РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Математика» 4 класс УМК «Школа 2100»




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Математика»

для 4 класса

















Пояснительная записка
Статус программы
Настоящая Рабочая программа по математике для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной образовательной программы начального общего образования по ОС «Школа 2100 и «Программы по математике». /Авт. Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П.Тонких»./ – М.; Баласс, 2012.
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования.

Цели изучения учебного предмета
Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у детей математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.
Характерными особенностями содержания математики являются: наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы.
Цели обучения математике:
1) Развитие познавательных процессов и мыслительных операций.
2) Формирование представлений о коммуникативном взаимодействии и приобретение опыта коммуникации в позициях «автора», «понимающего» и критика.
3) Формирование представлений о целях и функциях учения и приобретения опыта самостоятельной учебной деятельности под руководством учителя.

Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе личностно ориентированных, деятельностно ориентированных и культурно - ориентированных принципов, сформулированных в образовательной программе «Школа 2100».
Содержание обучения математике направлено на формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят ее к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.
В рабочей программе по математике представлены содержательные линии: «Числа и операции над ними», «Величины и их измерение», «Текстовые задачи», «Элементы геометрии», «Элементы алгебры», «Элементы стохастики», «Нестандартные и занимательные задачи». В них арифметический, алгебраический, геометрический материал объединен с элементами комбинаторики, теории графов, логики, дано представление о простейших понятиях теории вероятности и математической статистики.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Количество часов в учебном году – 136
Количество часов в неделю –4


Тема, раздел
Кол-во часов
в программе
по предмету
Кол-во часов
в рабочей программе по предмету
Контрольные работы
(в том числе)
Практическая часть предмета


1
Раздел I.
Числа от 1 до 1000.
Повторение изученного в 3 классе


8


8

1


2
Раздел II.
Дроби

16

16

1

1

3
Раздел III. Нумерация многозначных чисел

12

12

1


4
Раздел IV. Величины
12
12
Сам. раб.
2

5
Раздел V.
Сложение и вычитание многозначных чисел


10


10


1


6
Раздел VI. Умножение и деление многозначных чисел

70

70
3
1

7
Раздел VII. Повторение и обобщение изученного

8

8

1


ИТОГО:
136
136
9
4


Результаты изучения учебного предмета, курса
Содержание учебного предмета направлено на освоение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует Образовательной программе школы.
Личностные результаты.

· Становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально-этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности.

· Целостное восприятие окружающего мира, начальные представления об истории развития математического знания, роли математики в системе знаний.

· Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации.

· Принятие социальной роли «ученика», осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики.

· Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция.

· Освоение норм общения и коммуникативного взаимодействия, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение находить выходы из спорных ситуаций.

· Мотивация к работе на результат как в исполнительской, так и в творческой деятельности.

· Установка на здоровый образ жизни, спокойное отношение к ошибке как «рабочей» ситуации, требующей коррекции; вера в себя.
Метапредметные результаты.

· Умение выполнять пробное учебное действие, в случае его неуспеха грамотно фиксировать свое затруднение, анализировать ситуацию, выявлять и конструктивно устранять причины затруднения.

· Освоение начальных умений проектной деятельности: постановка и сохранение целей учебной деятельности, определение наиболее эффективных способов и средств достижения результата, планирование, прогнозирование, реализация построенного проекта.

· Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

· Опыт использования методов решения проблем творческого и поискового характера.

· Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
– Способность к использованию знаково-символических средств математического языка и средств ИКТ для описания и исследования окружающего мира (представления информации, создания моделей изучаемых объектов и процессов, решения коммуникативных и познавательных задач и др.) и как базы компьютерной грамотности.

· Овладение различными способами поиска (в справочной литературе, образовательных Интернет-ресурсах), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.

· Формирование специфических для математики логических операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия, установление причинно-следственных связей, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям), необходимых человеку для полноценного функционирования в современном обществе; развитие логического, эвристического и алгоритмического мышления.

· Овладение навыками смыслового чтения текстов.

