Конспект урока альтернативного чтения в 3 классе ГУО
КОНСПЕКТ УРОКА АЛЬТЕРНАТИВНОГО ЧТЕНИЯ в 3 классе ГУО (для детей с умеренной степенью интеллектуального недоразвития)
на основе "Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости " под редакцией Л.Б. Баряевой, Д.И.Бойкова.
Тема: Путешествие в Страну Сказок.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок-путешествие.
Цель урока: формирование навыков коммуникативного поведения.
Задачи урока:
коррекционно-образовательные:
- расширить знания обучающихся о сказках, их особенностях;
- закрепить умение составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
коррекционно-развивающие:
- развивать способность выражать эмоциональное состояние, соотносить их с изображающими пиктограммами;
- создавать условия для возникновения речевой активности.
коррекционно-воспитательные:
- прививать любовь к фольклорному творчеству;
- воспитывать в детях нравственные качества.
Оборудование: мультимедийное оборудование (презентация), «волшебная» палочка, обруч, «волшебный клубок» (клубок ниток), ёлки пластмассовые напольные, деревянный домик, сюжетные картинки, пиктограммы, игрушка Колобок, корзина, пакет с мукой, баночка сметаны, тарелки и ложки, яйцо, репка, трава, масса для лепки, доски для лепки.
Ход урока.
I.Организационный момент
Слайд № 1. Звучит песня «В гостях у сказки».
Добрый день, дорогие ребята и гости!
Сегодня мы будем путешествовать по стране сказок. Поможет нам в этом волшебная палочка. Давайте поприветствуем друг друга, передавая эту палочку по кругу. Назовем имя рядом стоящего и скажем: «Я рад тебя видеть!» А теперь, ребята, давайте все повернемся к гостям и поприветствуем их хором: «Мы рады вас видеть!» Вот мы и поздоровались.
А вы любите сказки? Поднимите руку, кто любит сказки. Да, сказки любят все. В сказках добро побеждает зло. Сказки учат отличать хорошее от плохого. Сказки учат, как поступать в разных ситуациях.
Мы с вами познакомились со многими русскими сказками, а также сказками других народов мира. Скажите, почему эти сказки называют народными? Верно, потому что их написал народ. Сказки передавались из уст в уста, из века в век.
Ну, что же, ребята, пора отправляться в путешествие по стране сказок. Дверью в сказку для нас будет обруч. Сейчас я дотронусь до него волшебной палочкой, и мы, все вместе, проходя через него, попадем в сказку. (Все дети проходят через обруч, украшенный мишурой). Наше путешествие пройдет в сказочном лесу. А поможет нам туда попасть волшебный клубок. Нам нужно только сказать волшебные слова.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Вот мы и в Стране Сказок.
Ребята, волшебный клубок вывел нас на полянку, где живет Бабушка-Загадушка.
II.Основная часть
Слайд № 2. Бабушка-Загадушка.
Чтобы узнать, хорошо ли вы знаете сказки, старушка сказочница приготовила вам загадки. Слушайте внимательно и попробуйте их отгадать.
Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (мышка, «Репка»)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? (7 козлят, «Волк и 7 козлят»)
Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился,
По дорожке он катился.
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню пел.
Съесть его хотел зайчишка,
Серый волк и бурый мишка.
А когда малыш в лесу
Встретил рыжую лису,
От нее уйти не смог.
Что за сказка? («Колобок»)
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льёт бедняжка! (Снегурочка)
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с этим заданием. Наш клубок катится дальше.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Слайд № 3. Царевна Лягушка.
2.Работа с сюжетными картинками.
Как вы думаете, в какую сказку привел нас клубок?
Правильно, мы оказались у болота, где живёт Царевна Лягушка.
У Царевны Лягушки припасено для вас задание. Сейчас вам нужно вспомнить сказки «Репка» и «Колобок» и расположить их с помощью картинок в правильной последовательности. Молодцы, с заданием справились, и ход сказок не нарушили.
А теперь давайте расскажем сказки нашим гостям. (Дети рассказывают сказки с опорой на картинки).
Чудесно справились и с этим заданием!
Ребята, наше путешествие в страну сказок продолжается, а волшебный клубок привел нас на другую полянку.
Слайд № 4 Коза и стрекоза (звучит музыка).
3. Динамическая пауза «Коза и стрекоза».
(Музыка «Колыбельная для зверят». Движения сопровождаются словами.)
Дети, куда привёл нас клубок? Правильно, на полянку, где пасётся Коза из сказки «Волк и семеро козлят».
Давайте представим, что мы с вами тоже оказались на этой полянке.
Под кустом,
Закрыв глаза,
Спит двурогая коза. Сидя на корточках,
Ладоши прижать к щеке.
(имитация сна)
Вот Коза,
Открыв глаза, Потягивается, руки в сторону.
Видит:
В небе стрекоза. Рука – ко лбу (Коза вглядывается вдаль)
Огорчается коза,
Что она –
Не стрекоза! Головой покачать влево-вправо (3 - 4
раза)
Тоже хочется
Двурогой покружиться
Над дорогой. Помахать плавно руками.
Пройти на носках по кругу.
Повторить 2-3 раза.
А наш клубок катится дальше.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Слайд № 5. Теремок.
4. Упражнение на выработку эмоций. Работа с пиктограммами.
Дети, как вы думаете, в какую сказку привел нас клубок? Правильно, «Теремок».
Давайте подойдем к нашему сказочному домику, где живут герои разных сказок. Они будут выходить к вам, если вы правильно скажете, какое настроение изображено на этих картинках («чтение» пиктограмм: злой, добрый, хитрый).
