Формирование самостоятельности обучающихся посредством их участия в практической деятельности

Формирование самостоятельности обучающихся посредством их участия в практической деятельности
Если ученик в школе не научился сам ничего творить,
то в жизни он всегда будет только подражать, копировать,
так как мало таких, которые бы, научившись копировать,
умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
Л. Толстой

Перед современной школой стоит достаточно прагматичная задача: наилучшим образом подготовить выпускников к тому периоду активной трудовой деятельности, который ожидает их в будущем. В последние годы в связи со сменой концепции образования, и школьного математического образования в частности, остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей и навыков исследований. Важная роль отводится методам обучения учащихся, которые должны способствовать усвоению не столько знаний, сколько способов деятельности.
В массовой школе следует создать условия, позволяющие раскрыть и реализовать личностный потенциал всех учащихся. Главной задачей этой работы следует считать формирование у детей мотивации учения, так как человек целеустремленный, решающий личностно-значимые задачи, добьется в жизни большего успеха, чем тот, который более одарен, но менее заинтересован. Как нельзя лучше для этих целей подходит метод проектов. Организация проектной деятельности учащихся, как технология сопровождения ученика в его самостоятельной деятельности, имеет много положительных сторон:
выходит за рамки общепринятых программ, предусматривает детальное, углубленное изучение наиболее важных тем, идей;
дает возможность для реализации системного подхода к обучению, т.к. темы для ученических проектов могут быть межпредметными, что ведет к межпредметной интеграции;
учитывает специфику интересов учащихся, поощряет инициативу детей, их самостоятельность в учебе и развитии;
соответствует их способу усвоения знаний, прививает стремление к приобретению знаний;
создает условия к стремлению детей глубоко вникать в сущность изучаемой темы, предусматривает развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения,
стимулирует исследовательскую деятельность учащихся, развивает творческие способности.
Каждый учитель в своей работе сталкивался с проблемой: учащиеся пассивно изучают тему, с нежеланием выполняют предложенные задания, в результате с трудом усваивают материал, имеют неглубокие знания. Практика работы в школе убедила меня, что повысить интерес к предмету, сделать дидактические цели учителя целями учащихся помогают творческие работы, которые ребята выполняют с большим увлечением.
Основам проектной деятельности посвящена работа математического кружка «Пифагор». На занятиях кружка ребята учатся ставить цели и задачи проектов, планировать свою деятельность, работать с каталогами, справочной литературой. На уроках информатики они учатся создавать электронные презентации. Остается только сопровождать их в этой деятельности.
Результатом внеурочной деятельности становятся выступления учащихся на занятиях кружка, лицейской научно-практической конференции, на республиканских конкурсах. Следует отметить, что проектная деятельность для учащегося особенно значима тогда, когда он видит результаты своего труда. Поэтому учителю необходимо подумать, где и как будут представлены работы его учеников.
Следует также отметить, что пользовательские навыки сегодня являются неотъемлемым элементом грамотности каждого человека. Введение метода проектов в образовательный процесс дает наиболее эффективный способ их освоения: не в тренировочных упражнениях, формирующих определенные навыки, а в осознанном применении, позволяющем не только освоить определенные способы деятельности, но и осознать их как свои ресурсы.
С каждым проектом навыки проектной деятельности учащихся совершенствуются. Учащиеся, вовлеченные в выполнение проектных заданий, учатся учиться, приобретают жизненно важный опыт по самостоятельному решению различных проблем. Обучение проектной деятельности позволяет ученику проявить свои способности, научиться защищать свой проект, аргументировать свои выводы, просто стать успешным. В проектной деятельности получают развитие и психологические качества личности школьника. Растет самооценка, уверенность в себе, усиливается мотивация на достижение успеха, развивается внимание, память, осваиваются различные формы межличностной коммуникации. Поэтому проектное обучение обладает большим педагогическим потенциалом, способствует толерантности подрастающего поколения, формированию мотивации к учению в стремительно меняющихся условиях современности.

15