· Освоение норм коммуникативного взаимодействия в позициях «автор», «критик», «понимающий», готовность вести диалог, признавать возможность и право каждого иметь свое мнение, способность аргументировать свою точку зрения.

· Умение работать в паре и группе, договариваться о распределении функций в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; стремление не допускать конфликты, а при их возникновении – готовность конструктивно их разрешать.

· Начальные представления о сущности и особенностях математического знания, истории его развития, его обобщенного характера и роли в системе знаний.

· Освоение базовых предметных и межпредметных понятий (алгоритм, множество, классификация и др.), отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами различных предметных областей знания.

· Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты.

· Освоение опыта самостоятельной математической деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений.
– Овладение устной и письменной математической речью, основами логического, эвристического и алгоритмического мышления, пространственного воображения, счета и измерения, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов (схемы, таблицы, диаграммы, графики), исполнения и построения алгоритмов.
– Умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, составлять числовые и буквенные выражения, находить их значения, решать текстовые задачи, простейшие уравнения и неравенства, исполнять и строить алгоритмы, составлять и исследовать простейшие формулы, распознавать, изображать и исследовать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, диаграммами и графиками, множествами и цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
– Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
– Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.
– Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса, в котором будет осуществляться учебный процесс: учащиеся активны в условиях специально-организованной деятельности на уроках математики: могут работать в парах, используя способ действия, в группах, дети ведут тетради открытий, умеют контролировать и оценивать друг друга, обладают элементарными навыками самостоятельного поиска.

Содержание учебного предмета
В курсе математики выделяются несколько содержательных линий.
1. Числа и операции над ними.
2. Величины и их измерение.
Общие этапы при изучении каждой из величин в начальных классах:
выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребёнка);
проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);
проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;
формируются измерительные умения и навыки;
выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);
проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;
выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;
выполняется умножение и деление величины на отвлечённое число. При изучении величин имеются особенности и в организации деятельности учащихся.
3. Текстовые задачи. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников: а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения); б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения; в) интерпретации полученного решения для исходной задачи; г) составлению задач по готовым моделям и др.
4. Элементы геометрии.
В изучении геометрического материала просматриваются два направления:
формирование представлений о геометрических фигурах;
формирование некоторых практических умений, связанных с построением геометрических фигур и измерениями.
5.Элементы алгебры. В курсе математики для начальных классов формируются некоторые понятия, связанные с алгеброй. Это понятия выражения, равенства, неравенства (числового и буквенного), уравнения и формулы.
6. Элементы стохастики. Элементы комбинаторики, теории вероятностей и математической статистики входят в школьный курс математики в виде одной из сквозных содержательно-методических линий, которая даёт возможность накопить определённый запас представлений о статистическом характере окружающих явлений и об их свойствах.
7. Нестандартные и занимательные задачи. В настоящее время одной из тенденций улучшения качества образования становится ориентация на развитие творческого потенциала личности ученика на всех этапах обучения в школе, на развитие его творческого мышления, на умение использовать эвристические методы в процессе открытия нового и поиска выхода из различных нестандартных ситуаций и положений.
Воспитание интереса младших школьников к математике, развитие их математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических фокусов, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач-сказок, загадок и т.п.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
В результате изучения курса математики выпускники начальной школы научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений.
Учащиеся овладеют основами логического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки.
Ученики научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях.
Выпускники начальной школы получат представления о числе как результате счета и измерения, о принципе записи чисел.
Научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение. Учащиеся накопят опыт решения текстовых задач.
Выпускники познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей.
В ходе работы с таблицами и диаграммами (без использования компьютера) школьники приобретут важные для практикоориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных. Они смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
1.Раздел «Числа и величины»
Выпускник научится:
читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от нуля до миллиона;
группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать величины (массу, время, длину, площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм грамм; час минута, минута секунда; километр метр, метр дециметр, дециметр сантиметр, метр сантиметр, сантиметр миллиметр).
Выпускник получит возможность научиться:
устанавливать закономерность правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
выбирать единицу для измерения данной величины (длины, массы, площади, времени), объяснять свои действия.
2. Раздел «Арифметические действия»
Выпускник научится:
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трехзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулем и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения (содержащего 23 арифметических действия, со скобками и без скобок).
Выпускник получит возможность научиться:
выполнять действия с величинами;
использовать свойства арифметических действий для удобства вычислений;
проводить проверку правильности вычислений (с по мощью обратного действия, прикидки и оценки результата
действия).
Раздел «Работа с текстовыми задачами»
Выпускник научится:
анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами и взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 12 действия);
оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи.
Выпускник получит возможность научиться:
решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению ее доли (половина, треть, четверть, пятая,
десятая часть);
решать задачи в 34 действия;
находить разные способы решения задачи.
4.Раздел «Пространственные отношения. Геометрические фигуры»
Выпускник научится:
описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры: точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг;
выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
распознавать и называть геометрические тела: куб, шар;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус
Раздел «Геометрические величины»
Выпускник научится:
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
Выпускник получит возможность научиться:
оценивать размеры геометрических объектов, расстояний приближенно (на глаз).
вычислять периметр и площадь нестандартной прямоугольной фигуры.
Раздел «Работа с данными»
Выпускник научится:
читать несложные готовые таблицы;
заполнять несложные готовые таблицы;
читать несложные готовые столбчатые, круговые диаграммы.
Выпускник получит возможность научиться:
достраивать несложную готовую столбчатую диаграмму;
сравнивать и обобщать информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
распознавать одну и ту же информацию, представленную в разной форме (таблицы и диаграммы);
планировать несложные исследования, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и
диаграмм;
интерпретировать информацию, полученную при проведении несложных исследований (объяснять, сравнивать и
обобщать данные, делать выводы и прогнозы).

