Научно-исследовательская работа Растительный код в романе Михаила Булгакова Мастер и Маргарита
Всероссийский конкурс проектно-исследовательских работ учащихся
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Кулундинская средняя общеобразовательная школа № 1
Полный адрес: 658920, Алтайский край, Кулундинский район, село Кулунда,
ул. Лермонтова, д. 4
Тема исследования
«Растительный код в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»
Автор: Господаренко Ирина ,
11 класс.
Научный руководитель: Альбах Татьяна Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
2014-2015 учебный год
Содержание
1. Введение4
2. Основная часть.5
3. Заключение13
4. Список использованной литературы14
1. Дата исследования: 01.06.2014 – 10.10.2014
2. Место исследования: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, ул. Лермонтова, 4, МБОУ КСОШ № 1
3. Объект исследования: роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
4. Предмет исследования: растительные образы в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
5. Цель работы: выявить соответствие растительной символики авторскому замыслу романа.
6. Задачи:
1) составить картотеку растительных образов романа;
2) изучить символику этих образов;
3) проследить, как символика растений дополняет и углубляет смысл романа.
Введение.
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - фантастическое и глубоко философское произведение, в котором автор изображает добро и зло – сатану и Христа (в образах Воланда и Иешуа Га-Ноцри)- во всей их полноте, имея целью показать, насколько тонка грань между добром и злом, разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Воланд спустился на землю, чтобы обнажить пороки людей, их худшие стороны, а именно: трусость, лицемерие, жадность, лживость, эгоизм, слепоту . Но, как известно, существование зла подтверждает существование добра.
«Мастер и Маргарита» - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера. Сложная структура требует определенных усилий при осмыслении произведения. Нужно иметь достаточный уровень знаний, опыта, владеть приемами анализа прочитанного, уметь сопоставлять известные факты и новую информацию.
Читая роман, я обратила внимание, что все значительные сцены сопровождаются упоминанием того или иного растения. Случайно ли это? Собрав достаточно информации, изучив и осмыслив ее, я сделала очень интересный вывод: фитоморфная символика помогает глубже понять характеры и мотивы поступков героев.
Некоторые из своих наблюдений я предлагаю вашему вниманию.
Основная часть.
Начнём с самой первой главы, где автор знакомит нас с Михаилом Ивановичем Берлиозом и Иваном Николаевичем Понырёвым (Бездомным). Эти герои показаны в «тени чуть зеленеющих лип»: «Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». Читателю известно, что Берлиоз через несколько часов попадёт под трамвай. Быть может, герой не случайно последние минуты своей жизни провёл в тени этого дерева? Хильдегард Бингенская назвала липу символом хрупкости. Может быть, Булгаков намеренно упомянул данное растение, чтобы показать хрупкость бытия (?). Какой век отмерен человеку? Это известно лишь Богу или Воланду.
В последней главе романа мы читаем: «Каждый год лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати Это – сотрудник Института истории и философии, профессор, Иван Николаевич Понырев». Липа символизирует и хрупкость, и изменчивость мировоззрения бывшего поэта, атеиста Ивана Бездомного.
Далее Булгаков знакомит читателей с Понтием Пилатом, прокуратором Иудеи. В романе дается глубокий психологически точный анализ поведения героя, перерастающий в моральный суд над Пилатом. Это сложная, драматическая фигура. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, прокуратор склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Охваченный страхом, всесильный прокуратор теряет остатки гордого достоинства и восклицает: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты?... Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю». Все же как и в Библии Пилат не находит серьезных оснований для казни булгаковского Иисуса, но верховные священнослужители продолжают настаивать на смертном приговоре. Пилат поддается постыдному малодушию умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, который мог погубить карьеру, Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. Он делает последние жалкие попытки спасти несчастного, а когда это не удается, пытается хотя бы смягчить укоры совести. Но нет и не может быть морального выкупа за предательство. А в основе предательства, как это почти всегда бывает, лежит трусость. «Трусость – крайнее выражение внутренней подчиненности», «несвободы духа», главная причина социальных подлостей на земле. « Руки потер, как бы обмывая их » - этот жест символизирует в романе муки совести Пилата, сознание совершаемого им греха и символическое очищение от него. Впоследствии Булгаков заставит своего героя повторить этот жест в разговоре с Афранием, когда Пилат будет организовывать убийство Иуды из Кириафы.
