессиональному развитию.
11.Определяет перспективы трудоустройства.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. 1.Прогназирует результаты выполнения деятельности в соответствии с задачей.
2. Находит способы и методы выполнения задачи.
3. Выстраивает план (программу) деятельности.
4. Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.п.) необходимые для решения задачи..
5. Анализирует действия на соответствие эталону (нормам ) оценки деятельности.
6.Анализирует результат выполняемых действий и выявляет причины отклонений от эталона.
7.Определяет пути устранения выявленных отклонений.
8.Оценивает результаты своей деятельности их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. 1.Описывает ситуацию и называет противоречия.
2. Оценивает причины возникновения ситуации.
3. Определяет субъекты взаимодействия в возникшей ситуации..
4. Находит пути решения ситуации.
5. Подбирает ресурсы (инструмент, информацию и т.д.), необходимые для решения ситуации..
6. Прогнозирует развитие ситуации.
7.Организует взаимодействие участников ситуации.
8.Берет на себя ответственность за принятые решения.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. 1. Выделяет профессионально- значимую информацию (в рамках своей профессии).
2. Выделяет перечень проблемных вопросов, информацией по которым не владеет.
3. Задает вопросы, указывающие на отсутствие информации, необходимой для решения задачи.
4. Пользуется разнообразной справочной литературой, электронными ресурсами и т.п.
5. Находит в тексте запрашиваемую информацию (определение, данные и т.п.).
6. Сопоставляет информацию из различных источников.
7. Определяет соответствие информации поставленной задаче.
8. Классифицирует и обобщает информацию.
9. Классифицирует и обобщает информацию.
10. Оценивает полноту и достоверность информации.
ОК 5. Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. 1. Осуществляет поиск информации в сети Интернет и различных электронных носителях.
2. Извлекает информацию с электронных носителей.
3. Использует средства ИТ для обработки и хранения информации.
4. Представляет информацию в различных формах с использованием разнообразного программного обеспечения.
5. Создает презентации в различных формах.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. 1. Устанавливает позитивный стиль общения.
2. Выбирает стиль общения в соответствии с ситуацией.
3. Признает чужое мнение.
4. Грамотно и этично выражает мысли.
5. Отстаивает собственное мнение в соответствии с ситуацией.
6. Принимает критику.
7. Ведет деловую беседу в соответствии с этическими нормами.
8. Соблюдает официальный стиль при оформлении документов.
9.Составляет отчеты в соответствии с запросами и предъявляемыми требованиями.
10.Оформляет документацию в соответствии с нормативными актами.
11. Выполняет письменные и устные рекомендации.
10. Общается по телефону в соответствии с этическими нормами.
11. Способен к эмпатии.
12. Организует коллективное обсуждение рабочей ситуации.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения задания. 1.Проводит совещания.
2.Ставт задачи перед коллективом.
3.При необходимости аргументирует свою позицию.
4. Осуществляет контроль в соответствии с поставленной задачей.
5. Конструктивно критикует с учетом сложившейся ситуации.
6. Организует работу по выполнению задания в соответствии с инструкциями.
7. Организует деятельность по выявлению ресурсов команды.
8. Участвует в разработке мероприятий по улучшению условий работы команды.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации 1. Анализирует собственные сильные и слабые стороны.
2. Определяет перспективы профессионального и личностного развития.
3. Анализирует существующие препятствия для карьерного роста.
4. Составляет программу саморазвития, самообразования.
5. Определяет этапы достижения поставленных целей.
6. Определяет необходимые внешние и внутренние ресурсы для достижения целей.
7. Планирует карьерный рост.
8. Выбирает тип карьеры.
9. Участвует в мероприятиях, способствующих карьерному росту.
10. Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике.
11. Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике.
12. Владеет навыками самоорганизации и применяет их на практике.
13. Владеет методами самообразования.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности 1. Определяет технологии, используемые в профессиональной деятельности.
2. Определяет источники информации о технологиях проф. деятельности.
3. Определяет условия и результаты успешного применения технологий.
4. Анализирует производственную ситуацию и называет противоречия между реальными и идеальными условиями реализации технологического процесса.
5. Определяет причины необходимости смены технологий или их усовершенствования.
6. Указывает этапы технологического процесса, в которых происходят или необходимы изменения.