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект:
1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (начальное общее образование). Стандарт начального общего образования по математике. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ начального общего образования. Требования к уровню подготовки выпускников начальной школы. Дрофа, Москва, 2007.
2.Примерная программа по математике, МО РФ, 2012 г
3. Программа Т.Е.Демидовой по математике.

1. Список литературы, рекомендованный учащимся: 
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. «Математика»: Учебник для 4 класса: В 3 частях. – ООО «Баласс», 2012.
Козлова С. А., Рубин А. Г. «Самостоятельные и контрольные работы к учебнику «Моя математика»: Сборник, 4 класс. – М.: Баласс, Изд. Дом РАО, 2013.

2. Список литературы для учителя
Козлова С. А., А.Г.Рубин «Математика». 4-й класс: Методические рекомендации для учителя.
Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. Тесты и контрольные работы к учебнику «Математика», 4 класс. - ООО «Баласс», 2012.

 Интернет-ресурсы.
1) Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. –http://school-collection.edu.ru
2) Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000...». –http://www.sch2000.ru
3) Презентация уроков «Начальная школа». – http://nachalka/info/about/193
4) Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). –http://nsc.1september.ru/urok

 
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Математика, 4 б класс
2014-2015 учебный год

№ урока
Сроки изучения учебного материала
Разделы,
темы и тип уроков
Кол-во часов
Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий)
Контроль
(форма, дата)
Практическая часть предмета
(внеаудиторные часы)
Наглядность
ТСО

1 четверть
Раздел I. Числа от 1 до 1000. Повторение изученного в 3 классе (8 часов)

1
2.09
Числа от 1 до 1000. (Урок рефлексии)
1
Сравнивают числа по классам и разрядам.
Исследуют ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения.
Группируют числа по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывают явления и события с использованием чисел.
Моделируют ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.



Презентация

2 - 3
3.09
4.09
Арифметические действия над числами (Урок рефлексии)
2





4 – 6
5.09
9.09
10.09
Арифметические действия над числами (Урок рефлексии)
3





7
11.09
Входная контрольная работа (Урок развивающего контроля)
1

к/р.