Все же Пилат наказан страшными муками совести. «Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то» терзается Пилат тем, что «он чего-то не договорил тогда давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана», что он не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача».
В саду Понтия Пилата, прокуратора Иудеи, росли кипарисы и пальмы.
Кипарис – символ бессмертия, прощения, власти.
Пальмы – символ превосходства, богатства, победы, воскрешения и бессмертия. В Иерусалиме вход Иисуса Христа в город связывают с пальмовыми ветвями и празднуют победу Христа над злом в пальмовое воскресенье (у нас вербное).
Понтий Пилат, несомненно, имел превосходство над остальными жителями Иудеи, в его руках была власть вершить судьбы людей, он с легкостью решал жить человеку или умереть. Но вот появляется Иешуа. Это событие в романе предзнаменутся пальмовыми ветвями (наблюдается параллель между романом и Библией). Прокуратор хотел помочь Иешуа, но испугался, что потеряет власть, и отправил его на казнь.
После вынесения смертного приговора Га – Ноцри прокуратор «оглянулся, окинул взором видимый ему мир и удивился происшедшей перемене Пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево». Гранатовое дерево символизирует многообразие Божьих даров. Но оно исчезло в глазах Пилата. Так не означает ли это то, что Иешуа Га – Ноцри для данного героя и был тем самым Божьим даром, который исчез, потому что его не приняли, от него отказались?
Кипарис – символ бессмертия и прощения. Однако такого ли бессмертия хотел Понтий Пилат? Конечно же, нет. Булгаков поднимает философский вопрос об ответственности людей за свои поступки, ведь каждый из нас хочет, чтобы о нем помнили после смерти. Каждый хочет получить своего рода бессмертие, но о каком бессмертии идет речь – наказании или славе? Прокуратор стоял перед этим выбором и выбрал первое. Свое наказание он вытерпел сполна, поэтому ему было дано прощение в конце романа. Так пальмы и кипарис символизируют определенные этапы не только в жизни, но и после смерти прокуратора Иудеи.
Итак, мы уже знаем, что прокуратор Иудеи благодаря власти, данной ему народом, лишил Га-Ноцри жизни. Но почему он это сделал? Впервые читая роман, я до последнего момента надеялась на милость прокуратора, видя, что тот умён, склонен к мысли, ему не чужды чувства. Однако вновь вернёмся к фитоморфной символике. После принятия решения о казни, у Понтия Пилата состоялся разговор с первосвященником Каифой. «В изысканных выражениях извинившись перед первосвященником, он попросил его присесть на скамью в тени магнолии и обождать». Магнолия сразу привлекла моё внимание. Дело в том, что на балконе у прокуратора в древней Иудее магнолий не могло быть. Магнолии - североамериканские высокие вечнозеленые деревья с большими белыми цветами. Они попали в Старый свет только после открытия Америки Колумбом и в 33 году н.э. в день смерти Иисуса не могли там быть. Но для Булгакова магнолия – символ честолюбия, желания быть первой. Пока Га-Ноцри говорил о своём мировоззрении, рассуждал о добре и зле, Пилат слушал его внимательно и с интересом. В его голову даже начали приходить мысли об освобождении Иешуа. Но вот речь зашла о верховной власти, и в душу Понтия Пилата постепенно стал проникать страх. Прокуратор имеет совесть, но стремление всегда быть первым, зависимость от власти и страх потерять ее не дали ему осуществить добрый поступок - даровать жизнь Иешуа.
Следующие герои, показанные на фоне растений, – это Иешуа Га – Ноцри и Левий Матвей. Из рассказа Иешуа: « он был сборщиком податей, и я с ним встретился впервые на дороге в Виффгании, там, где углом выходит фиговый сад, и разговорился с ним». Обратив внимание на это растение, я узнала, что фиговое дерево – священное во многих странах. Оно росло в раю. Адам и Ева, вкусив запретный плод и поняв, что они нагие, использовали фиговые листья, дабы прикрыть свою наготу. Данное дерево в Библии упоминается неоднократно: « И, увидев при дороге одну смоковницу, Христос подошёл к ней, и, ничего не нашедши на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла». (Евангелие от Матвея, 21:19). Так засохшее фиговое дерево означает бесплодие. Но фиговый сад жив, как живы в Левии Матвее идеи Иешуа, жива вера в любовь и доброту.
