НРАВОУЧИТЕЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ПРИЧУДЛИВЫЙ СЮЖЕТ СКАЗКИ АНТОНИЯ ПОГОРЕЛЬСКОГО «ЧЁРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Государственное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 90




Устюгова Татьяна Ивановна
(учитель русского языка и литературы)






нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки антония погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»
(повторительно-обобщающий урок)






Разработка урока
для учащихся 5 класса






Санкт-Петербург
2015
Нравственные уроки жизни в сказке Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители»

Цели:
Обучающие:
формирование гуманного отношения друг познакомить с понятием «нравственные уроки» на материале произведения.
Развивающие:
развивать познавательные процессы и УУД.
Воспитательные:
формировать нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей;
пробудить чувства ответственности, долга, уважения;
формировать правильное отношение к родному городу.

Планируемые результаты изучения темы:
Предметные: знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алёши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, давать характеристику герою.
Личностные: осваивает нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, выявляет актуальность идеи произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме, использует ее для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Оборудование урока: учебник «Литература 5 класс» В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2012», I часть, ПК, мультимедийная установка, презентация подготовленная учителем, презентация подготовленная учеником, карточки со словами, называющими эмоции.




План урока:
Актуализация опорных знаний
Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Словарная работа
Физминутка
Работа в группах
Беседа на выявление восприятия текста
Словарная характеристика (работа в группах)
Рефлексия
Подведение итогов, выставление оценок
Домашнее задание

Ход урока
Здравствуйте! Когда люди встречаются, они, улыбаясь, обмениваются хорошим настроением. Давайте и мы улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Актуализация опорных знаний  
На доске записана тема нашего урока по сказке «Чёрная курица или подземные жители», но первые слова закрыты. Чтобы их узнать, надо ответить на вопросы.
В чём различия между фольклорной и литературной сказкой?
Как звали на самом деле автора сказки «Чёрная курица»
Кому Алексей Алексеевич Перовский посвятил сказку? (тема открыта полностью)

Мотивация учебной деятельности, целеполагание
Что такое нрав? (характер)
А нравственность? (мораль, ответственность за свои поступки, способность быть честным, справедливым, благоразумным)
Что вы хотите узнать по теме урока, сформулируйте, цель нашего урока.

Цель урока: показать, что нравственные законы вечны и едины.
На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят к содержанию сказки.
- Какую из них вы предложили бы для эпиграфа урока?
Трудно найти, легко потерять.
Как прожил, так и прослыл.
Сам погибай, а друзей выручай.
Дал слово – держи его.
Что посеешь, то и пожнешь.
Учись на добро отвечать добром.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Добро век не забудется.
Эпиграф урока. Учись на добро отвечать добром. (Записать в тетради)
– Вы доказали, что умеете определять идею произведения, его главную мысль.

III. Словарная работа
– Как вы заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19 века. Я попросила ______________________________ поработать с незнакомыми словами. Он подготовил нам сообщение.
(Презентация, рассказ ученика – объяснение значения слов
Дортуар (общая [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] для учащихся в закрытых учебных заведениях),
Вакации (свободное от учения или службы время, каникулы),
Изразец (плитка из обожжённой глины для облицовки стен, печей, обычно покрытая с лицевой стороны глазурью, кафель)
Тупей (фр. to(u)p прядь волос) причёска со взбитым хохлом и зачёсанными назад волосами.
Букли (завитые локоны, пряди вьющихся волос, кудри. Во времена Павла I в армии были по прусскому образцу введены солдатские твёрдые парики с буклями и косицей, которые полагалось, намочив пивом или квасом, обсыпа
·ть мукой).
Шиньон (причёска с использованием волос, собранных на затылке. Название причёски происходит от французской фразы «chignon du cou», означающей «задняя часть шеи», «затылок»).
Салоп (верхняя одежда, широкая длинная накидка с прорезами для рук или с небольшими рукавами; скреплялась лентами или шнурами. Салопы шили из бархата, шелка, дорогого сукна; часто на подкладке).
Фрак (мужской парадный вечерний костюм особого покроя: пиджак короткий спереди, с длинными узкими фалдами (полами) сзади, брюки с атласными лампасами)).
– Спасибо за рассказ и яркую презентацию. Теперь мы с вами будем знать значение этих слов и правильно употреблять их в речи.

IV. Физминутка.
Ребята, цель поставлена, работа предстоит напряженная. Давайте сначала немного разомнемся.
– Раз! - Подняли руки вверх.
– Два! - Нагнуться вниз.
– Три-четыре-пять! - Прямо стать,
Будем снова начинать.