8
12.09
Работа над ошибками (Урок рефлексии)
1





Раздел II. Дроби (16 часов)





9
16.09
Дроби. Нахождение части числа (ОНЗ)
1
Используют математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания, умножения, деления).
Сравнивают разные способы вычислений, выбирая удобный.
Прогнозируют результат вычислений.
Пошагово контролируют правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия.
Используют различные приёмы проверки правильности нахождения значения числового выражения (с опорой на правила установления порядка действий, алгоритмы выполнения арифметических действий, прикидку результата).
Исследуют ситуации, требующие сравнения величин, их упорядочения.
Переходят от одних единиц измерения к другим.
Группируют величины по заданному или самостоятельно установленному правилу.
Описывают явления и события с использованием величин.



Изготовление модели «дробь» (на окружности)


10
17.09
Нахождение части числа (ОНЗ)
1





11
18.09
Нахождение числа по его части (ОНЗ)
1





12
19.09
Нахождение части числа. Нахождение числа по его части (ОНЗ)
1





13-
15
23.09
24.09
25.09
Сравнение дробей (ОНЗ)
3



Презентация

16
26.09
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





17
30.09
Сложение дробей с одинаковыми знаменателями (Урок общеметодологической направленности)
1



Презентация

18
1.10
Вычитание дробей с одинаковыми знаменателями (Урок общеметодологической направленности)
1





19
2.10
Решение задач (ОНЗ)
1





20
3.10
Деление меньшего числа на большее (ОНЗ)
1



http://school-collection.edu.ru/

21
7.10
Какую часть одно число составляет от другого (ОНЗ)
1



Электронное приложение «Математика. Начальная
Школа. 4 класс»

22
8.10
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





23
9.10
Контрольная работа по теме «Дроби» (Урок развивающего контроля)
1

К./р.



24
10.10
Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе (Урок рефлексии)
1





Раздел III. Нумерация многозначных чисел (12часов)





25
14.10
Многозначные числа. Разряды и классы. (ОНЗ)
1
Разрешают житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины (планировка, разметка).
Находят геометрические величины разными способами.
Моделируют изученные зависимости при решении задач.
Находят и выбирают способ решения текстовой задачи. Выбирают удобный способ решения задачи.
Планируют решение задачи.
Действуют по заданному и самостоятельно составленному плану решения задачи.
Объясняют (пояснять) ход решения задачи.
Используют вспомогательные модели для решения задачи.
Обнаруживают и устраняют ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера.
Наблюдают за изменением решения задачи при изменении её условия.



Таблицы: разряды и классы, разрядные слагаемые,

26
15.10
Чтение и запись многозначных чисел (ОНЗ)
1





27
16.10
Сравнение чисел (ОНЗ)
1





28
17.10
Разрядные слагаемые (Урок общеметодологической направленности)
1



http://school-collection.edu.ru/

29
21.10
Умножение и деление на 1000,
10 000, 100 000. Математический диктант (Урок развивающего контроля)
1

К.м/д



30
22.10
Итоговая контрольная работа (Урок развивающего контроля)
1

К./р.



31
23.10
Работа над ошибками. (Урок рефлексии)
1



Презентация

32
24.10
Чтение и запись многозначных чисел (Урок общеметодологической направленности)
1



Электронное приложение «Математика. Начальная
Школа. 4 класс»

33
28.10
Чтение и запись многозначных чисел (ОНЗ)
1





34
29.10
Миллион. Класс миллионов. Миллиард. (Урок общеметодологической направленности)
1





35
30.10
Чтение и запись многозначных чисел. (Урок общеметодологической направленности)
1





36
31.10
Решение задач (Урок рефлексии)
1



Тест за 1 четверть

2 четверть





Раздел IV. Величины (12часов)





37
11.11
Единицы длины (Урок общеметодологической направленности)
1
Самостоятельно выбирают способ решения задачи.
Решают простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.
Составляют уравнение как математическую модель задачи.
Определяют истинность высказываний.

