Беседа на темуУчимся высказывать своё мнение,для учащихся 2-3 классов(в условиях МКШ).
ЧКР для 2-3 классов на тему:
«Учимся
высказывать
своё мнение»
Подготовила и провела: Прудникова Н.В.
15 февраля 2010 года
- 2 –
ЦЕЛЬ:
-РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ УМЕНИЕ ВЫСКАЗЫВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ОБОСНОВЫВАТЬ ЕЁ;
-ВОСПИТЫВАТЬ ТРУДОЛЮБИЕ, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, ОТЗЫВЧИВОСТЬ, УМЕНИЕ ДРУЖИТЬ.
Оформление и реквизит:
- плакат «Спорь доказательно!»;
- опорные слова «Я считаю, что », «Я думаю, что », «По-моему », «Я хочу сказать, что », «Я хочу поспорить», «Я не согласен с тем, что ».
Занятие начинается с инсценировки детьми произведения В. Осеевой «Какой день?».
Автор: Кузнечик вспрыгнул на бугорок, погрел на припёке зелёную спинку и, потирая лапки, затрещал.
Кузнечик:Пр-р-е-е-красный день!
Дождевой червяк: Отвр- ратительный!
Кузнечик: Как! На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает. Каждый скажет: прекрасный день!
Дождевой червяк: Нет! Дождик да мутные тёплые лужи – это прекрасный день.
Автор: Но кузнечик не согласился с ним. Тогда они решили.
Кузнечик и дождевой червяк: Спросим третьего.
Автор: В это время муравей тащил на спине сосновую иглу и остановился отдохнуть. Кузнечик обратился к нему.
Кузнечик: Скажите, какой сегодня день: прекрасный или отвратительный?
Автор: Муравей вытер лапкой пот и задумчиво сказал.
Муравей: На этот вопрос я отвечу вам после захода солнца.
Автор: Кузнечик и дождевой червяк удивились.
Кузнечик и дождевой червяк: Что ж, подождём!
Учитель: В этом месте мы прервём сказку, чтобы ответить на следующие вопросы.
- Почему кузнечик считал день прекрасным?
- Почему дождевой червяк решил, что день отвратительный?
- А как считаете вы – день прекрасный или отвратительный? Почему?
- 3-
- Не все люди и не все животные любят солнце. Например, есть люди с аллергией на солнце, существуют животные, ведущие ночной образ жизни – совы, корты, живущие под землёй. Как вы думаете, что ответит муравей после захода солнца?
(Ответы детей)
- Послушаем окончание сказки.
Автор: После захода солнца пришли они к большому муравейнику.
Кузнечик: Ну, какой сегодня день, уважаемый муравей?
Автор: Муравей показал на глубокие ходы, прорытые в муравейнике, на кучи сосновых иголок, собранных им, и сказал:
- Сегодня чудесный день! Я хорошо поработал и могу спокойно отдохнуть!
Учитель: Как видите, у каждого существует своё мнение, свой взгляд на одну и ту же проблему. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения, и при этом хорошо, если оно обосновано – всесторонне разъяснено. А теперь вспомните, как кузнечик в сказке объяснил своё мнение?
( На небе ни одного облачка. Солнышко так славно припекает.)
- Как объяснил своё мнение червяк?
( Прекрасный день – это когда дождик да мутные тёплые лужи.)
- А как обосновал своё мнение муравей?
( Я хорошо поработал.)
-Сегодня мы будем упражняться в умении высказывать своё мнение и обосновывать его. А проводить такое упражнение будем в форме игры, которая называется «Согласись или поспорь со мной». Она заключается в том, что вам будет предложено послушать какую – либо жизненную ситуацию и личное мнение рассказчика об этой ситуации – то, что он об этом думает. Ваша задача – высказать своё мнение, обосновать его и, если нужно, даже поспорить с ним. При этом надо помнить следующие слова.
(Учитель обращает внимание детей на плакат «Спорь доказательно!».)
В игре вам также помогут слова – подсказки.
(Слова прочитываются хором.)
Примечание:
Каждую ситуацию рассказывает я, учитель, или подготовленные ученики 3 класса. Свой рассказ начинаем примерно такими словами: «Недавно я был свидетелем такой ситуации» или «Однажды я наблюдал такую картину ».
После изложения каждой рассказчик высказывает якобы своё мнение по поводу данной ситуации (на самом деле – заранее оговоренное с учителем) и приглашает всех обсудить её.
- 4-
СИТУАЦИЯ 1.
Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама.
Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу.
- Надя, подними! – приказала Таня младшей сестрёнке.
- Вот ещё! – ответила Надя. – Ты уронила, ты и поднимай!
-Но ведь ты тоже с ней играла!
- Ну и что же? И ты играла
Пока сёстры спорили, к ним подошёл старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, отряхнул от пыли и подал девочкам:
-Не спорьте, сороки. Нате, играйте.
Рассказчик: Я считаю, что дедушка не должен был вмешиваться. Пусть бы девочки сами разобрались. Вы согласны со мной?
(Ответы детей.)
Учитель: Молодцы, что не побоялись отстаивать своё мнение. В результате мы пришли к выводу о том, что, вмешавшись в спор девочек, дедушка тем самым преподнёс им хороший урок. Им стало стыдно, а значит, они наверняка так больше не будут поступять.