7. Определяет необходимость модернизации.
8. Генерирует возможные пути модернизации.
9. Дает ресурсную оценку результата модернизации (экономическую, экологическую и т.п.).
10. Составляет алгоритм (план) действий по модернизации.
11. Проектирует процесс модернизации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. Роль математического образования в формировании общих и профессиональных компетенций будущих специалистов технического профиля.Учреждения среднего профессионального образования, согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации, должны создавать условия для подготовки высокообразованных людей и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями. Под понятием «профессиональная компетенция» понимается - готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целесообразно, методически организованно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. 
Для формирования общих и профессиональных компетенций обувающемуся необходимо владеть рядом учебных дисциплин, имеющие обще- профессиональное значение. Каждая учебная дисциплина способна внести вклад в повышение качества среднего профессионального образования. Очень важная роль в этом принадлежит математике как универсальному междисциплинарному языку для описания и изучения объектов и процессов. 
Во все времена математика имела огромное значение в формировании стиля мышления учащегося, что в настоящее время – время внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения, не утратило свою значимость. С переходом на стандарты нового поколения, которые разработаны с позиций компетентностного подхода в образовании, вопрос повышения качества обучения математике приобретает особую актуальность.
Всеми этими компетенциями должен обладать выпускник при изучении дисциплин математического и естественнонаучного циклов. Кроме того, он должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. 
Одной из задач преподавания математики является развитие интереса к дисциплине, что достигается внедрением в учебный процесс преподавателями инновационных технологий обучения, активных и интерактивных методов обучения, использованием электронных образовательных ресурсов, которые направлены на подготовку будущего квалифицированного специалиста. Преподаватели используют на занятиях игровые формы обучения, применяя такие технологии, как работа в группах, проблемное обучение, поисковый и дифференцированный методы обучения дисциплин математического цикла. 
В нашем техникуме ежегодно проводится «Неделя естественно-научных дисциплин». Во время нее проходят интересные открытые мероприятия, конкурсы, олимпиады по математике. В результате проведения таких занятий у обучающихся формируется представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений.
Фундаментальная математическая подготовка выпускника является основой для его будущей профессиональной жизни, так как именно фундаментальные знания обеспечивают выпускнику возможность понимать и осваивать новую технику и технологии, новые принципы организации производства. 
Навыки математического моделирования можно рассматривать как навыки применения математических знаний на практике, а значит, в формировании профессиональной компетенций выпускника.
Математическое моделирование прикладных задач по специальности позволяет соединить теоретические знания обучающихся с их потребностями, даёт возможность искать пути расширения применения теоретических знаний в будущей специальности непосредственно в процессе обучения. Приведу несколько примеров прикладных задач для каждой специальности:
 1) нахождение оптимального плана решения транспортных задач;
2) расчет минимального пути следования транспорта;
3) математические модели прогнозирования. (приложение 1)
Задания, которые имеют прикладную направленность, формируют у обучающихся стиль мышления, необходимый, а так же умения оценивать полученный результат, прогнозировать исход эксперимента, сравнивать, анализировать различные ситуации, контролировать правильность полученных выводов, оценивать степень их обоснованности.
Знания по математике являются базовыми для этих специальностей, так как существенно используются при изучении ряда других дисциплин. Так, например, знания, умения, навыки, полученные на дисциплинах математического и общего естественнонаучного цикла: «Элементы высшей математики» и «Элементы математической логики» способствуют формированию некоторых профессиональных компетенций для будущей практической деятельности выпускника.
При решении задач практической направленности у обучающихся формируются такие профессиональные компетенции как самостоятельное решение соответствующей проблемы, знание и умение применять основные понятия математики, умение логически мыслить, умение анализировать и оценивать по определённым критериям изученные явления, процессы, объекты, исполнительская дисциплина и организованность.
Таким образом, от качества математической подготовки в значительной степени зависит уровень компетентности будущего специалиста. По моему мнению, обучение математике должно быть ориентировано не столько на получение конкретных математических знаний и умений в узком смысле слова, сколько на образование с помощью математики.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (2012/2013гг.):
Аналитико - диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности.
Изучение современного состояния проблемы;
Анализ психолого- педагогической и методической литературы по теме исследования;
Определение предмета и задач исследования.
