Разработка урока физики по теме Действие жидкости и газа на погруженное в них тело (7 класс)
Разработка урока физики в 7 классе на тему:
«Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»
Цель урока: Изучить выталкивающее действие жидкости на погруженное в нее тело
Задачи урока:
Убедиться, что на тело, погруженное в жидкость, со стороны этой жидкости действует выталкивающая сила;
Научиться измерять выталкивающую силу при помощи динамометра;
Выяснить экспериментальным способом, от чего зависит (чем определяется) выталкивающая сила;
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Основной вид деятельности учащихся: экспериментально – исследовательская
Оборудование для демонстрационного эксперимента: динамометр, металлический цилиндр на нити, сосуд с водой
Оборудование для учащихся: комплекты для лабораторных работ по теме «молекулярная физика»
ХОД УРОКА
Этап урока Время Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный 1 минута Демонстрация слайд – шоу: корабли, воздушные шары, подводные лодки.
Почему корабли не тонут? При каком условии воздушный шар будет подниматься вверх? Разбираться в этих вопросах мы будем в течение следующих 10 уроков. За работу! Настраиваются на работу.
Понимают, что они смогут объяснять, когда успешно изучат данный материал.
Вводно – мотивационный 3 минуты Проводится эксперимент: подвешенный на динамометре груз, например металлический цилиндр, опускается в воду.
Обращается внимание учащихся на то, что показания динамометра изменились.
-О чем свидетельствует уменьшение показаний?
-Встречались ли с подобным явлением ученики ранее? Наблюдают за экспериментом
-Вес стал меньше
Учащиеся рассказывают о своих жизненных наблюдениях: поднимать тела под водой легче, чем в воздухе, плавать в морской воде легче …
Актуализации знаний 4 минуты -Что такое вес тела?
- Притяжение тела Землей стало меньше?
-Почему же вес стал меньше? (при затруднении учащихся демонстрируется аналогичное уменьшение показаний динамометра при поддержке груза рукой снизу)
-Как при помощи динамометра определить величину выталкивающей силы? -Вес тела – сила, с которой тело действует на опору или подвес вследствие притяжения тела Землей.
-Нет.
-Жидкость выталкивает тело, действуя силой, направленной вверх.
-Нужно из веса тела в воздухе вычесть вес тела в жидкости
Изучения нового материала 25 минут Формулирует проблемный вопрос: От чего зависит выталкивающая сила для тела, погруженного в жидкость или газ?
-Вам сегодня предстоит заняться экспериментально - исследовательской деятельностью. Исследование будет проводиться группами (или парами).
-Давайте вспомним этапы экспериментальной деятельности
-Какова будет цель вашего исследования?
-Как вы думаете, от чего она может зависеть? Прошу выдвинуть гипотезы.
Гипотезы записываются на доске
-Итак, вы выдвинули 5 гипотез – выталкивающая сила зависит от: 1) объема тела, 2) массы тела; 3) плотности жидкости; 4) глубины погружения тела; 5) формы тела.
Следующий этап – проектирование эксперимента. Каждая группа будет проверять зависимость выталкивающей силы только от одного (двух- в зависимости от количества детей и их уровня) из факторов (величин).
Давайте вспомним, как провести исследование зависимости величины от других величин (факторов).
Контролирует и консультирует группы.
-Прошу группы представить свои выводы.
-Итак, опыт подтвердил справедливость гипотезы о зависимости выталкивающей силы от объема тела и плотности жидкости.
-Давайте поработаем с учебником и сверим результаты эксперимента с теорией данного вопроса, изложенной в учебнике. Разбиваются на группы.
Просматривают памятку.
-Выяснить, от чего зависит выталкивающая сила.
Учащиеся выдвигают гипотезы: от объема погруженного тела; массы тела; размеров тела; плотности жидкости; глубины погружения тела; формы тела.
Определяются, кто какую зависимость будет проверять.
Просматривают памятку.
-Необходимо несколько раз определить выталкивающую силу, изменяя только величину (фактор), зависимость от которого хотим проверить.
Проектируют исследование в группах:
Какие измерения нужно провести, какое оборудование потребуется, что конкретно будут делать.
Выполняют эксперимент;
делают вывод.
Докладывают о выполненных действиях, полученных результатах и своих выводах.
Работают с учебником.
Записывают в тетради, от чего зависит выталкивающая сила, как ее можно найти, рассчитать.
Рефлексия и оценка. 7 минут Учитель оценивает сформированность всех операций исследовательской деятельности на каждом этапе. Для этого он анализирует результаты записи в тетрадях учащихся, и результаты наблюдений за выполнением практических операций. В каждом случае определяется полнота выполнения операций.
Выставляются оценки в журнал по желанию учащихся. Выступление каждой группы оценивается учителем и учащимися. Обсуждается вклад в исследование каждого участника группы.
Домашнее задание 1 минута Д/з: 1. Параграфы 48-49 читать,
2. Выучить формулу выталкивающей силы
3. На выбор: или спроектировать решение экспериментальной задачи по определению объема тела при помощи динамометра, или упр. 24(2) Записывают д/з