V. Работа в группах.
Хочу заметить, что «Чёрная курица, или Подземные жители» прелестна в своей безыскусной поучительности и яркости наивного смысла о чудесной птице, помогающей доброму и честному мальчику, и уходящей от него, когда он стал легкомысленным и тщеславным ленивцем. В ней правдиво изображена жизнь старого Петербурга, убедительно раскрыт внутренний мир ребёнка, впервые в русской литературе ставшего главным героем произведения, ненавязчиво выведена мораль и тонко проявлено характерное для Погорельского органическое сплетение обыденности, юмора и фантастики. Поэтому сейчас мы подробнее поговорим о нашем герое, для этого необходимо выполнить следующие задания по группам:

I группа Алёша в начале сказки. Перескажите эпизод о том, как Алёша спас Чернушку, от первого лица, передавая чувства и эмоции героя.
II группа Алёша в подземном царстве. Прочитайте по ролям диалог короля и Алёши. Какова роль этого эпизода в сказке? Почему именно такое условие поставил король? Что значит быть скромным?
III группа Жизнь Алёши после подарка. Проследите, какие изменения произошли в нраве и поведении мальчика. Расскажите об этом подробно от лица одного из одноклассников Алёши.

VI. Беседа на восприятие текста.
– Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алёши?
– Чем закончилось для Алёши это восхождение?
– Почему испортился его нрав?
– Ребята, а какие чувства вы  испытали к Алёше по мере прочтения сказки?
Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки (когда учащиеся правильно называют эмоцию, учитель прикрепляет на доску соответствующую карточку):
– Сочувствие – Алёше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой.
– Симпатию – Алёша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи.
– Восхищение – Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу – чёрную курицу; Алёша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней.
Недоумение – Алёша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку.
– Досаду – Из-за Алёшиного непослушания чуть не пострадала Чернушка.
– Растерянность – Алёша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал свой урок, какой бы ему ни задали».
– Сожаление – Характер Алёши начал портиться, мальчик стал заносчивым. Шалил, мешал другим детям заниматься.
– Разочарование – Алёша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами.
– Негодование, возмущение – Алёша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение.
– Сострадание – Алёша всё же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие.
– Надежду – Алёша хочет, может и должен исправиться.
– Радость – Все снова полюбили Алёшу.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске: (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки. Давайте все вместе сделаем вывод, отчего же они меняются?
Вывод: Наши чувства напрямую связаны с изменением нрава главного героя.
– Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» (волшебная сказка).
– А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник-даритель – чёрная курица, волшебное царство)
– Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алёша и Чёрная курица)
– Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алёше и Чёрной курице? (Чернушка-положительный герой, а Алёша и положительный, и отрицательный, противоречивый).
– Ещё раз вернёмся к содержанию сказки и вспомним, о чём просит Чернушка Алёшу перед путешествием в Подземное царство? (Быть скромным).
– А что значит «быть скромным» в данном тексте? (Никому не рассказывать о том, что он увидит во время путешествия).
– Молодцы. Действительно, слово «скромный» употреблено в устаревшем значении, т.е. быть скромным – «уметь хранить тайну».
– Ребята, а почему вы сказали, что у вас возникло чувство досады, когда Алёша попросил в подарок волшебное зернышко, которое давало ему возможность быть успешным учеником, не прилагая для этого никаких усилий? (Он забыл, что всё даётся человеку трудом, и лишь те знания, которые добываются трудом, остаются с ним навсегда, приносят пользу).
– Что случилось с характером Алёши, получившим волшебное зернышко? (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зёрнышка. Потеряв зернышко, Алёша оказывается хуже самого последнего ученика).


VII. Словесная характеристика (работа в парах).
Итак, Алёша получил волшебное зернышко, и жизнь его изменилась, да и сам он изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка и после получения зёрнышка.
На интерактивной доске находятся слова, распределите эти слова в два столбика (учащиеся выполняют задание письменно).
Добрый Ласковый Упрямый Любознательный Общительный Дерзкий Гордый Непослушный Скромный Самолюбивый Жестокий Застенчивый


До получения зёрнышка
Имея зёрнышко

Добрый
Жестокий

Ласковый
Упрямый

Общительный
Непослушный

Скромный
Самолюбивый

Застенчивый
Гордый

Любознательный
Дерзкий

– Какой из героев вам нравится больше: до или после? Почему?
– Если так трагично заканчивается сказка (жители подземного королевства ушли; Алёша наказан; предательство), то можно ли говорить, что конец традиционен для волшебной сказки? Побеждает ли добро над злом?
(Да, побеждает. Потому что Алёша стал прежним добрым и послушным, скромным и прилежным мальчиком, он получает урок нравственности).


VIII. Рефлексия
А теперь давайте составим синквейн, который станет финалом нашего сегодняшнего разговора об Алёше. Напоминаю его строение:

1 строчка – одно существительное, обозначающее тему;
2 строчка – два глагола; раскрывающие действия, воздействия свойственные данному предмету, явлению;
3 строчка – три прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки, явления предмета, заявленного в теме синквейна;
4 строчка - фраза – раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки;
5 строчка – существительное, выступающее как итог, вывод.
Алёша
Добрый, отзывчивый
Спасает, предает, раскаивается
Он сделался  примером для ребят.
Совесть.

IX. Подведение итогов урока.

-Какой же нравственный урок вы получили?
Сегодня на уроке я узнал (Что ценится в жизни  лишь то, что достается трудом, только в  этом случае оно принесет радость и счастье).
я хочу узнать.

Выставление оценок учащимся за работу на уроке.

X. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру «Если бы у меня было волшебное семечко».
Спасибо за работу.































2 ч
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· Proof SetupРГеннади9РСпири=,РЧернаOРкуриц0 115