II этап – практический (2013/2014 гг.):
Апробация и использование в учебном процессе, приемов, методов формирования профессиональных компетенций на уроках математики у обучающихся
социальной и психолого - педагогической поддержки личности обучающегося в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Данный этап позволил спланировать работу: разработать направления и методики формирования как математических, так и профессиональных компетенций у обучающихся, анализ полученных результатов.
III этап – обобщающий (2014/2015 гг.):
обработка и интерпретация данных за 3года.
диагностика эмоционального компонента обучающихся, нравственной самооценки, мотивации, внесение корректив в разработанную методику формирования профессиональных компетенций обучающихся.
соотношение результатов реализации проекта с поставленными целью и задачами.
определение перспектив и разработка комплекса учебных заданий, направленных для дальнейшего формирования профессиональных компетенций на уроках математики.
Передо мной встал вопрос - для чего я прихожу на урок? Только для того чтобы дать обучающимся крепкие знания, умения и навыки, или ещё чтобы помочь подростку ориентироваться в этом сложном мире, решать поставленные жизнью задачи и выходить победителем из сложных ситуаций? Конечно, хорошие знания – это немаловажно, но так хочется вырастить и воспитать такого обучающегося, который сможет легко адаптироваться в современной общекультурной среде, который обладает всеми профессиональными компетенциями. Тогда сразу встаёт следующий вопрос: как, с помощью чего достичь поставленной перед собой цели. Ответом на этот вопрос стало применение инновационных преобразований.
использование современных образовательных технологий в учебно-образовательном процессе.
Одна из таких технологий - методик коллективных учебных занятий на уроках математики. Можно с уверенностью сказать, что ее использование обеспечивает формирование профессиональных компетенций (коммуникативная компетенция).
Каждая методика технологии коллективных учебных занятий соответствует определенной учебной задаче. Обучающиеся готовят доклады на ранее заданные темы, создают презентации, сообща ищут выход из проблемной ситуации.
Для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач подходит методика взаимообмена заданиями, когда каждый обучающийся осваивает свой тип решения заданий, а остальные получает от других обучающихся. Вначале свой тип задания он прорабатывает с преподавателем, решение второго примера поясняет преподавателю, а затем объясняет товарищам, выступая в роли преподавателя.
Преподаватель обязательно отслеживает уровень владения умениями коммуникации и навыками коллективного труда обучающихся. Для этого целесообразно вести сводную таблицу, в которую заносятся те микро умения, из которых и складываются общие умения коммуникации и навыки коллективного труда. Отмечаются малейшие достижения обучающегося и обозначаются те, над которыми необходимо работать. Преподаватель должен планировать, организовывать, отслеживать и контролировать процесс формирования общих умений коммуникации и навыков коллективного труда, точно так же, как и предметных знаний, умений и навыков. Поэтому при планировании работы обучающегося необходимо тщательно выбирать вид работы, способ, которым он будет осваивать учебный материал. Например, если обучающийся затрудняется излагать устно, преподаватель старается, как можно чаще ставить его в ситуации, когда ему приходится выступать перед группой, передавать какую- то тему товарищу.
Работая в парах сменного состава, обучающийся должен уметь найти себе напарника, научить другого и получить знания от него. Если при этом обучающийся занимает позицию преподавателя, то для этого ему необходимо не только качественно рассказать текст, но и уметь: отследить насколько партнер его понял, увидеть его трудности, закрепить знания и подготовить товарища к роли преподавателя.
Если обучающийся занимает позицию преподавателя, то он должен уметь: задавать вопросы разных типов: на понимание материала, на уточнение, на размышление; приводить примеры; восстанавливать текст. В парной работе обучающиеся отрабатывают навыки понимания устного текста, учится высказывать свою точку зрения и обсуждать содержание.
При работе в групповой форме, обучающийся учится рассуждать по данной задаче, отстаивать свою точку зрения, предлагать несколько вариантов решения той или иной задачи, задавать вопросы на понимание.
В процессе своей работы я определила какими должны быть действия преподавателя, чтобы он мог сформировать профессиональные компетенции:
1. Для развития умения оценивать свою работу обучающиеся вместе с преподавателем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания.
2. Преподаватель привлекает обучающихся к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают для чего нужно то или другое знание, для чего оно пригодится в жизни и профессиональной деятельности.
