Урок-зачет по биологии для 7 класса «Класс Рыбы»

Урок-зачет по биологии для 7 класса «Класс Рыбы»

Цель урока:
Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, закреплению материала о рыбах;
Совершенствовать умение работы в группах «один за всех и все за одного»;
Способствовать формированию умений обобщать, а также формировать научное мировоззрение на основе знаний, связи строения и выполняемой функции;
Осуществлять экологическое, житейское, природоохранное воспитание.

Задачи:
Образовательные: научить учащихся выделять основные признаки животных класса «Рыбы».
Развивающие: развивать умение анализировать, сопоставлять объекты.
Воспитательные: формировать у учащихся любовь к природе, учить понимать ее красоту, ценность для человека.

Тип урока: урок-зачет
Методы обучения: репродуктивный

Ход урока:

Организационный момент
Класс разбивается на группы по 5 учащихся. Каждому ученику в группе присваивается номер от 1 до 5, и на каждую группу выдается карточка.

Группа,
№ и Ф. И
учащегося
Номер этапа


1
Строение рыб
2
Узнай рыбу по описанию
3
Составь название рыбы
4
Занимательное о рыбах
5
Зоошутка
Итог

1 ГРУППА







№1 (Ф. И)







№2 (Ф. И)







№3(Ф. И)







№4 (Ф. И)







№5 (Ф. И)







2 ГРУППА







№1 (Ф. И)







№2 (Ф. И)







№3(Ф. И)







№4 (Ф. И)







№5 (Ф. И)








В классе подготовлены столы, на которых лежат задания для каждого учащегося группы. Всего таких столов 5, т.к. 5 этапов. Каждая группа должна пройти 5 этапов и каждый учащийся выполняет задание на отдельном листе. Лист подписывается.
На следующем уроке подводится итог.

Этапы:
Строение рыб.
Узнай рыбу по описанию.
Из перепутанных букв составить название рыбы и отгадать загадку.
Занимательное о рыбах.
Зоошутка. Из частей каких рыб составлено это фантастическое животное?




























Задания по этапам

1 этап. Строение рыб

Карточка для ученика №1
Перечислить признаки внешнего и внутреннего строения, характерные для рыб.

Карточка для ученика №2
Перечислить органы чувств рыбы и указать их значение.


Карточка для ученика №3
Перечислить системы органов рыб и указать их значение.

Карточка для ученика №4
Перечислить органы, образующие нервную систему; отделы головного мозга.

Карточка для ученика №5
Перечислить органы пищеварительной системы и их функции.


2 этап. Узнай рыбу по описанию.

Карточка для ученика №1
Живет в пресных водоемах. Самец в период размножения строит из водных растений гнездо. После выметывания самкой икры заботится о потомстве. (Колюшка).

Карточка для ученика №2
Эта рыба обитает во всех океанах, кроме Северного Ледовитого. Плавает у поверхности воды. О ней распространено много рассказов как о страшном морском чудовище. Это непугливая рыба и совсем не опасна для человека. (Китовая акула).

Карточка для ученика №3
Эта рыба – путешественница. В период нереста она отправляется в места, где сама появилась из икры и назад не возвращается. Самец ее в это время внешне изменяется и его вид становится устрашающим. (Горбуша).

Карточка для ученика №4
Эта рыба живет в пресных водоемах. В народе бытует такая поговорка, которая связана с этой рыбой. «На то в речке .., чтоб карась не дремал». (Щука).

Карточка для ученика №5
Эта рыба единственный представитель тресковых, которая обитает в пресных водоемах. Узнать ее можно по усику на подбородке. (Налим).
3 этап. Из перепутанных букв составить название рыбы и отгадать загадку.

Карточка для ученика №1
Тапвол (плотва)
Секрат (треска)
Когда ею пользуются, ее бросают, когда не пользуются – на спине таскают. (Удочка)

Карточка для ученика №2
Лакуа (акула)
Легуба (белуга)
Отнимите от названия паукообразного животного одну букву – получите название рыбы. (Клещ – лещ)

Карточка для ученика №3
Сакт (скат)
Саракь (карась)
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом).

Карточка для ученика №4
Касала (салака)
Вомай (мойва)
Не летит,
Не поет,
А клюет. (Рыба)

Карточка для ученика №5
Тинмай (минтай)
Парк (карп)
Драчун и забияка,
Живет в воде.
Кости на спине -
И щука не проглотит. (Ерш).









4 этап. Занимательное о рыбах.

Карточка для ученика №1
Все ли рыбы вымётывают икру? (ответ подтвердить). Ответ: Нет. Есть живородящие рыбы. Например, акулы.

Карточка для ученика №2
Верно ли выражение: «Нем как рыба». (ответ подтвердить). Ответ: Рыбы - не немы. Они издают ультразвуки, но наше ухо их не воспринимает.

Карточка для ученика №3
Какая рыба одомашнена человеком? Ответ: одомашненная форма сазана (карп)

Карточка для ученика №4
Какая рыба выметывает больше всего икры? Сколько? Ответ: Рыба-луна. 300 млн.

Карточка для ученика №5
Названия каких рыб, связано с названиями каких-то предметов? Ответ: Рыба- пила, рыба-молот, рыба–игла.



























13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415









15