Ребята, посмотрите на эту картинку (демонстрация пиктограммы злости). Кто скажет, какое лицо на ней изображено? (Злое). Покажите, как выглядит злое лицо (дети «изображают» зло).
Из домика появляется кукла волк. Это волк. Какой волк в сказках? (Злой, стучит зубами, рычит, воет «у-у-у-у»). В каких сказках мы встречались со злым серым волком? («Три поросенка», «Красная Шапочка»).
Давайте ещё посмотрим на наш сказочный домик. (Демонстрация пиктограммы хитрости). Какое лицо изображено? (хитрое, с ухмылкой) Покажите, как выглядит хитрое лицо? (дети показывают).
Как вы думаете, какой сказочный герой сейчас выйдет? Да, лиса. Вспомните сказки, где лисица обхитрила других сказочных героев. («Колобок», «Два жадных медвежонка», «Лисичка сестричка и Серый волк», «Лисичка со скалочкой»).
Демонстрация пиктограммы «добро». Ребята, что изображает эта картинка? (добро)
Покажите, как выглядит доброе лицо? Давайте попросим добрых героев выйти к нам. Выходят дед, бабка из сказки «Курочка Ряба". Скажите, какое лицо самое красивое? Доброе. Правильно, потому что доброта-это спокойствие, миролюбие, душевность.
Покатился наш клубок дальше.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Слайд № 6. Баба Яга.
5. Игра «Было или не было» (искажение сюжета).
Ребята, мы попали на полянку к злой Бабе Яге, и она уже успела нам навредить. Все перепутала в сказках.
Дети, будьте внимательны. Я расскажу отрывки сказок, а вы слушайте, и, если заметите ошибки, исправьте их.
Однажды курочка снесла яичко. Яичко не простое, а золотое. Дед бил-бил – не разбил. Баба била-била, не разбила. Лисичка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилась. (мышка прибежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось).
Катится колобок по дороге, а навстречу ему слон.
- Колобок, колобок! Я тебя съем! (Колобок не встречал слона).
- Каких животных встречал Колобок? (зайца, волка, медведя, лису).
Козлятки закрыли дверь
Крепко-накрепко.
А медведь выждал время,
И только коза ушла в лес
Искать корм, медведь подошёл
К избушке и закричал своим
Толстым голосом.
(К козлятам приходил не медведь, а волк).
Посадил дед свёклу, выросла свёкла большая-пребольшая (Дед посадил репку).
Молодцы, ребята, вы все сказки поставили на свои места.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Слайд № 7. Красная Шапочка.
7. Игра «Выбери нужный предмет».
Ребята, кто из вас скажет, в какой сказке мы оказались? Правильно, «Красная Шапочка».
Выполняя условие этого задания, вы покажите, как хорошо знаете содержание сказок. Выносится корзинка, в которой находятся предметы: пакет с мукой, баночка сметаны, «золотое» яичко, репка, пучок травы и другие предметы.
- Однажды старик попросил испечь колобок.
Вопрос: Из чего бабушка испекла Колобок?
Она намела, наскребла две горсти муки и замесила тесто на сметане (дети выбирают из предметов те, которые находятся на столе: муку и сметану).
- Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко - яичко …
Вопрос: Какое яичко снесла курочка?
Курочка снесла яичко не простое, а золотое (дети выбирают «золотое» яичко).
Какой овощ посадил дед и не мог его вытянуть? (дети выбирают репку).
Вспомним песенку, которую пела коза своим детям. Что делала коза в лесу? (Ела траву шелковую, пила воду студеную).
Дети выбирают из предметов, только те, которые находятся в корзине: воду и пучок травы.
Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием.
Наш клубок ведет нас дальше.
Слайд № 8. Снегурочка.
8.Динамическая пауза «Хоровод».
Мы пришли на поляну «Хороводная», где девушки из сказки «Снегурочка» водят хоровод. Сейчас и мы с вами потанцуем.
(Звучит музыка, дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
По дорожке ты беги,
Всех нас в сказку приведи.
Слайд № 9. Дед и бабка из сказки «Колобок».
9. Лепка Колобка.
Путешествие нашего клубка подходит к концу. Его волшебная нить привела нас на полянку, на которой мы видим чем-то опечаленных стариков. Оказывается, это дед и баба из сказки «Колобок». А грустные они оттого, что колобок от них убежал, да так и не вернулся, потому что его съела лиса.
Давайте поможем деду с бабкой и сами испечем им колобки. Возьмём в руки массу для лепки и двумя руками, круговыми движениями, скатаем «колобка».
Слепим глазки, ротик. Какое выражение лица у Колобка? Он добрый? Сделаем ему «веселый ротик».
Давайте покажем, как мы будем катать нашего колобка.
А чтобы колобок получился красивый, будем приговаривать слова:
Катаю, катаю тесто,
Есть в печи место.
Испеку колобок,
Положу на бочок.
Молодцы, ребята, красивых колобков "испекли".
III.Рефлексия. Итог урока.
Ну, что же, наше путешествие в страну сказок подходит к концу.
- В каких сказках мы сегодня с вами побывали? (……)
- Чему учит сказка «Колобок»?
Будь осторожен с незнакомыми - это может быть опасно.
- Чему учит сказка «Волк и семеро козлят»?
Нельзя быть невнимательным к словам старших.
- Чему учит сказка «Курочка Ряба»?
О заботе друг к другу («Не плачь, дед, не плачь баба...»).
- Чему учит сказка «Репка»?
Если работать дружно, можно решить любую проблему. Если всем вместе взяться, то все получится. Дети "возвращаются " домой, пройдя сквозь" обруч).