3. Преподаватель обучает подростков приемам работы в группах. Они исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группе, анализируя учебные конфликты, и находят совместно пути их решения.
4. Преподаватель на уроке уделяет большое внимание самопроверке обучающихся, рассказывая им, как можно найти и исправить ошибку. «На ошибках учатся».
5. Преподаватель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с обучающимися определяет цель урока.
6. Преподаватель включает ребят в открытие новых знаний.
7. Он учит тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления обучающихся.
8. Преподаватель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.
9. Преподаватель учит оценивать работу по критериям и самостоятельно, аргументировано, выбирать критерии для оценки.
10. Преподаватель учит обучающегося ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.
11. Преподаватель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.
12. Преподаватель организует формы деятельности, в рамках которой ребята могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.
13. Преподаватель и обучающийся общаются с позиции сотрудничества. При этом преподаватель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между обучающимися, обучающимися и преподавателем.
14. Обучающимся дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.
Проблема сочетания урочной и внеурочной деятельности беспокоила меня и раньше. Я стараюсь как можно больше ребят привлечь к проектной деятельности. На первом этапе этого процесса решаем проектные задачи. Основная ценность проектной задачи состоит в том, что она ориентирует обучающихся на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Обучающиеся по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача – получить новый «продукт», решить проблему. Роль преподавателя здесь резко меняется, он лишь регулирует учебно-воспитательный процесс и занимается его организацией, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Обучающиеся работают с дополнительными источниками информации, обращаются к социальному опыту, как своему, так и своих товарищей, вступают в коммуникацию друг с другом, преодолевают конфликты, совместно решают задачи, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Осуществляют «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию. (приложение 3)
Такая форма работы позволяет добиваться высокой мотивации, прочности знаний; развивает творчество и фантазию, коммуникабельность; способствует активной жизненной позиции; развивает командный дух, свободу самовыражения; взаимоуважение; акцент на деятельность; демократичность, одним словом – формирует профессиональные компетенции.
В технологии проведения проектных задач для себя я выделяю следующие положительные моменты: обучающиеся приобретают для себя навыки самообразования; развивают творческое мышление; умение добывать и использовать информацию; возрастает интерес к познавательной деятельности; приобретаются навыки группового общения.
В результате применения таких задач, я обратила внимание на то, что обучающиеся, преодолев трудности самостоятельной работы, стали более терпимы друг к другу, стали больше прислушиваться к мнению своих товарищей, больше уважать себя и других. А значит, решение проектных задач не только работает на перспективу развития личности и коллектива, способствует более высокому уровню усвоения программного содержания, несет в себе большую воспитательную роль.
В ходе своей работы я часто применяю эвристический метод при изучении нового материала, имеющего противоречивый характер, или самостоятельного поиска обучающимися новых способов деятельности, которым их ранее не обучали. Эвристический метод применяю в форме эвристической беседы, дискуссий. Я сочетаю частичное объяснение нового с постановкой проблемных заданий. Обучающиеся выполняют самостоятельные работы поискового типа: в группах, парах анализируют проблемные ситуации, ставят проблемы и решают их, находят новые знания и способы действий. Для реализации данного метода также удобно и эффективно использовать групповую форму работы.
Также в своей работе я применяю исследовательский метод (как более сложный) при решении проблемных заданий с целью усвоения обучающимися новых понятий и способов действий и развития у них интеллектуальной сферы. Этот метод применяется мною при решении в течение нескольких уроков тематических и межпредметных (интегрированных) учебных проблем, при решении целостной проблемы творческими группами.
Деловые игры на уроках - «вид игрового взаимодействия, содержанием которого выступают теоретические положения и конструкты, заимствованные из материалов того или иного учебного курса». Игра способствует выполнению важных методических задач:
создание психологической готовности обучающихся к общению;
обеспечение естественной необходимости многократного повторения материала;
индивидуализированная, глубоко личная деятельность;
учение с увлечением.
Я применяю деловые игры на различных уроках. Учебная игра может занимать весь урок, а может какую-то часть.
