Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса
Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Буравцовская СОШ»
Эртильский муниципальный район Воронежская область
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО учителей биологии, химии, физической культуры, ОБЖ, технологии
_________О.Ю. Хохлова
Протокол № ___
от «___» ________ 2013г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
__________ С.В.Боев
«___» _________ 2013 г
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Протокол № ___
от «___» _______ 2013 г
«Утверждаю»
Директор школы
________ Т.А.Пронина
Приказ № _____
от «__»________ 2013 г.
Рабочая программа учебного предмета
«Основы безопасности жизнедеятельности»
для 6 класса
на 2013 – 2014 учебный год
Составитель: Бобкин Игорь Михайлович,
учитель первой квалификационной категории
д. Буравцовка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности в МКОУ «Буравцовская СОШ» разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности жизнедеятельности и в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537), Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), федеральными законами в области безопасности жизнедеятельности и постановлений правительства Российской Федерации о подготовке и организации обучения населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При разработке программы учтены требования к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. Так же программа включает в себя региональный компонент (национально-региональный), который устанавливается субъектом Российской Федерации, и школьный компонент, который устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 6 классе отводится 17 часов – во II и III четвертях (0,5 ч.).
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Основными целями изучения курса ОБЖ в 6 классе МКОУ «Буравцовская СОШ» являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; оказывать ПМП пострадавшим.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
выделение характерных причинно-следственных связей;
творческое решение учебных и практических задач;
сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
индивидуальные консультации;
внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.)
Годовое распределение
часов по рабочей программе «Основы безопасности жизнедеятельности»
в 6 классе.
Разделы рабочей программы
Всего часов
Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё
Опасные и экстремальные ситуации. Подготовка к путешествию
1
Факторы, мешающие справиться с экстремальными ситуациями
1
Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях
Особенности акклиматизации человека в разных природных зонах. Общие правила успешной акклиматизации
1
Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде
Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде
1
Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу, местным признакам
1
Устройство временных укрытий
1
Добывание огня, разведение костра
1
Обеспечение бытовых потребностей
1
Обеспечение водой
1
Организация питания
1
Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
1
Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению
1
Раздел 2. Основы медицинских знаний
Глава 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях
Общие принципы оказания самопомощи и первой помощи пострадавшему.
1
Аптечка, природные лекарства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы
1
Закрытые травмы. Укусы животных
1
Отравления. Первая помощь утопающему
1
Тепловые и солнечные удары, обморожения. Поражение молнией
Переноска пострадавшего без носилок
1
ИТОГО
17 часов
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Количество часов
Дата проведения урока
Раздел 1. Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
Глава 1. Экстремальная ситуация в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё
1
Опасные и экстремальные ситуации. Подготовка к путешествию
1
13.11.2013
2
Факторы, мешающие справиться с экстремальными ситуациями
1
20.11.2013
Глава 2. Пребывание человека в различных климатических условиях
3
Особенности акклиматизации человека в разных природных зонах. Общие правила успешной акклиматизации
1
27.11.2013
Глава 3. Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде
4
Способы выживания человека в условиях автономного существования в природной среде
1
04.12.2013
5
Способы подачи сигналов бедствия. Ориентирование по компасу, местным признакам
1
11.12.2013
6
Устройство временных укрытий
1
18.12.2013
7
Добывание огня, разведение костра
1
25.12.2013
8
Обеспечение бытовых потребностей
1
15.01.2014
9
Обеспечение водой
1
22.01.2014
10
Организация питания
1
29.01.2014
11
Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
1
05.02.2014
12
Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению.
1
12.02.2014
Раздел 2. Основы медицинских знаний
Глава 1. Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях
13
Общие принципы оказания самопомощи и первой помощи пострадавшему
Переноска пострадавшего без носилок
1
19.02.2014
14
Аптечка, природные лекарства. Потёртости и мозоли. Ссадины и порезы
1
26.02.2014
15
Закрытые травмы. Укусы животных
1
05.03.2014
16
Отравления. Первая помощь утопающему
1
12.03.2014
17
Тепловые и солнечные удары, обморожения. Поражение молнией
1
19.03.2014
Учебно-методический комплект
Авторская программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-9-х классах общеобразовательных учреждений, автор А.Т. Смирнов (изд-во «Просвещение», 2008);
Авторская программа курса "Основы безопасности жизнедеятельности" для учащихся 5-9-х классов общеобразовательных учреждений авторов В.Н. Латчука, С.К. Миронова, С.Н. Вангородского (изд-во «Дрофа», 2005);
Примерные программы по ОБЖ для среднего (полного) общего образования на базовом уровне;
Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса (под ред. Ю.Л. Воробьева, изд-во «Астрель»).
Лист
корректировки рабочей программы
Класс
Название раздела, темы
Дата проведения по плану
Причина корректировки
Корректирующие мероприятия
Дата проведения по факту
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815