Следующее растение вновь связано с Иешуа Га-Ноцри. Его вели на казнь «по переулку под каменной стеной, по которой стлался виноград». Виноград, в христианском искусстве,- символ евхаристического вина и потому крови Христа. Это выражено в словах Иисуса о том, как посредством Него человек по-новому будет общаться с Богом. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего Тем прославится Отец мой, если вы принесёте много плода, и будете Моими учениками». Несмотря на то, что Булгаков создал существенные различия между его и Библейскими героями, можно догадаться, что под Иешуа подразумевается Иисус Христос. Именно поэтому автор использовал виноград, дабы предупредить читателя, что кровь Га-Ноцри всё-таки прольётся, однако это не означает конца. Сын Божий воскрес, а значит и у Иешуа есть будущее. Левий Матвей – ученик Иешуа – и есть ветвь виноградной лозы. Идеи Иешуа Га-Ноцри продолжают жизнь в нем.
Растения не покидают Га-Ноцри и в момент казни. М. Булгаков даёт описание тяжкой обстановки, окружающей героя во время последних часов его жизни. «Но и их [собак] сморила жара, и они легли, высунув языки, тяжело дыша и не обращая никакого внимания на зелёноспиных ящериц, единственных существ, не боящихся солнца и шныряющих меж раскалёнными камнями и какими-то вьющимися по земле растениями с большими колючками». Колючки – символ, указывающий на ошибочные действия или ошибочные ситуации. Понтий Пилат допустил непростительную ошибку, утвердив смертный приговор Га-Ноцри. В справедливости моего мнения сомневаться не приходится, так как читатель в дальнейшем сам в этом убедится.
Далее автор ведёт речь об Иване Николаевиче Понырёве (Бездомном), который попал в психиатрическую больницу. «За решёткой открылся балкон, за ним берег извивающейся реки и на другом её берегу – весёлый сосновый бор», - такой вид открывался Бездомному из окна палаты. В восточной традиции сосна – наиболее важное из всех вечнозеленых хвойных деревьев, символизирует бессмертие и долголетие. Долгая жизнь предстоит Ивану Бездомному, который вернет себе имя и станет профессором истории и филосифии. А Мастер, лежащий в соседней палате с Поныревым, обретет бессмертие, благодаря своему роману, ибо «рукописи не горят».
И вот, наконец, автор знакомит нас с главными героями романа о Мастере. Описывая квартирку Мастера, где наши герои проводили время вместе, Булгаков несколько раз упоминает растение, на которое я сразу же обратила внимание. «Совершенно отдельная квартирка, и ещё передняя, и в ней раковина с водой маленькие оконца над самым тротуарчиком, ведущим от калитки. Напротив, в четырёх шагах, под забором, сирень, липа и клён». Сирень издавна была одним из любимых цветов молодых девушек. Они использовали её для гаданий: считалось, что если найдёшь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. Однако за этим растением закрепился и другой смысл. Наверное, любая девушка знает, что сирень ни в коем случае дарить нельзя, особенно, дорогим людям, если не хочешь с ними расстаться. Я не исключение, поэтому, прочитав данную строчку, сразу поняла: героев ждёт разлука. Сирень считалась цветком горя и несчастья, символом расставания влюблённых. Следовательно, сирень, растущая перед домом Мастера, была вестником разлуки. Героям пришлось многое пережить, расстаться и соединиться вновь, но уже не здесь, не в этой жизни. О значении липы, указывающей на хрупкость бытия, мы уже говорили.
Вспомним первую встречу Мастера и Маргариты. «Она несла в руках отвратительные, тревожные, жёлтые цветы. Чёрт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве». Впоследствии мы узнаем, что в руках у героини были мимозы. С точки зрения ботаники у мимозы очень интересная история. Оказывается, что «белая акация» и не акация вовсе, а совсем другое дерево, называется оно робиния. Подлинная представительница рода акаций – жёлтая мимоза, которая стала символом праздника 8 Марта. Не могу не упомянуть замечательную легенду, связанную с этим растением. Предание повествует о трагической любви строителя Иерусалимского храма, мастера Хирама - Абиа, присланного царю Соломону.