Выполняют сбор и обобщение информации в несложных случаях, организовывают информацию в виде таблиц и диаграмм (линейных, столбчатых, круговых).
Преобразовывают информацию из одного вида в другой.
Выполняют перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций, в том числе комбинаций, удовлетворяющих заданным условиям.
Приводят примеры случайных событий, достоверных и невозможных событий; вычисляют вероятности событий в простейших случаях.
Находят и выбирают алгоритм решения занимательной или нестандартной задачи.
Действуют по самостоятельно составленному алгоритму решения занимательной или нестандартной задачи.



Презентация

38
12.11
Единицы массы. Грамм, тонна. (Урок общеметодологической направленности)
1





39
13.11
Единицы измерения величин (Урок общеметодологической направленности)
1


Вычисление площади комнаты


40
14.11
Единицы площади (Урок общеметодологической направленности)
1



Презентация

41
18.11
Единицы площади (Урок общеметодологической направленности)
1





42
19.11
Площадь прямоугольного треугольника (Урок общеметодологической направленности)
1
Составляют с алгоритмом определения площади прямоугольного треугольника. Знакомятся с понятием приближённого значения числа, учить находить приближённое значение площадей с помощью палетки




43
20.11
Приближенное вычисление площадей. Палетка. (Урок общеметодологической направленности)
1


Вычисление площади по палетке.


44
21.11
Единицы объема (Урок общеметодологической направленности)
1





45
25.11
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





46
26.11
Точные и приближенные значения величин (Урок общеметодологической направленности)
1





47
27.11
Решение задач (Урок рефлексии)
1





48
28.11
Решение задач. Самостоятельная работа (Урок развивающего контроля)
1

С./р.




Раздел V. Сложение и вычитание многозначных чисел (10часов)

49
2.12
Прикидка суммы и разности.
1
Самостоятельно создают и используют вспомогательные модели для решения занимательных или нестандартных задач (например, находить решение логических задач с помощью графов и таблиц истинности, задач на переливания и переправы – с помощью таблиц, задач на взвешивание – с помощью алгоритмов, представленных в виде блок-схем и т.д.).
Находят закономерность и восстанавливают пропущенные элементы цепочки.
Обнаруживают и устраняют ошибки логического характера при анализе решения занимательной или нестандартной задачи.
Отличают заведомо ложные высказывания.
Оценивают простые высказывания как истинные или ложные.
Определяют принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).
Находят выигрышную стратегию в некоторых играх.
Моделируют разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости.
Изготавливают (конструировать) модели геометрических фигур.
Описывают свойства геометрических фигур.
Соотносят реальные предметы с моделями рассматриваемых геометрических фигур.
Применяют буквы для обозначения чисел и для записи общих утверждений.
Составляют буквенные выражения по условиям, заданным словесно, рисунком или таблицей.
Вычисляют числовое значение буквенного выражения при заданных значениях букв.
Решают простейшие уравнения на основе зависимостей межу компонентами и результатом арифметических действий.
Составляют уравнение как математическую модель задачи.
Строят точки по заданным координатам, определять координаты точек.
Описывают явления и события с использованием буквенных выражений, уравнений и неравенств.





50
51
3.12
4.12
Сложение и вычитание многозначных чисел (ОНЗ)
2



Презентация

52-
53
5.12
9.12
Сложение и вычитание многозначных чисел (Урок рефлексии)
2





54
10.12
Взаимосвязь работы, времени и производительности. (Урок общеметодологической направленности)
1





55-56
11.12
12.12
Решение задач (Урок рефлексии)
2





57
16.12
Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание многозначных чисел» (Урок развивающего контроля)
1

К./р.



