Открытый урок по теме Архимедова сила. Давление
Тема: Давление. Архимедова сила.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Форма и методы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: проблемно – поисковый, исследовательский и репродуктивный характер деятельности; фронтальная, индивидуальная и парная работа.
Цели урока.
Образовательная: систематизация знаний по теме “Давление”, «Архимедова сила»:
формировать практические умения находить давление;
сравнивать давление в разных практических ситуациях;
обосновывать необходимость увеличения или уменьшения давления;
повторить основные формулы темы с помощью решения задач.
Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять и решать задачи. Развитие творческих способностей на основе практической работы. Отработка практических навыков в работе с физическим оборудованием.
Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач и выполнения экспериментального задания; развитие навыка работы в малых группах, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения.
Оборудование:
Презентация.
Оборудование для экспериментов: шприц, пипетка, соломинки для коктейля, игрушка на присоске, стаканы, спички, 2 стакана, бумажное кольцо, насос Комовского, магдебургские полушария. Компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Карточки формул, законов, определений.
План урока.
1.Организационный момент.
2.Основная часть.
2.1. Повторение теоретического материала.
2.2. Экспериментальная часть.
2.3. Решение расчетных задач.
2.4. Творческие задания (фокусы)
3.Подведение итогов.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель сообщает тему и цель урока.
2. Основная часть.
2.1. Повторение теоретического материала.
А)Лото (Повторение законов, формул, определений)
В)Веселые стишки-вопросики. (создание проблемной ситуации)
1 группа.
Мне ответ серьезный дайте,
Кто сейчас сказать готов,
Почему следы в асфальте,
Лишь от женских каблуков?
Отвечайте же скорее:
Что, девчата тяжелее?
2 группа.
Бортпроводница очень мило
Перед отлетом попросила
Из ручек вылить все чернила
Зачем ей это надо было?
3 группа. (показ слайда).
В славном граде Магдебурге начинается показ,
император сам приехал посмотреть на этот раз.
Герике поставил опыт: полушария он взял
выкачал оттуда воздух, растянуть их предлагал.
Над учёным все смеялись, к знахарю его вели,
только сколько не старались, отделить их не смогли.
Две упряжки прискакали, стали в стороны тянуть,
Еле-еле растащили, объясните, в чём тут суть?
Повторить опыт Отто фон Герике с магдебургскими полушариями в классе.
2.2. Экспериментальная часть.
1 группа. Опыт 1. Налить в стакан немного воды, накрыть листом бумаги, перевернуть. Почему вода не выливается?
Приборы: стакан, вода, лист бумаги.
2 группа. Опыт 2.
Приборы: Бутыль с водой, динамометр, груз (пластилин).
Измерьте вес тела в воздухе. Груз подвешенный на динамометре опустите в воду. Что вы наблюдаете? Как это объяснить?
3 группа. Опыт 3.
1. Действие шприца, пипетки. Почему жидкость поднимается вверх?
2. Действие игрушки на присосках. Почему игрушка держится на стене?
Приборы: шприц, пипетки, присоски.
После того, как группы проделали и объяснили наблюдаемое учитель задает вопрос: К какой теме относится опыт? (атмосферное давление, архимедова сила, давление). Каждая группа создает кластер на свою тему, после чего защищает.
Атмосферное
давление
2.3. Решение расчетных задач.
1 группа. Слайд. Начало XIII века. Татаро-монгольское иго. Нашествие татар на Русь. ( Ю.П. Кузнецов. Стальной Егорий.)Сквозь пустые тростинки дыша,Притаились в реке наши деды.Хан велел наломать камыша.На неровное ложе победы.И осталась тростинка одна.Сквозь одну по цепочки дышали.Не до всех доходила она.По неполному кругу печали.
Задача.Избыточное давление, при котором человек может безопасно дышать, обычно не превышает 0,3 * 105 Па. Исходя из этого, определите максимальную глубину, на которой человек может дышать через трубку. Какая сила давит на человека, если площадь тела человека примерно 1,5 м2.
