Конспект урока по окружающему миру на тему Осень — природа готовится к зиме (1 класс)


Ход урока.
1. Орг.момент.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Ребята, наш урок я хочу начать со стихотворения великого русского поэта:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
- Можете ли вы мне назвать автора этих строк? (Пушкин А.С.) показ портрета
- Наверное, вы уже догадались о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (Об осени) слайд 1

3.Совместное открытие новых знаний.

- Осень такая удивительная пора. Это немного грустное, но и прекрасное время года.
- Как вы думаете,  почему осень называют прекрасным  временем года?
- А почему осень - это печальное время года? (Ответы детей)
-  Красотой осени всегда восхищались поэты,  музыканты,   художники.  Чтобы нарисовать картину:  у художника есть краски,  у поэтов - слова, у композитора - только звуки.  Но  ими  можно  прекрасно рисовать, так же, как это делает Пётр Ильич Чайковский показ портрета
- Дети слушают «Осеннюю песню» П.И.Чайковского.
- А какое  настроение передаёт нам композитор в своей музыке?
- Какой характер у этого произведения?  Что вы представляете, слушая эту музыку?  (Ответы детей)
- Слышите, что кто-то плачет. Это Осенинка. Что случилось с её любимой осенней природой? Давайте поможем Осенинке вернуть краски осени. Слайд 2
- А теперь давайте вспомним, как называются осенние месяцы. В этом нам помогут загадки.
Опустел наш школьный сад, (Вадик)
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришёл?
(ответ: сентябрь) слайд 3
- По каким признакам вы догадались, что это сентябрь? (ответы детей)
- Сентябрь – первый месяц осени. Какие признаки прихода осени вы замечали в сентябре? ( ответы детей)
- Какие праздники отмечаем в сентябре? А у кого день рождения? ( ответы детей)

Всё мрачней лицо природы: ( Оля)
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(ответ: октябрь) слайд 4
- По каким признакам догадались, что это октябрь? ( ответы детей)
- Октябрь- второй месяц осени.
- Какие праздники отмечаем в октябре? А у кого день рождения? ( ответы детей)
- Октябрь - это уже настоящая осень.  Не ранняя, пышно убранная и нарядная, а другая - не видная собой, в лоскутьях опадающей листвы, грустная с тихим плачем осеннего дождя, та, которую мы зовём поздней осенью.  Но и поздняя осень по-своему  хороша.  Как-то особенно чувствуешь в этих опустевших полях, среди этого обнажённого леса свободу.  Ни что не мешает взгляду -  нарядные завесы спали, и нам открыты огромные дали. Природа здесь сосредоточена сама на себе.  Кажется,  что она глубоко задумалась. В такие дни и к нам приходят грустные воспоминания,  длинные, как осенние тени.

Поле чёрно-белым стало: (Диана)
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(ответ: ноябрь) слайд 5
- По каким признакам догадались, что это ноябрь? ( ответы детей)
- ноябрь- третий месяц осени.
- Какие праздники отмечаем в ноябре? А у кого день рождения? ( ответы детей)

- Откройте учебник на стр.48, поработаем с текстом.
- Какие признаки осени вам встретились в тексте?
Физкультминутка с осенними листьями.
- Какого цвета листья на деревьях осенью?
- Что с ними происходит?
- А кто знает, как эта пора называется?
- Прочитайте вывод в жёлтой рамочке на странице 49.
- Верные предположения вы сделали?

4. Самостоятельное применение знаний.
- Ребята, у вас на партах листья разных деревьев. Осенинка хочет проверить знаете ли вы их? Покажите лист клёна, берёзы, осины. Лист какого кустарника вы не показали? ( ответы детей)
Дневник наблюдений
- За погодой мы наблюдали неделю. Где мы это всё фиксировали? ( ответы детей)
- Откроем рабочую тетрадь на стр. 20. Посчитайте. Сколько дней за неделю было ясно, пасмурно. шёл дождь, было тепло и прохладно. Отметьте цифрами в пустых прямоугольниках. Давайте сделаем выводы на стр. 21.

Физ.минутка.
- Ребята, вы сделали вывод, что осенью вы едите много овощей и фруктов. Какие овощи самые полезные? ? ( ответы детей)
- Посмотрите сценку «Спор овощей» и сделайте вывод.
( ответы детей)

- Что происходит осенью с животными? ответы детей)
Догадайтесь, какие животные пришли к нам в гости, что нового вы о них узнали?слайд 6

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]






5. Итог урока.
- Какая была тема нашего урока?
- Что узнали нового?
- Где в жизни нам могут пригодиться новые знания?
.







Конспект урока по окружающему миру 1 класс. Образовательная программа «Школа 2100»
Учитель: Шарова А. Н.


Тема урока: Осень – природа готовится к зиме.

Тип урока: открытие новых знаний на основе жизненного опыта.




[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Цель:
Задачи:



УУД
Познакомить детей с признаками осенней природы
Объяснить как живые существа готовятся к зиме – уметь объяснять мир.
Воспитывать у ребят любовь к природе; бережное отношение к живым существам – уметь объяснять своё отношение к живым существам
Развитие общеучебных умений
  Формирование УУД.
              Личностные:
учить мотивировать свои действия;
выражают готовность в любой ситуации поступать в соответствии с правилами поведения;
проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь                                                                                                                                                
              Регулятивные:  
учить определять и формулировать цель своей деятельности на каждом этапе урока; - проговаривать в логической последовательности свои действия; - учиться делать самооценку своей деятельности на уроке.

              Коммуникативные:  
учить участвовать в диалоге по теме (учитель – ученик; ученик – ученик); - приводить свои примеры из жизненных ситуаций;                                                                      
              Познавательные:
учить перерабатывать полученную информацию из учебных пособий, жизненного опыта и новых знаний на уроке; -учить наблюдать и делать выводы; - знать и распознавать на наглядных образцах названия птиц, листья деревьев - учить осуществляют поиск необходимой информации; л

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основные понятия
животные, овощи, человек, природа

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Межпредметные связи
литературное чтение, математика

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дополнительные ресурсы









- стихотворения, презентация , музыкальное сопровождение: П. И. Чайковский « Времена года»-октябрь
 - раздаточный материал (осенние листочки, дерево для этапа «Рефлексия»);



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Формы работы
фронтальная, индивидуальная, парная

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Технология используемая на уроке
 Технология проблемно – диалогического обучения (она является основной технологией в работе по образовательной системе Школа 2100), ИКТ
Совместная деятельность, самоконтроль, самооценка. По  требованиям ФГОС


Заголовок 215