58
17.12
Контрольный математический диктант Работа над ошибками. (Урок рефлексии)
1

М/д



Раздел VI. Умножение и деление многозначных чисел (70 часов)

59
18.12
Умножение чисел. Группировка множителей (Урок общеметодологической направленности)
1
Определяют значение признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.); находят предметы с одинаковым значением признака; выявлять закономерности в расположении фигур по значению одного признака.
Дают название группе однородных предметов; находят лишний предмет в группе однородных; называют отличительные признаки предметов в группе с общим названием; сравнивают группы предметов по количеству; ставят в соответствие предметы из одной группы предметам из другой группы.
Строят высказывания, по смыслу отрицающие заданные. Строят высказывания с использованием связок «И», «ИЛИ».
Определяют истинность высказываний, в том числе и со словами «НЕ», «И», «ИЛИ».
Находят на схеме в виде дерева предметы по нескольким свойствам.
Изображают простые ситуации на схеме в виде графов.
Определяют количество сочетаний из небольшого числа предметов.
Находят выигрышную стратегию в некоторых играх.
Определяют результат действия, определяют действие, которое привело к данному результату. Определяют действие, обратное заданному.
Приводят примеры последовательности событий и действий в быту, в сказках.
Составляют алгоритм, выполняют действия по алгоритму, в том числе с ветвлениями и с циклами.
Находят и исправляют ошибки в алгоритмах.
Формулируют условия ветвления и условия выхода из цикла.
Заполняют таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов).
Изображают на схеме совокупности (множества) с разным взаимным расположением: вложенность, объединение, пересечение.
Строят графы по словесному описанию отношений между предметами или существами, строить и описывать пути в графах.
Записывают выводы в виде правил «если , то »; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если , то »; составлять схемы рассуждений из правил «если , то » и делать с их помощью выводы


Презентация «Арифметические действия над числами»

60
19.12
Арифметические действия над числами (ОНЗ)
1





61
23.12
Умножение многозначных чисел на однозначные (ОНЗ)
1





62-63
24.12
25.12
Умножение чисел (Урок общеметодологической направленности)
2





64
26.12
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





3 четверть





65
8.01
Деление круглых чисел (ОНЗ)
1





66
9.01
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1
Определяют с правила деления на произведение, вывести на основании нового правила новый алгоритм устного деления




67
13.01
Деление числа на произведение (Урок общеметодологической направленности)
1





68
14.01
Деление круглых многозначных чисел. (Урок общеметодологической направленности)
1
Переносят алгоритм устного деления, когда делимое оканчивается на 0 на большие числа, продолжают учиться округлять числа до заданного разряда, решать задачи, находить несколько решений неравенства подбором.
Знакомятся с новым видом уравнения и алгоритмом его решения




69
15.01
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1






70
16.01
Деление с остатком на 10, 100, 1000 (ОНЗ)
1






71
20.01
Деление круглых чисел с остатком (ОНЗ)
1





72
21.01
Уравнения (ОНЗ)
1





73
22.01
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1
Учатся производить вычисления с многозначными числами.
Составляют на основании известного письменного алгоритма деления двузначного числа и трехзначного числа на однозначное, алгоритм деления четырехзначного числа




74
23.01
Уравнения (Урок общеметодологической направленности)
1





75
27.01
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1





76-77
28.01
29.01
Деление многозначных чисел на однозначные (Урок общеметодологической направленности)
2



Презентация

78
30.01
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1



Презентация

79
3.02
Письменное деление многозначных чисел на однозначные (ОНЗ)
1
Обобщают уже имеющиеся знания, учатся производить вычисления с многозначными числами, решать и сопоставлять способы решения задач «на работу» и «на движение»


Презентация

80
4.02
Деление многозначных чисел на однозначные (Урок общеметодологической направленности)
1





81
5.02
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1






82
6.02
Деление многозначных чисел на однозначные (Урок общеметодологической направленности)
1



карточки «Деление многозначного числа на однозначное»

83
10.02
Письменное деление многозначных чисел на круглые (ОНЗ)
1





84
11.02
Арифметические действия над числами (Урок рефлексии)
1
Вычисляют значения числовых выражений, содержащих 34 действия со скобками и без них; решают уравнения, в которых зависимость между компонентами и результатом действия необходимо применить несколько раз: читать информацию, записанную с помощью круговых диаграмм; решают простейшие задачи на принцип Дирихле; находят вероятности простейших случайных событий; находят среднее арифметическое нескольких чисел.