Красавица Балкис-Макеба, царица южноаравийского государства Сабы, прибыла в Иерусалим, чтобы посмотреть на чудеса царствования Соломона. Соломон без памяти влюбился в Балкис. Трижды ходила гостья осматривать строящийся Иерусалимский храм и трижды просила представить ей создателя этого красивого здания. Из-за зависти к гению Хирама - Абиа Соломон лишь на третий раз исполнил пожелание царицы Савской. Царица и зодчий полюбили друг друга с первого взгляда, и в сердце царя закралась ревность. Однажды прекрасная Балкис поехала за город посмотреть окрестности Иерусалима и в священной роще мимоз встретила мастера Хирама. Спутница царицы, её ручная птица хад-хад села на руку Хирама. Это означало, что зодчий – супруг, предназначенный Балкис судьбой. Влюблённые договорились порознь покинуть Иерусалим и в Сабе навеки соединить свои сердца. В знак любви царица сорвала и дала возлюбленному ветку акации – мимозы. Соломон догадался от кого у Хирама священная ветвь Астарты – дар любви. Он надеялся стать супругом Балкис и к тому же не хотел, чтобы зодчий выстроил в Сабе нечто более величественное, чем его храм. Царь договорился с тремя подмастерьями, что они убьют зодчего. Ночью убийцы настигли мастера Тело схоронили за городом и над могилою воткнули ветку мимозы. Наутро в городе поднялась тревога: главный строитель храма пропал. Девять мастеров отправились на его поиски. Один утомился и сел на пригорке отдохнуть. Когда он вставал, ему попалась под руку ветка акации-мимозы. Она легко выдернулась из земли. Принялись рыть это место и нашли тело Хирама. Зодчего похоронили с почётом, а безутешная Балкис, не внемля уговорам царя, уехала в Сабу
В булгаковском романе любовь Мастера к Маргарите завершается роковой развязкой, как и любовь мастера Хирама к царице Савской. Любовь прекрасной Балкис не прошла даже после смерти зодчего, всё потому, что была дарована той цветком, посвящённым богине Астарте. И в романе цветок древних богинь любви соединяет героя и героиню (ведь именно мимозы привлекли внимание Мастера), как приворотное зелье, одаряет их великой любовью, перед которой бессильны все преграды, даже смерть. Так М. Булгаков одним только букетом цветов смог передать те настоящие, сильные, безграничные чувства, которые появились у его героев.
С Мастером и Маргаритой автор связал ещё одно растение, заслуживающее нашего внимания. Вспомним диалог героев, при их первой встрече:
- Нравятся ли вам мои цветы?
- Нет.
- Вы вообще не любите цветов?
- Нет, я люблю цветы, только не такие.
- А какие?
- Я розы люблю.
Красные розы были любимыми цветами героев.
Роза – царица цветов. Её любили, ей поклонялись, её воспевали с незапамятных времён. О ней сложено много легенд.
В греческой мифологии, как символ любви и страсти, роза служила эмблемой греческой богини любви Афродиты. Она ассоциировалась с ней из-за красоты и аромата этого цветка, а колкость её шипов означала раны любви. По одной легенде, роза впервые расцвела, когда Афродита родилась из морской пены и, торопясь к умирающему Адонису, оцарапала ноги о шипы розы, и кровь богини окрасила некоторые цветки в красный цвет, хотя, согласно другой легенде, розы возникли из крови Адониса.
Не могу не упомянуть персидскую легенду, по которой роза считалась подарком самого Аллаха. Явились к нему однажды все цветы с просьбой назначить им нового повелителя вместо сонного лотоса – тот хотя и был красив, но часто забывал о своих обязанностях. Аллах внял их просьбе и назначил правительницей белую розу с охраняющими её шипами. Соловей, увидав новую царицу цветов, был очарован её красотой и в восторге прижал розу к своей груди. Но острые шипы вонзились ему в сердце, и алая кровь, брызнув из груди несчастного, оросила нежные лепестки дивного цветка. Тем самым роза также символизирует непостижимость объекта любви.
