Разработка урока по физике Архимедова сила 7 класс

Тема урока: «Архимедова сила».
Класс: 7
Продолжительность: 45мин
Учитель: Перминова Г.Ю.
Оборудование: Ведерко Архимеда, стакан со сливным отверстием, штатив, муфта, лапка, динамометр, проектор, экран, компьютер.
Образовательная: сформировать знания учащихся при изучении закона Архимеда, умение добывать и применять знания, формирование навыков самообразования при решении проблемных и экспериментальных задач;
Развивающая: формирование кругозора учащихся, умение аргументировано объяснять, делать выводы из экспериментов, умение анализировать, приводить примеры, развитие познавательного интереса, активности, памяти, воли и выражение своих мыслей и эмоций;
Воспитательная: воспитание культуры речи, формирование коммуникативной культуры учащихся, взаимопомощи.
Ход урока:
Организационный момент: (2-3мин). Здравствуйте ребята! Мне хотелось бы знать с каким настроением вы пришли на урок. Покажите мне ваше настроение(Дети изображают показом большого пальца: вверх – отличное, вниз – плохое, в виде буквы V – деловое).
Вопрос: На прошлом уроке, с какой силой мы познакомились? (Выталкивающей)
Вопрос: А как еще называют эту силу?(Архимедова сила)
Вопрос: А как вы думаете, что сегодня мы будем изучать? (дети выдвигают гипотезы, учитель выбирает, наиболее подходящую и формулируют вместе с детьми тему урока). А знаете ли, вы, что с действием этого закона вы встречаетесь ежедневно, наверное, нет. Моя задача познакомить вас с этим законом и его применением. Но прежде нужно проверить как вы готовы к восприятию нового материала. На столе у вас литы с тестовыми заданиями, выполните их.
Повторение: (тест) (5 мин)
Почему камень, который на Земле мы поднимаем с трудом, в воде становится легче?
А) Уменьшается масса камня
Б) на камень в воде действует выталкивающая сила
В) в воде увеличивается мускульная сила
Действует ли выталкивающая сила на тело, находящееся в газе?
А) Действует, т.к. в газах выполняется закон Паскаля
Б) не действует, т.к. в газах расстояние между молекулами намного больше, чем расстояние между молекулами в жидкости
В) не действует, т.к. плотность газов намного меньше плотности жидкостей
3. Каким законом определяется действие выталкивающей силы?
А) законом паскаля
Б) законом всемирного тяготения
В) законом Гука
4. как направлена выталкивающая сила?
А) сила направлена вертикально вниз
Б) сила направлена вертикально вверх
В) сила направлена против движения тела
5. Выберите выражение, которое определяет значение выталкивающей силы:
А) F=mg Б) F= P1-P2 В) F=
·
·g
·h
Взаимопроверка (ответы): 1.Б 2.А 3.А 4.Б 5.Б
Объяснение нового материала: (эпиграф)(15 мин)
«Живёт природа по своим законам
Мы изучаем их, стремясь понять,
И очень важно знать и понимать основы
Чтоб эти знания в жизни применять»
Мы знаем, что на тела в жидкости и газе действует выталкивающая сила. А как рассчитать эту силу? От чего она зависит? На эти вопросы мы должны найти ответ.
4. Определение выталкивающей силы на опыте: (показ опыта)

Вывод: Вес вытесненной воды равен выталкивающей силе: F13 EMBED Equation.3 1415= Pж. Это и есть закон Архимеда. (формулировка см. учебник): Тело, находящееся в жидкости( или газе), теряет в своем весе столько, сколько весит жидкость (или газ) в объеме, вытесненном телом. Итак, первая цель достигнута.
Теперь нам необходимо выяснить от чего зависит, архимедова сила?
Вывод формулы: (3-4 мин) (можно вызвать сильного ученика) Из опыта мы получили, что F13 EMBED Equation.3 1415= Pж.
Вопрос: Как рассчитать вес?
13 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
Вопрос: Как можно рассчитать массу?
13 EMBED Equation.3 1415
Из опыта мы получили, что Vж=Vт => 13 EMBED Equation.3 1415, подставляя, получаем формулу

13 EMBED Equation.3 1415
Вопрос: От чего зависит Сила Архимеда? (анализ полученной формулы)

Архимедова сила

Не зависит
Зависит

От формы тела
От объема тела

От плотности тела
От плотности жидкости

От глубины погружения
От объема погруженной части


Мы выяснили, от чего и как зависит архимедова сила. Существует легенда связанная с историей этого открытия.
Легенда Архимеда: (презентация) (5-7 мин)

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 141513 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415 Легенда Архимеда.
Жил в Сиракузах мудрец Архимед,
Был другом царя Гиерона.
Какой для царя самый важный предмет ?
Вы все догадались – корона!

