Памятка для учителей Дисграфия
Памятка учителю начальных классов
Дисграфия
как одна из причин неуспеваемости школьников по русскому языку
Учитель – логопед МОБУ СОШ №7 Вяткина Татьяна Николаевна
Проблема нарушений письменной и устной речи у учащихся начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе, так как эти два процесса из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения детьми знаний.
Работая в школе, Вам часто приходится сталкиваться с проблемой большого количества дисграфических ошибок у обучающихся 1-4 классов.
Что же такое дисграфия?
Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.
При дисграфии у ребенка могут наблюдаться:
Речевые симптомы:
ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)
ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);
ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).
Неречевые симптомы:
неврологические нарушения;
нарушение познавательной деятельности;
нарушение восприятия;
нарушение памяти;
нарушение внимания;
нарушение моторики;
нарушение зрительно-пространственных ориентировок;
психические нарушения и т.д.
2. Классификация дисграфии.
Артикуляционно-акустическая дисграфия– это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».
Ребёнок пишет слова так, как он их произносит.
Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи. Иногда сохраняется и после того, как устранены нарушения в устной речи.
Виды ошибок :
«Лука» -вместо «рука», «тлуба» -труба,
«Маса»-Маша и т.д«Масына едет сынами сурса» - машина едет шинами шурша
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.
Механизмом является неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы.Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме.
Смешиваются :— свистящие — шипящие (с-ш, з-ж),
— звонкие — глухие (б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш),
— твердые — мягкие, пропуск Ь, взаимозамена гласных I и II ряда.
Виды ошибок:
«писмо» — письмо, «мач» — мяч,
«почка» — бочка , «угол»- уголь, «Луба» - Люба
(ч-т’ «черчит, утитель» ,ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы», ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п «бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к «клавный, собага» и т.д …)
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Проявляется в нарушении различных форм языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.
Проявляется:
на уровне слова:
– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);– вставка лишних букв (стол – «стлол»);– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».на уровне предложения:
– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»).– раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).
Аграмматическая дисграфия
проявляется в аграмматизмах на письме.
Механизмом является несформированность лексико-грамматического строя речи.
Проявляется:
на уровне слова.
Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);
Изменение падежных окончаний («много деревов»);
Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»)
Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);
на уровне словосочетания и предложения.
Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).Оптическая дисграфия.
Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Проявляется:
– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);– в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).
Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв.Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.
Больше дисграфических
ошибок встречается в диктантах.
Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.
На что нужно обратить особое внимание:
1. Если ребенок левша.2. Если он - переученный правша.3. Если ребенок посещал логопедическую группу.4. Если в семье говорят на двух или более языках.5. Если ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.6. Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.8. Ошибки, вызванные нарушенным произно-шением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Советы:
Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.
Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком.
На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ и синтез слова.