Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика в рассказе М. А. Шолохова Судьба человека


Урок литературы в 9 классе по теме «Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика в рассказе М.А. Шолохова
«Судьба человека».
Оценка педагогической ситуации: класс разноуровневый: есть сильные и слабые учащиеся. Не у всех учеников есть интерес к художественной литературе. Этим объясняется мой выбор методов и формы урока (групповая).
Цель урока: показать значение образа героя рассказа «Судьба человека».
Задачи урока:
Образовательные:
- постижение уникальности художественного мира писателя М.А. Шолохова на материале рассказа «Судьба человека»;
- показать мужество, волю и стойкость простого русского солдата.
Развивающие:
- развитие аналитических умений работы с художественным текстом;
- развитие коммуникативной компетенции учащихся;
- развитие творческих способностей учащихся.
Воспитательные:
- воспитание духовно-нравственных качеств старшеклассников, развитие эмоциональной сферы;
- воспитание глубокого чувства патриотизма, мужества.
Оборудование: компьютер, запись песни «Враги сожгли родную хату», карточки.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
Л.Н. Толстой очень любил стихотворение М.Ю. Лермонтова  «Бородино». Это послужило одной из причин написания романа-эпопеи «Война и мир». А у М.А. Шолохова любимым было стихотворение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату». Звучит песня «Враги сожгли родную хату» в исполнении Марка Бернеса. Затем ребята пытаются ответить на мои вопросы:
- О чем эта песня?
- Что вы испытывается при ее прослушивании?
Данная работа позволяет подвести учеников к теме урока – теме войны. На этот этап урока я отвожу не более 5 минут.
II. Мотивация
Перед началом группы я предложила учащимся разделиться на 3 группы (в каждой группе 9 учеников). Первая группа получает газетную статью Леонида Радзиховского «Неизвестные солдаты» («Российская газета» № 4359 от 8 мая 2007) о плененных солдатах в годы ВОВ. Второй группе я предлагаю журнал «Заря» (1994, № 22) со статьей Фокина В. «Вино с печалью пополам» о Щепине Борисе Федоровиче, передовике производства, активном участнике военных действий. Третьей группе достается материал книги Шелленберга В. «Лабиринт: Мемуары гитлеровского разведчика» - М.: Дом Бируни,1991. – с 215. Я даю ребятам время прочитать материал, узнать о судьбах людей. Задаю вопросы о судьбах этих людей, об их жизни до войны, во время военных действий и после (все есть в материалах статей).
Ученики стараются ответить на мой вопрос: «Почему рассказ называется «Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?
Пытаюсь наводящими вопросами вывести ребят на правильный ответ, что судьба Андрея Соколова, главного героя рассказа «Судьба человека», – это судьба всего народа, прошедшего войну. Ученики проводят параллели с данными статей об участниках ВОВ. На этот этап урока отвожу 10 минут.
III. Создание проблемной ситуации
Я предлагаю ученикам поработать с толковым словарем С.И. Ожегова и определить лексическое значение слова «судьба». Ребята находят 4 значения этого слова.
1. Стечение обстоятельств, не зависящих воли человека; ход жизненных событий. Избранник судьбы.
2. Доля, участь. Счастливая судьба.
3. История существования кого-, чего-нибудь.
4. Будущее, то, что случится, произойдет. Судьба человечества.

– Какое из этих значений по смыслу и значению больше всего подходит к рассказу М. Шолохова? Я прошу учеников дать ответ на этот вопрос в конце урока.
На данный этап урок отвожу 5 минут.
IV. Определение темы исследования. Шолоховская концепция человека в рассказе «Судьба человека».
Слово учителя:
О войне писали и пишут. И сегодня военная тема воспринимается как глубоко современная. Но все – таки лучшее из созданного принадлежит писателям, прошедшим эту войну, рассказывающим о незабываемых впечатлениях и чувствах. Рассказ “Судьба человека” М. Шолохов написал в 1956 году всего за несколько дней. В основу произведения легла история, рассказанная писателю человеком, который явился прототипом Андрея Соколова. В этом произведении Шолохов не просто показывает войну. Он показывает войну как одно из самых тяжких испытаний, выпадающих на долю человека.
Рассказ М. Шолохова о войне. Почему же мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя? (У автора такой подход к изображению войны. Машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ предполагает изучение и анализ всей жизни героя). На данный этап урока отвожу 5 – 7 минут.
V. Работа в группах.
Целью такой исследовательской работы – глубже, полнее понять идейно-тематическое содержание произведения и «увидеть» мастерство писателя, проникнув в его творческую систему.
1 группа получает карточку с заданием «Анализ эпизода в церкви». Ученики зачитывают эпизод, отвечают на мои вопросы: «Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор?»  (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает разные типы человеческого поведения в тяжелых обстоятельствах. Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)
– Какая позиция ближе всего Соколову?  (Позиция доктора вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова.)
У 2 группы задание проанализировать эпизод «Поединок Андрея Соколова и Мюллера».
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? – Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем).
3 группе достается карточка с заданием «Встреча Андрея Соколова и Ванюши». Отвечая на вопросы, ученики зачитывают эпизоды рассказа, комментируя, попутно, высказывая свое мнение. Я стараюсь опросить каждого ученика в группе. Моей задачей является поддержание благоприятной атмосферы в классе, создание ситуации успеха для того, чтобы каждый ученик чувствовал себя комфортно и не стеснялся говорить, высказывать свое мнение. На данный момент урока отвожу 10 минут.
VI. Вывод по результатам исследования
Целью этого этапа урока является обобщение всего сказанного на уроке. Я возвращаюсь к вопросу, который прозвучал в начале урока. Какое из лексических значений слова «судьба» подходит к рассказу М. Шолохова?
(В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств).– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство). Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. На данный этап урока отвожу 5-6 минут.
VII.Итоги урока, домашнее задание
Дети любят подобные уроки, так как знают, что обязательно получат хорошие оценки. А я, в свою очередь, не скуплюсь на них. Во – первых, это стимул для активной работы.
Домашнее задание для учеников – написать письмо Андрею Соколову.
Заключительный этап урока длится не более 3 минут.