Конспект урока для 7 класса по теме Архимедова сила


МБОУ «Дышне-Веденская СОШ им. Загаева А.А.»
Урок по физике «Архимедова сила»
Автор:Пашаева Хавра Сайдиевна,
учитель физики
МБОУ «Дышне-Веденская
СОШ им. Загаева А.А.»
с.Дышне-Ведено
Архимедова сила. 7-й класс

Цели:
Обнаружить наличие силы, выталкивающей тело из жидкости; установить, от каких факторов она зависит; установить формулу расчета архимедовой силы.
Повышать интерес к изучению физики, развивать умение видеть изучаемые явления в природе, навыки проведения экспериментов, логическое мышление.
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощь в группе, упорство и настойчивость при поиске ответа, развивать речь.
Форма урока: урок изучения новой темы в форме сотрудничества.
Оборудование:
сосуды с пресной и соленой водой, пластилин;
наборы тел равного объема и разной плотности; тел разного объема.
Форма проведения: работа в микрогруппах, урок проведения экспериментов при изучении новой темы.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь. Сейчас мы с вами подымим правую руку погладим себя по голове со словами «Какой (ая) я молодец!». Я желаю вам хорошего настроения.
II. Мотивация
Герой романа А.Р. Беляева «Человек -амфибия» рассказывает: «Дельфин на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа?
Вот сегодня мы это и выясним.
III. Актуализация знаний
Но прежде чем мы ответим на данный вопрос давайте вспомним материал предыдущих уроков



Какой ученый вывел закон, который утверждает: “Давление, производимое на жидкость или газ, передается без изменения в каждую точку жидкости или газа”. (Паскаль.)
Прибор для измерения силы. (Динамометр.)
Назовите направление выталкивающей силы? (Вверх.)
С погружением тела в жидкость давление увеличивается. Какая величина характеризует увеличение давления в жидкости? (Глубина.)
Математическая величина, которая характеризуется произведением длины, ширины и высоты. (Объем)
Сила, действующая на опору или подвес. (Вес.)
А ну-ка, быстро посмотри,
И разреши сомненья
Скажи нам, как узнать внутри
У жидкости... (Давление.)
Что получилось по вертикали в выделенных клетках:
Скажи, какой великий человек
Прославил свой далекий, древний век
Тем, что открыл для жидкости закон,
Тем, что навек был в физику влюблен.* (Архимед.)
IV. Изучение нового материала
Да, Архимед это как раз тот человек, который поможет нам ответить на вопрос, поставленный в начале урока.
Выяснение темы урока.
 Учитель. (Демонстрация. Погружает мяч в воду и быстро убирает руку. Мяч «выпрыгивает» из воды) Почему мяч всплыл?Ученик. На мяч подействовала сила со стороны воды.
Учитель. Верно. Будем называть ее выталкивающей силой. Опустим в тот же аквариум металлический цилиндр. (Опыт демонстрируется) Тело утонуло. Действует ли выталкивающая сила в этом случае?
Ученик. Так как тело утонуло, то выталкивающая сила на него не действует.
Учитель. Хорошо. Давайте проведем еще один опыт. Проводится опыт по рис. 137. Ребята анализируют данный опыт.

Учитель. А теперь сделайте вывод.
Ученик. На любое тело, погруженное в жидкость, действует сила, выталкивающая тело из жидкости.
Учитель. Верно. Эта сила называется, архимедовой. Это тема нашего урока. Запишите тему в тетради. Впервые выталкивающую силу рассчитал Архимед, поэтому ее так и называют.
Верно. Сила, выталкивающая тело из жидкости, названа в честь великого древнегреческого ученого Архимеда, который впервые указал на ее существование и рассчитал ее значение. Итак, тема нашего сегодняшнего урока: Архимедова сила
Легенда об Архимеде
Цель нашего урока: определить, от чего зависит и от чего не зависит архимедова сила, установить формулу расчета, научиться решать задачи. Давайте назовем наш урок «Эврика» и тоже займемся научным поиском. Не секрет, что предмет нашего исследования для науки не нов, но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать
Сейчас мы с вами экспериментальным путем определим от чего же зависит Архимедова сила?
Чтобы ответить на этот вопрос проведем работу в группах. Каждая группа получает задание и отвечает на поставленный вопрос.
Представление формы проведения урока, напоминание правил ТБ при работе с приборами
Повторим еще раз измерения: вес тела в воздухе 4Н, вес того же тела в воде – 2Н. Чему равна архимедова сила? (Чтобы найти архимедову силу, нужно из веса в воздухе, вычесть вес тела в воде.)