Давайте поиграем в игру «Хорошо – плохо». Я буду называть качества характера, а вы должны подумать: если данное качество присутствует у человека – хорошо это или плохо?
Если хорошо, то хлопайте в ладоши, если плохо – барабаньте ладошками по парте.
(В случае необходимости учитель разъясняет значения слов.)
Итак, начали: доброжелательность, грубость, чёрствость или равнодушие, отзывчивость, добросердечие, вежливость, задиристость, щедрость, дружелюбие, милосердие, миролюбие, резкость, любознательность, тактичность, любезность, дотошность, искренность, лукавство, любопытство, обходительность, покладистость, скромность, хвастовство.
- 5 –
СИТУАЦИЯ 2.
Большую чёрную собаку звали Жук. Два мальчика, Коля и Ваня, подобрали Жука на улице. У него была перебита нога. Коля и Ваня вместе ухаживали за ним, и когда Жук выздоровел, каждому из мальчиков захотелось стать его единственным хозяином. Но кто станет хозяином Жука, они не могли решить, поэтому их спор всегда заканчивался ссорой.
Однажды они шли лесом. Жук бежал впереди. Мальчики горячо спорили.
- Собака моя, -говорил Коля, - я первый увидел Жука и подобрал его!
- Нет, моя, - сердился Ваня, я перевязал ей лапу и таскал для не1 вкусные кусочки!
Никто не хотел уступать. Мальчики сильно поссорились.
- Моя! Моя! – кричали оба.
Вдруг из двора лесника выскочили две огромные овчарки. Они бросились на Жука и повалили его на землю. Ваня поспешно вскарабкался на дерево и крикнул товарищу:
- Спасайся!
Но Коля схватил палку и бросился на помощь Жуку. На шум прибежал лесник и отогнал своих овчарок.
- Чья собака? – сердито закричал он.
- Моя, - сказал Коля.
Ваня промолчал.
Рассказчик: Я думаю, что Ваня струсил. Он не стал защищать Жука, а значит, он не может считаться его хозяином.
- А как вы думаете, ребята?
(Ответы детей.)
- 6 –
СИТУАЦИЯ 3.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
-Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передавая девочке свой портфель, и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его:
- Это твоя бабушка?
- Нет, - отвечал мальчик.
-Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя или знакомая?
-Да нет же, нет! – отвечал мальчик. – Это просто старушка.
(В.Осеева.)
Рассказчик: По –моему, всем старушкам не поможешь, тем более – незнакомым. Помогать надо только своим бабушкам. Как вы думаете, ребята, я прав?
Учитель: А теперь послушайте замечательное стихотворение на эту же тему.
За ночь выросли сугробы
В парке, во дворе, в саду.
Пробираясь еле – еле,
Я по улице иду.
И налево погляжу я,
И направо погляжу:
- Это кто ж там снег сгребает? –
Самого себя спрошу.
Это бабушка – соседка.
Надо бабушке помочь!
У неё беру лопату,
Я помочь всегда не прочь!
Всё очистил! От работы
У меня лицо горит.
Улыбнулась мне старушка
И «спасибо» говорит.
Мне приятно слышать это,
Ведь порядком я устал
Вот и вышло, что «спасибо»
Я под снегом откопал! (Р. Тимершин.)
Учитель: Получил ли мальчик удовольствие от того, что добровольно помог старушке?
- 7 –
СИТУАЦИЯ 4.
Предложил Харитон Антону дружбу: горе и радость делить пополам. Согласился Антон. Когда друг рядом, жить легче и веселей.
Шли друзья полем. Солнце палило. Попросил Харитон шляпу, ему голову припекало. Антону тоже голову пекло, но он отдал шляпу. Лишь бы другу было хорошо!
Вдруг набежала туча, хлынул дождь. Закричал Харитон, чтоб ему Антон дал плащ. Отдал плащ Антон. Ради дружбы и промокнуть можно!
Кончился дождь. Харитон вернул Антону плащ и шляпу: нести тяжело. Антон взял мокрые вещи и призадумался.
Дошли до перекрёстка. Харитон свернул налево, а Антон направо. Окликнул его Харитон: вместе хотели идти, друзья ведь!
Но Антон ушёл. И не оглянулся.
(Л. Воронкова.)
Рассказчик: Я считаю, что Антон поступил неправильно. С друзьями так нельзя обращаться. А кА вы думаете?
(Ответы детей.)
Учитель: В ходе беседы мы выяснили, что Харитон вовсе не был другом Антону. Настоящие друзья ведут себя совсем иначе. Они не думают о собственной выгоде и всегда готовы помочь.
А теперь поиграем в игру, которая называется «Ассоциация». Я попрошу каждого сказать о том, что он вспоминает, представляет себе, когда слышит слово «друг».
(Дети в быстром темпе по очереди называют свои ассоциации, например, «преданный», «не подведёт», «мы вместе проводим время», «он никогда не будут смеяться надо мной», «всегда поможет», «навещает меня, когда я болею», «мы всегда вместе» и т.д.)
Учитель: Занятие окончено. Всем спасибо за активное участие.
Я считаю, что
Я думаю, что
По – моему ..
Я хочу сказать, что
Я хочу поспорить.
Я не согласен с тем, что
images (4)15