85
12.02
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число» (Урок развивающего контроля)
1

К./р.






86
13.02
Работа над ошибками. (Урок рефлексии)
1





87
17.02
Деление многозначных чисел на круглые (Урок общеметодологической направленности)
1



http://school-collection.edu.ru/

88
18.02
Решение задач. (ОНЗ)
1



Презентация

89
19.02
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





90
20.02
Умножение на двузначное число(ОНЗ)
1





91-92
24.02
25.02
Умножение многозначных чисел на двузначное число (Урок общеметодологической направленности)
2
Решают задачи, связанные с движением двух объектов: навстречу и в противоположных направлениях; соотносить задачу с выражением, схемой, краткой записью, формулой, находят и объясняют решение задач с долями; находят и объясняют решение задач с альтернативным условием; используют заданные уравнения при решении текстовых задач.




93
26.02
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1



Презентация

94-96
27.02
3.03
4.03
Умножение многозначных чисел на трехзначное число (ОНЗ)
3





97-
98
5.03
6.03
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
2





99
10.03
Контрольная работа по теме: «Умножение и деление многозначных чисел» (Урок развивающего контроля)
1





100
11.03
Работа над ошибками. (Урок рефлексии)
1





101
12.03
К./р.Решение задач (Урок рефлексии)
1

К./р.





102
13.03
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1





103
104
17.03
18.03
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
2





105
19.03
Решение задач (Урок общеметодологической направленности)
1
Знакомятся с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного используется одна цифра


Презентация

106
20.03
Письменное деление многозначных чисел на двузначные числа (Урок общеметодологической направленности)
1





4 четверть





107-109
31.03
1.04
2.04
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
3





110-111
3.04
7.04
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
2





112
8.04
Среднее арифметическое (ОНЗ)
1
Знакомятся с письменным алгоритмом деления многозначных чисел на многозначное число, когда в записи частного три цифры


Презентация

113
9.04
Письменное деление многозначных чисел на трехзначные числа (ОНЗ)
1





114
10.04
Деление многозначных чисел на трехзначные числа (Урок общеметодологической направленности)
1





115-117
14.04
15.04
16.04
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
3
Знакомятся с понятием круговая диаграмма, с понятиями числовой луч и координата точки




118
17.04
Круговая диаграмма (ОНЗ)
1





119
21.04
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
1





120
22.04
Числовой луч, координаты точки на числовом луче (ОНЗ)
1





121
23.04
Адрес в таблице. Пара чисел (Урок общеметодологической направленности)
1
Выделяют понятия пара чисел и координата ячейки




122
24.04
Координаты точек на плоскости (ОНЗ)
1



Презентация

123-124
28.04
29.04
Арифметические действия над числами (Урок общеметодологической направленности)
2





125
30.04
Решение задач (Урок рефлексии)
1





126
1.05
Краевая годовая контрольная работа (Урок развивающего контроля)
1

К./р.



127
12.05
Работа над ошибками, (Урок рефлексии)
1





128
13.05
Решение задач
1





Раздел VII. Повторение и обобщение изученного (8ч)

129
14.05
Нумерация (Урок рефлексии)
1





130
15.05
Сложение и вычитание многозначных чисел (Урок рефлексии)
1



Презентация

131
19.05
Умножение и деление многозначных чисел (Урок рефлексии)
1





132
20.05
Порядок действий в выражениях (Урок рефлексии)
1





133
21.05
Решение уравнений и неравенств (Урок рефлексии)
1





134
22.05
Тест-контроль за год (Урок развивающего контроля)
1

Тест



135
26.05
Решение задач (Урок рефлексии)
1





136
27.05
Величины и геометрические фигуры (Урок рефлексии)
1







.0Іґ¶єВк
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·{ ґ¶єД
·
·
·у Заголовок 4 Заголовок 515