Кроме деловы игр, я активно привлекаю обучающихся в различного рода и уровня интеллектуальные игры, что способствует сплочению коллектива и развитию коммуникативных учебных универсальных действий Согласно требованиям ФГОС НОО современное образование помимо всего прочего должно быть направлено на формирование личностных качеств обучающихся. Анализируя научно-педагогическую литературу, я пришла к выводу, чем выше коммуникативные навыки, тем более успешным и уверенным чувствует себя обучающийся. Он терпимее относится к своему оппоненту, ведет конструктивный диалог, спокойно отстаивает свою точку зрения и принимает чужую, речь его понятна, связна, лаконична. Это относится не только к предметной линии, но и жизненных ситуаций в- целом.
При этом я использую следующие личностно-развивающие ситуации:
проблемная речь идет о поиске новых знаний для решения проблемы;
аналитическая - используется для анализа верных и ошибочных действий обучающихся;
конструктивная - предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
репродуктивная - предполагает возможность словесно продемонстрировать опыт поведения.
Хорошим инструментом развития мотивации к учению является урочная и внеурочная деятельность, определяется в моей работе следующими направлениями: праздники посвященные Дню знаний, неделя дисциплин естественно-научного цикла, проведение математических олимпиад, смотров знаний, внеклассные мероприятия по математики по различным тематикам, конкурсах, интеллектуальных играх, где показывают достаточно высокие результаты.
Следуя контексту деятельностнотного подхода к обучению математике, я для реализации профессиональной направленности математической подготовки использую задачи на различных этапах усвоения знаний. Если математическая задача способствует реализации профессиональной направленности обучения математике , то она имеет определенное значение в профессиональном становлении будущего специалиста и она называется профессионально значимой задачей. Эта значимость может быт выражена по разному. Это видно из таблицы. Приложение 1.(таблица 1.)
Эти три типа задач необходимо применять на различных этапах усвоения математических знаний обучающимися.Профессионально ориентированные математические задачи целесообразно использовать на этап мотивации изучения объяснения изучаемого материала и этапе первичного закрепления изученного материала. Профессионально прикладные задачи я использую на этапе применения изученных знаний и этапе обобщения и систематизации пройденного. Профессионально развивающие задачи – на заключительных этапах формирования знаний и умений.
Существует множество способов видоизменения математических задач , с целью придания им профессионально направленности. Они зависят от структурного компонента задачи , подлежащей изменению ( условие, заключение ,условие и заключение) , глубины изменения (эквивалентные и неэквивалентные задачи ), способа изменения ( обобщение, конкретизация , аналогия, предельный переход и т. д.), уровня эвристичности результата ( стандартные и нестандартные задачи) , меры вовлечения профессиональной значимой информации.
Результаты развития мотивации к учению.
Диагностика результатов работы проводится с помощью самостоятельных, текущих и итоговых контрольных работ, тестов, комплексных работ, исследовательских и творческих работ, анкетирования, бесед, наблюдения, а также в форме фронтального и индивидуального опроса.
По результатам диагностики были выявлены следующие результаты:
1. Повысился уровень качественной успеваемости.
2. Увеличилось количество обучающихся с высоким и средним уровнем учебной мотивации.
3. Повысился процент обучающихся с высоким и средним уровнем умения решать задачи.
4. Наблюдается улучшение микроклимата в группах, развитие социальных навыков обучающихся. (приложение 4).
Перспективы дальнейшего развития проекта.
1. Возможность дальнейшего развития проекта: обобщение опыта по формированию профессиональных компетенций обучающихся на уроках математики.
2. Написание статей для обобщения опыта по выбранной теме проекта в методических журналах, размещение статей в сети Интернет.
3. Создание методических разработок уроков.
Моё самообразование и повышение квалификации как педагога, обобщение и распространение опыта реализации моего профессионального проекта, а также мои благодарности и сертификаты участника, моё участие в профессиональных конкурсах представлены в портфолио.
Список используемой литературы.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М., 1989.
Двуличанская Н.Н. Компетентностно- ориентированное естественно- научное образование как основа нового качества подготовки профессиональных кадров // Наука и образование: электронное научно- техническое издание. –2010. – № 11. – С. 8- 8.
Епишева О.Б., Крупич В.И. Учить школьников учиться математике: Формирование приемов учебной деятельности. – М., 1990.
Кабанова- Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. – М., 1968.
Национальная доктрина образования в Российской федерации. URL: http://www.humanities.edu.ru Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. – М., 2009. – № 12.