Урок русского языка в 7 классе. Изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 классе
Тема: Выборочное изложение по отрывку из рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека»
Цель: Выбрать материал на одну из тем – «Портрет мальчика и мужчины», «Отец»,«Сын»
Озаглавить изложение. Подчеркнуть причастия.
Оборудование: Тексты, портреты М.А.Шолохова, С.Ф.Бондарчука, фонохрестоматия.
Ход урока.Вступительное слово учителя.
О писателе, лауреате Нобелевской премии М.А.Шолохове.
11 января 2002 года страна отмечала его столетие. Уже в то время начали создавать Шолоховскую энциклопедию. Президентом фонда была избрана Зинаида Кириенко, народная артистка России, лауреат Госпремии. Её творческая биография переплетается с экранизацией «Тихого Дона» и «Судьбы человека».
М.А.Шолохов (1905 – 1984гг.)
На пологом песчаном левобережье, над Доном, лежит станица Вешенская, старейшая из верховых станиц. В ней почти всю свою жизнь и провёл М.А.Шолохов.
Веками Донская земля была пристанищем вольнолюбивых людей. Ф.Абрамов, русский писатель пишет о нём: «По густоте замеса жизни, по накалу и ярости людских страстей, по языческой щедрой живописности слова Шолохов не знает себе равных в русской литературе. Да, может быть, и в мировой. В искусстве XX века он взмыл как Василий Блаженный, и мир ахнул от восторга и изумления.” «Степной орлик» - так определил Серафимович внешность писателя: «чеканное лицо, быстрые движения, яркие глаза.» Таков он на портретах.
В «Судьбе человека» он первым в нашей литературе с тревогой и сочувствием написал о судьбе тех, кто побывал в плену. Таких в стране насчитывалось 6 миллионов. Не все, конечно, сдавались – были и другие причины: ранения, контузия… Однако всех, без исключения, ждали потом суд и лагеря. Поднять голос в их защиту было не прсто. Но Шолохов на это решился. Рассказ был напечатан в газете «Правда» 31.12.1956г. и 01.01.1957г.
Слово о Сергее Фёдоровиче Бондарчуке. Этим сентябрём ему исполнилось бы 90 лет. Лучшего фильма по роману – эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир», чем в постановке С.Ф.Бондарчука нет! В 1968 году он получил «Оскара» за лучший фильм. И если бы у него не было других работ, этого было бы достаточно, чтобы имя С.Ф.Бондарчука было навсегда вписано в историю отечественного кино. Творческая биография Сергея Фёдоровича изобилует событиями, к которым применима превосходная степень. 32 – летний актёр, прошедший до вгиковской скамьи войну, стал в одночасье лауреатом Сталинской премии и , минуя все промежуточные звенья, народным артистом СССР.
Широко известна Дебютная для постановщика «Судьба человека»; стала первой советской картиной, принёсшей госбюджету весомые финансовые поступления, во много раз превышающие стоимость съёмок.
Лев Гумилёв, выдающийся русский учёный, говорил, что в таких людях наличествует необоримое внутреннее стремление к целенаправленной деятельности, причём цель дороже собственной жизни. Гумилёв называл таких людей ПАССИОНАРИЯМИ. Сергей Фёдорович Бондарчук – пассионарий.
Знакомство с текстом.
Прослушивание фонохрестоматии. Учащиеся самостоятельно читают текст (упр.130) вполголоса, карандашом выделяя ключевые фразы.
Беседа по тексту.
- Какое впечатлениек произвёл на вас текст?
- Чем интересно его содержание?
- Какова тема текста?
- Каково построение текста? Сколько в нём частей?
- Назовите микротемы.
- Какие ключевые фразы вы выделили?, на что следует обратить внимание?
- Смешивание каких текстов мы наблюдаем? (художественный, разговорный)
- Объясните слова, помеченные звёздочкой.
Чтение задания на с.62.
- Что означает термин выборочное изложение?
- Какую работу нам предстоит выполнить?
- Как нужно описывать предмет, животное, человека? (сначала описываем то, как выглядит предмет, затем называем характерные для него действия).
Составление плана.
Первое впечатление.
Внешность (лицо, одежда и т.д.)
Характерные действия.
- Сколько абзацев у вас получится?
- Каково первое впечатление от героев отрывка?
- Что вы напишите в первом абзаце?
- Что можно сказать о мальчике, как он выглядит, какие действия выполняет? В какой части изложения вы об этом напишите?
- Как выглядит взрослый мужчина, отец мальчика, какие действия свойственны ему?
Каким пунктам нашего плана это соответствует?
- Какие детали во внешности этих двух людей сравнивает автор? (глаза, руки)
«У мальчика глаза, как небушко; у отца, словно присыпаны пеплом.» - Как называется такой приём? (сравнение)
- Почему у мальчика «ручёнка розовая и холодная, а у мужчины – чёрствая»? – Какое языковое средство использует автор? (эпитеты)
- «Белёсые брови» - какого они цвета?
- Как вы думаете, зачем автору понадобилось давать нам описание кисета? Характеризуют ли человека его собственные вещи?
- Придумайте и запишите заголовок к тексту.
Чтение текста ещё раз.
Написание изложения. (используя причастия).
Танкова А.Н. учитель русского языка и
литературы.