Тематический классный час «Наше право на свободу и неприкосновенность»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Хлебородненская средняя общеобразовательная школа
Подготовил: классный руководитель 9 класса
Бакотина Юлия Владимировна
с. Хлебородное, 2013
Цели: расширить правовые знания учащихся, воспитывать законопослушных граждан.
Ход классного часа
- Ребята! Сегодня мы проводим классный час на тему: «Наше право на свободу и неприкосновенность». Тема выбрана не случайно, так как каждый из нас хочет быть счастливым, и только свободный человек может стать им. Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой.
- Что значит для вас «быть свободным»? Как вы понимаете слово «свобода»? Вы можете всегда делать что хотите, ни в чем себя не ограничивая? (ответы учащихся). Представьте, что вы обещали своим друзьям встретиться сегодня вечером, а мама дала вам срочное задание, поручение, тем самым отменив вашу встречу. Мама нарушила ваше право на свободу? (ответы учащихся). Итак, мы должны с вами знать: Статья 22 Конституции России:Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
- Что же означает право на свободу и какие органы призваны контролировать: --на какое время человека задержали для выяснения каких-либо обстоятельств;--сколько времени ушло на предъявление ему обвинения;--на какое время была ограничена его свобода для расследования;--в каких условиях он содержался во время следствия;--как продлевались эти сроки в случае необходимости и т.д. (ответы учащихся).
- Разберём следующие ситуации: в кабинет следователя ворвался разгневанный человек. Увидев за столом подростка, угнавшего и разбившего его автомобиль, он начал грубо ругаться. Следователь мгновенно пресек поток сквернословия, пообещав привлечь пострадавшего к ответственности за оскорбление. «Да яда он же преступник»– пролепетал пострадавший, но осекся. «Он – подозреваемый, и к тому же наш гражданин» - произнес следователь. Что хотел подчеркнуть следователь словами «подозреваемый» и «гражданин»? (обсуждение с классом).
Итак, подводим итог: Что такое право на личную неприкосновенность?: Это – гарантированная государством безопасность и свобода человека. Государство должно пресекать и должно наказывать за посягательства на:1) физическую неприкосновенность человека – жизнь, здоровье, телесную неприкосновенность; 2)нравственную неприкосновенность человека – честь, достоинство, нравственную свободу; 3)психическую неприкосновенность человека – нормальное течение психических процессов (то есть запрещается произвольное вмешательство в психическое состояние человека); 4) личную безопасность – индивидуальную свободу человека, который должен иметь возможность располагать собой, своим свободным временем, по своему усмотрению определять место своего пребывания, не находиться под наблюдением и охраной и т.д.
- Давайте обсудим: Прервав поток оскорблений в адрес угонщика, следователь не допустил посягательства на неприкосновенность личности.Что конкретно из приведенного перечня защитил следователь? (ответы учащихся).
Учитель. Как наше государство обеспечивает право на свободу и неприкосновенность? (ответы учащихся). Да, верно, принимаются законы, главный из которых - Конституция. Но наряду с ней работают другие законы, например, Уголовный кодекс Российской Федерации. Познакомьтесь с его статьями и определите, какие виды неприкосновенности личности они защищают: Статьи Уголовного кодекса:«Побои»«Оскорбление»«Убийство»«Неоказание помощи больному»«Клевета»«Незаконное помещение в психиатрический стационар»«Незаконное лишение свободы» (ответы учащихся)
- Итак, законы приняты. Этого достаточно для защиты наших прав? (ответы учащихся) Верно, существует ряд органов – полиция, суд, которые следят за их выполнением. И что же главное в случае нарушения закона? Давайте обсудим ситуации (статьи «Окурок» от 2 сентября 2011 г, «Снисхождения ждать не стоит» от 26 июля 2012 г, «Кресло за экскаватор» от 27 сентября 2012 г, «Суд оправданий не принимает» от 28 сентября 2012). Да, самое важное – неотвратимость наказания.
Ребята, приведите примеры из вашей жизни, когда вы нарушали право на личную неприкосновенность. Были ли вы наказаны за это? Если да, то как? (ответы учащихся).
- Что вы узнали нового? Что вам понравилось сегодня и что не понравилось? Какие выводы вы для себя сделали?
Учащиеся решили:
1) предложить учащимся нашей школы рекомендации, выработанные в группах по проблемам защиты физической неприкосновенности личности, защиты нравственной неприкосновенности личности, обеспечения личной безопасности личности, осознания ответственности за посягательства на неприкосновенность личности;
2) вести образ жизни, исключающий нарушение законов;
3) принимать активное участие в обсуждении и принятии законов нашей страны;
Учащиеся сделали вывод: «Чтобы изменить мир, нужно начать с себя».
- Сегодня мы познакомились более подробно с правом на свободу и личную неприкосновенность. Эти знания дают нам возможность свободно и уверенно ориентироваться в самых сложных и разнообразных нормах и правилах поведения, установленных государством. С помощью такого компаса вы никогда не собьетесь с пути, всегда найдете правильную дорогу. И я желаю вам пройти по ней с достоинством!
Тематический классный час
"Наше право на свободу и неприкосновенность"Times New Roman