Что же хотел показать читателю М. Булгаков, связывая двух главных героев романа с этим прелестным цветком? Естественно, безграничную, космическую любовь, возникшую между ними. Однако я думаю, что данное растение использовано здесь не только для этого. Дело в том, что роза также является символом Христа. Алый цвет этого цветка признан цветом крови Спасителя. Согласно легенде, королева цветов росла в раю без шипов, но обрела их после грехопадения человека как напоминание о нём. Мастер и Маргарита – грешники. Они отреклись от Бога: Маргарита стала ведьмой, а Мастер отказался от имени. Рай не создан для этих двоих, но и не в аду обрели они вечный приют. Вот и связаны два этих грешных человека с цветком, напоминающим о грехопадении людей. Роза также символизирует время, смерть и воскрешение. Безусловно, это тоже относится к героям романа. Мастеру и Маргарите пришлось во имя любви умереть и возродиться снова, в другой жизни.
Далее вспомним прекрасный сад главной героини, который она отвергала и который не приносил ей удовольствия. Клён, липа и акации росли в нём. И если липа, означающая хрупкость бытия, нам уже встречалась, то на клён и акацию стоит обратить внимание. Дело в том, что это Божественные растения. Клён – это символ премудрости Божьей. А из древесины акации, согласно Библии, были сделаны алтарь Иудейского Храма и Ноев ковчег, а также «терновый венец» Иисуса. Акация – дерево, угодное Богу. Отсюда можно сделать вывод, что данные растения – очередное доказательство отказа Маргариты от Бога, так как сад ей не нравился. Также акация – символ добропорядочного образа жизни. Следует, что, отвергая свой сад, Маргарита отказывается не только от Бога, но и от спокойной, добропорядочной жизни.
Когда она стала ведьмой и хозяйкой бала у сатаны, «невысокая стена белых тюльпанов выросла перед Маргаритой, а за нею она увидела бесчисленные огни в колпачках». Белый тюльпан означает совершенную любовь. Следовательно, любовь Мастера и Маргариты не только безгранична, сильна, но и идеальна. Именно благодаря этому цветку мы понимаем, что Булгаков не осуждает поступок своих героев, а, наоборот, восхищается ими, причисляя их любовь к совершенству.
Очередное растение, которое упоминает М. Булгаков – осина. Вспомним сон Маргариты. «Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадёжная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские полуголые деревья, одинокая осина». Осина – символ горестного плача и стыда. По одной легенде, когда это дерево узнало, что из него будет сделан крест для распятия, его листья задрожали от ужаса. Сохранилась и другая легенда, согласно которой все деревья склонили верхушки во время распятия, а осина осталась прямой, за что её листья навсегда обречены дрожать. А согласно Библейскому сюжету об Иуде – предателе Христа, что повесился на осине, она разделила его участь, став проклятым деревом и символом предательства.
Так как сон Маргариты был вещим, то означал он близкую смерть героини и полное отречение её от Бога. И она, и Мастер причислены к свите Воланда, и награждены они не раем, а вечным покоем.
Заключение.
Подводя итог моей работы, я хочу ещё раз упомянуть, что «Мастер и Маргарита» - великолепное произведение, достойное детального рассмотрения. Любая, как нам кажется на первый взгляд, мелочь может оказаться наполненной особым, глубоким смыслом. Взяв за основу растительную символику, я поняла, что растения являются не просто украшением данного произведения. Каждое из них имеет определенное значение и используется в нужных эпизодах. Растения являются важными знаками, символами, которые усиливают смысл всего романа.
Несмотря на сделанные выводы, тему моей работы нельзя считать полностью исчерпанной. Я думаю, что она может и в дальнейшем представлять интерес для исследования и анализа романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Использованная литература
Бенуас Люк.Знаки, символы и мифы.-М.: Астрель: АСТ, 2006.- 158,{2} c.
Библия. Printed by: Druckhaus Gummersbach, West- Germany, 1990г.- 292 с..
Брокгауз Ф. А., Эфрон И. А. Иллюстрированный энциклопедический словарь:- М.: Изд-во ЭКСМО- Пресс, 2005.-960 с..
4. Булгаков М. А. Мастер и Маргарита.- Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1989.- 352 с..
5. Зигуненко С. Н. Знаки и символы.- М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005.- 349 с..
6. Кун Н. А. Легенды и мифы Древней Греции.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-544с..
7. Тресиддер Джек. Словарь символов.- М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.- 448 с..
13PAGE 15
13PAGE 14415
YђЗаголовок 115