Запишем эту формулу. Как обозначить архимедову силу?
Fa = P1 – P2. От чего зависит или не зависит архимедова сила? Чтобы ответить на этот вопрос, проведем эксперименты.
1 группа. Оборудование: сосуд с водой, динамометр, алюминиевый цилиндр и цилиндр из пластилина равного объема, нить.
Задание:
Определите архимедовы силы, действующие на каждое тело.
Сравните плотности тел и архимедовы силы, действующие на тела.
Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности тел.
2 группа. Оборудование: сосуд с водой, тела разного объема из пластилина, динамометр, нить.
Задание:
Определите архимедову силу, действующую на каждое тело.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от объема тела.
3 группа. Оборудование: сосуд с простой водой и соленой водой, цилиндр, нить, динамометр.
Задание:
Определите архимедовы силы, действующие на тело в простой воде и соленой воде.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы от плотности жидкости.
4 группа. Оборудование: сосуд с водой, пластилин, нить, динамометр.
Задание:
Кусочку пластилина придайте форму куба, шара, цилиндра.
Поочередно определите архимедовы силы, действующие на пластилин определенной формы.
Сравните эти силы.
Сделайте вывод о зависимости или независимости архимедовой силы формы тела.
Каждая группа поочередно отчитывается о своей работе и сообщает свои выводы.
Запишем выводы в тетради и на доске:
Архимедова сила
Не зависит от Зависит от
Формы тела.
Плотности тела. Объема тела V.
Плотности жидкости .
Итак запишем определение Архимедовой силы и формулу этой силы
Физкультминутка. При увеличении объема тела выталкивающая сила … (руки вверх) При уменьшении плотности жидкости сила Архимеда … (руки вниз) Сила Архимеда не зависит от плотности тела (хлопают в ладоши).
5. Обобщим изученное нами на уроке и проверим наши знания.
Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ:
Вопрос 1. Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.
1)5,7Н   2)0,3Н   3)3Н   4)2,7Н
Вопрос 2. Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?
1) На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.
2) На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.
3)На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.
Вопрос 3. Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
1) На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
2) На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
3) На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.
Вопрос 4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае Архимедова сила будет больше: если тело опустить в керосин или в воду?1
1) Больше в воде, т.к. ее плотность больше.
2) Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.
3) Одинаково, т.к. объем тела не меняется.
Вопрос 5. Архимедова сила определяется формулой:
1)Fa = gρжVтела  2)Fa = g ρтелаVтела  3)Fa = gh   3)Fa = mgОТВЕТЫ: 1-2, 2-3, 3-1, 4-1, Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)
Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)
Анализ и рефлексия.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. –
Закончи предложение
· Мне понравилось сегодня на уроке…
· На уроке меня порадовало..· У меня лучше всего получилось…
· Не получилось сегодня…
Можно было сделать лучше…
Выставление оценок.
Домашнее задание. § 49 упражнение 24.
Если останется время,можно предложитьследующие вопросы
1. Любителям химии – почему бесполезно горящие нефть, бензин, керосин тушить водой?
(Эти нефтепродукты будут всегда на поверхности воды, т.к. они легче воды.)
2. Любителям географии – почему в Мертвом море нельзя утонуть?
(Вода Мертвого моря на 25% состоит из соли, плотность воды Мертвого моря – 1160 кг/м3, плотность человека – 960 кг/м3.)
3. Любителям физики – многим не раз приходилось наблюдать ледоход на реках. А чем опасны айсберги?
(Плотность морской воды – 1030 кг/м3, плотность льда - 900 кг/м3, 9/10 айсберга находятся под водой, привести пример с «Титаником».)
4. Любителям ботаники – произрастающий в дельте Волги вблизи Астрахани чилим (водяной орех) после цветения дает под водой тяжелые плоды. Эти плоды настолько тяжелы, что вполне могут увлечь на дно все растение. Но этого в итоге не происходит. Объясните почему?
(В это время у чилима, растущего в глубокой воде, на черенках листьев возникают вздутия. В итоге, увеличивается F арх, она уравновешивает Fтяж, чилим остается на плаву.)
5. Любителям кулинарии – почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь?
(Жидкости разной плотности с разной силой выталкивают курицу вверх.)
6. Любителям посиделок – один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающихся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как будут вести себя жидкости?
(Располагаться в сосуде согласно плотности: тяжелые – внизу, легкие – вверху.)
Учитель: Так как же ведут себя жидкости разной плотности в одном сосуде?
Вода, мёд,масло.(по таб. плотностей)
Вывод: жидкости располагаются слоями согласно их плотности: более плотная - внизу, менее плотная - вверху.