Захотелось Гиерону
Сделать новую корону.
Золота отмерил строго.
Взял не мало и не много,
Сколько нужно в самый раз.
Ювелиру дал заказ.

Через месяц Гиерону
Ювелир принёс корону.
Взял корону Гиерон,
Оглядел со всех сторон.
Чистым золотом сверкает
Но ведь всякое бывает,
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь
(Если совесть не иметь)

И царю узнать охота:
Честно ль сделана работа?
Не желал терпеть урон Гиерон.
И позвал он Архимеда
Началась у них беседа.
Гиерон: Вот корона Архимед.
Золотая или нет?
Архимед: Чистым золотом сверкает
Гиерон: Но, ты знаешь, всё бывает!
И добавить серебро
Можно к золоту хитро,
А того и хуже – медь,
Если совесть не иметь.
Сомневаться стал я что-то.
Честно ль сделана работа?
Можно ль это , ты скажи, определить?
Но корону не царапать, не пилить
И задумался учёный:
- Что известно? Вес короны.
Ну а как найти объём?
Думал ночью, думал днём.
И однажды, в ванне моясь,
Погрузился он по пояс.
Догадался он тогда,
Как найти объём короны,
И помчался к Гиерону,
Не обут и не одет
А народ кричал вослед:
- Что случилось , Архимед?
- Может быть, землетрясенье
Или в городе пожар?
Всполдошился весь базар1
Закрывали лавки даже.
Шум и крики , и смятенье!
Он промчался мимо стражи.
-Эврика! Нашёл решенье!-
Во дворец примчался он.
- Я придумал, Гиерон!
Архимед: Эврика! Раскрыл секрет!
Гиерон: Ты оденься, Архимед!
Вот сандалии, хитон.
А расскажешь всё потом!
Архимед: Пусть весы сюда насут
И с водой большой сосуд
Всё доставить Гиерону!...

На весы кладем корону,
И теперь такой же ровно
Ищем слиток золотой
Гиерон: Всё понятно!
Архимед: Нет, постой!
Мы теперь корону нашу
Опускаем в эту чашу.
Гиерон! Смотри сюда-
В чаше поднялась вода!
Ставлю чёрточку по краю.
Гиерон: А корону?
Архимед: Вынимаю.
В воду золото опустим.
Гиерон: В воду – золото? Допустим
Архимед: Поднялась опять вода,
Метку ставлю я.
Гиерон: Куда?
Архимед: Ну, конечно же, по краю.
Гиерон: Ничего не понимаю
Лишь две чёрточки я вижу.
Эта- выше, эта- ниже.
Но какой же вывод главный?
Архимед: Равный вес.
Объём не равный!
Понимаешь, Гиерон,
Я сейчас открыл закон.
Тот закон совсем простой.
Тело вытеснит
Гиерон: Постой!
Говоришь объём не равный?
Мастер мой – мошенник явный!
За фальшивую корону
Он ответит по закону!
А ты за разгадку
Получишь дары!
На этом прервалась беседа
Немало воды утекло с той поры.
Но помнят закон Архимеда!
(текст можно читать сокращенно)
Закрепление: (7мин)
Вы на уроке все поймете
Когда задачки разберете
Начнем мы с простеньких пока,
Не трудных для ученика

Вместе разбираем интерактивный тест: (качественные задачи)











Решение задач на расчет архимедовой силы из сборника задач №626 (расчетная задача).
А сейчас, оцените себя и покажите мне, как вы считаете, на какую оценку вы сегодня усвоили новый материал?
Рефлексия: (2-3мин) Продолжи предложение: Сегодня на уроке ..
Я научился.
Я узнал.
Мне понравилось
Задумался над
Домашнее задание. (1-2 мин) §49, Лабораторная работа № 7(прочитать), Творческое задание 14 стр.120 (Учебник А.В.Перышкин, Физика – 7)(по желанию)

Root Entry