2 группа. Слайд. Зачем нужны присоски?
Многие живые организмы, например, спруты, пиявки имеют присоски, при помощи которых они могут прилипнуть к любому предмету. Присоски увеличиваются в объеме, внутри них образуется разреженное пространство, и наружное давление воздуха прижимает их к поверхности какого-либо предмета. Так осьминоги хватают добычу, а пиявки передвигаются. Конец одного из самых длинных ловчих щупалец кальмара густо усыпан разнокалиберными присосками. Рыба-прилипала, или ремора, обладает присоской, которая занимает половину головы. Эта рыба присасывается к другим рыбам, камням, к лодкам и кораблям так прочно, что ее легче разорвать, чем оторвать.
Дано
S=2 см2
Р=760 мм рт. ст.
F=?
Задача: Определите, какую силу надо приложить к рыбе-прилипале, чтобы на берегу ее оторвать от лодки, если площадь присоски 2 см2 , а давление 760 мм рт.ст.?
Решение
F= PS
F=101300 Па∙0,0002 м2 =20Н
СИ
0,0002 м2
101300 Па
3группа. Слайд. Монумент «Астана–Байтерек» считается символом и главной достопримечательностью Астаны. Монумент представляет собой высокую металлическую конструкцию с огромным шаром на вершине. Высота сооружения составляет 97 метров и знаменует о переносе столицы из Алматы в Астану в 1997г.
Задача. Мы знаем, что давление у подножия -760 мм. рт. ст. Используя зависимость изменения атмосферного давления от высоты, определите атмосферное давление на вершине Байтерека.
Физкультминутка:
Все подняли руки - раз!
На носках стоит весь класс,
Два присели, руки вниз,
На соседа посмотри.
Раз - присели, два - поднялись.
Пусть мужает ваше тело.
Кто старался приседать,
Может уже и отдыхать.
2.4. Творческие задания (фокусы)
1. Тяжёлая газета. 1 группе. (Учитель показывает опыт, а ребята с его помощью объясняют).
Положим небольшую тонкую дощечку на край стола так, чтобы одна её половинка свешивалась над полом. Стоит нам слегка прикоснуться к её висящему концу рукой, как дощечка тут же упадёт на пол.
Положим дощечку опять на прежнее место и закроем газетой её конец, лежащий на столе. Тщательно разгладим газету таким образом, чтобы она плотно прилегала к столу и нашей дощечке, а также аккуратно примнём газету по краю дощечки.
Как это объясните?
Сухая монетка. 2 группе.(Учитель показывает опыт, который учащиеся посмотрев объясняют).
Приборы: Тарелка, монета, свеча.
Положи на плоскую тарелку монету и налей немного воды. Монета очутится под водой. Теперь предложи товарищу взять монету голой рукой, не замочив пальцев и не выливая воду из тарелки. Едва ли он сообразит, как это сделать. А фокус в том, что воду надо отсосать. Но не ртом, конечно. Ведь неизвестно, где эта монета валялась, в каких руках она побывала.
Ученики предлагают решение проблемы.
3. Волшебные стаканы. 3 группе.
Приборы: Два стакана, свеча, бумажное кольцо.
Поставим зажженный огарок в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоев газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного большим, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана оставалась открытой. Смочим бумагу водой, полученную эластичную прокладку положим на верхний край первого стакана. Осторожно поставим на прокладку перевернутый второй стакан и прижмем его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись за верхний стакан, поднимем его. Нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним. Почему же это произошло?
3. Подведение итогов
3.1. Синквейн на слово «атмосфера»- 1 группа, «давление»-2 группа, «Архимед»-3 группа.
3.2. Рефлексия.
3.3. Выставление оценок за урок.
Если ум, старанья прилагаются,
То задачи быстро разрешаются.
Как видите, - класс всё решил,
А кое – кто «пятёрки» получил.
3.4. Домашнее задание: Написать сочинение «Жизнь на Земле без атмосферы»