Выступление на конференции учителей о сохранении здоровья учеников.


Здоровьесберегающие технологий и приемы их использования.
Содержание.
Введение.
Основная часть.
1.Здоровье - бесценный дар, который преподносит человеку природа.
2.Причины ухудшения здоровья у школьников.
3.Пути оказания помощи в сохранении здоровья у учителя начальных классов.
4.Здоровьесберегающие технологий и приемы их использования.
-утренняя гимнастика
-физкультминутки на уроке
-пальчиковая гимнастика
-гимнастика для глаз
-5. Кинезеология- наука о развитий умственных способностей и физического здоровья.
6.Взаимдействие школы и семьи- важное условие сохранения и укрепления здоровья детей.
Выводы.
Цель: выяснить причины ухудшения здоровья обучающихся и способы его сохранения и укрепления в период обучения в школе.
Задачи: сформировать ответственное отношение к сохранению здоровья детей в тесной связи с семьей и школой.
Ознакомить с здоровьесберегающими технологиями на уроках в начальных классах и правильной организацией досуга детей.
Пропаганда ведения здорового образа жизни среди учащихся школ.
Введение.
В современных условиях  одной из важнейших задач  общеобразовательной школы  является  охрана и укрепления здоровья детей младшего школьного возраста.
В  младшем школьном возрасте закладывается фундамент  физического и психического здоровья ребенка;  развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, развиваются основополагающие физические и нравственно-волевые качества и формируются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.  В связи  с этим школа и семья  должны создать благоприятные педагогические условия, способствующие  не только развитию  интеллектуальных способностей, но и сохранению и укреплению  физического, психического здоровья и формированию здорового образа жизни младшего школьника.
Очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет.
«Забота о здоровье ребёнка –это
не просто комплекс санитарно-
гигиенических норм и правил…
и не свод требований к режиму,
питанию, труду, отдыху. Это прежде
всего забота о гармоничной полноте
всех физических и духовных сил, и
венцом этой гармонии является
радость творчества»
В.А.Сухомлинский
Что же такое здоровье?
 Здоровье – бесценный дар, который преподносит человеку природа. Существует более 300 определений здоровья. На бытовом уровне понятием "здоровье” обозначают обычно отсутствие болезни. Согласно официальному определению Всемирной Организации Здравоохранения Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Многочисленные исследования  последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1класс имеют отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе их число увеличивается в 4 раза. Число близоруких детей увеличивается с 3,9% до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами с 5,6% до 16,4%, с нарушениями осанки с 1,9% до 16,8%.
Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов:
неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей;
отрицательное влияние окружающей среды;
наследственные заболевания;
нарушения правил здорового образа жизни.
Одна из важнейших задач современного образования - помочь ребёнку реализовать свой потенциал. Но потенциал нельзя раскрыть, если ребёнок не обладает хорошим здоровьем. Здоровье – актуальная тема для разговора во все времена. От его состояния зависят и физические возможности, и работоспособность, жизненные и социальные мотивации и многое другое.
Поэтому работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся является приоритетным направлением в нашей школе. А начинать эту работу необходимо с раннего детства. Только здоровый ребёнок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.
Высокий уровень патологии свидетельствует о кризисном положении здоровья нации. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения в школе определяется уровнем здоровья, с которым ребенок пришел в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров говорят о том, что здоровыми можно считать только 20-30% первоклассников, среди выпускников школ более 80% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложены в детские годы.
На сегодняшний день каждый пятый школьник имеет хроническое заболевание
Почему же так происходит? Видимо, дело в том, что мы взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом?
Что же конкретно может сделать учитель начальных классов?
Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс — это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, условия их быта, имея необходимые гигиенические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.
Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.
В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.
В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медосмотров, профилактических мероприятий в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на «4» и «5», проводят за письменным столом дома не менее 2,5-3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводят к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит живот, голова), но и появляются трудности в учении. В первую очередь это проблемы концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость. Это те немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии и было в радость?
С этой целью на своих уроках я применяю здоровьесберегающие технологии, без которых современный урок теряет свою силу.
Здоровьесберегающая технология – это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного.
Начало учебного дня в начальных классах желательно начинать организованной зарядкой.
Утренняя зарядка для школьников должна состоять из простых и понятных физических упражнений. Ежедневное их выполнение приводит к выработке у ребенка потребности в движениях, положительно сказывается на функционировании сердечно -сосудистой системы, обмене веществ и кровообращении, повышает иммунитет, создает хороший эмоциональный настрой. Продолжительность утренних упражнений в среднем должна составлять 7- 10 минут. Сам комплекс включает не менее 7 упражнений: прежде всего, ходьба, которая подготавливает малыша к выполнению основных упражнений, или бег в медленном темпе, заканчивающийся ходьбой..
Из всех нагрузок, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Поэтому нельзя требовать от учащихся сохранения неподвижного положения тела в течение всего урока. Необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим, который позволяет удовлетворить физическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня.
Неоценимую роль играют уроки физической культуры, внеклассные мероприятия, весёлые старты. В нашей школе эти виды работ проходят на высоком уровне.
И.Кант писал, что рука – вышедший наружу мозг. Что он хотел этим сказать? Ни мало, ни много, а именно то, что все глубинные процессы, осознанные и неосознанные, отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев.
Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей,  возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны.
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга. Массаж указательного пальца улучшает работу желудка; среднего пальца - кишечника и позвоночника, безымянного – печени, а массаж мизинца помогает работе сердца. После массажа встряхните кисти рук, словно сбрасываете с них капельки воды. Зная это, вы сможете помочь себе в некоторых ситуациях.
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку- белобоку».
. Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идёт формирование моторной области. Поэтому работа по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте имеет особое значение
В связи с этим на каждом уроке письма и математики необходимо использовать пальчиковую гимнастику. Таких упражнений огромное множество.
1. «Кольца». Поочередно соединять подушечку каждого пальца с большим пальцем, образуя колечко. Сначала на правой, затем на левой. А в конце занятия – синхронные движения на обеих руках. Раз, два, три, четыре, пять,Вышли пальчики гулять.Раз, два, три, четыре, пять,Будем пальчики считать.
2. «Кулак-ребро-ладонь».Три положения на плоскости стола. Кулачок, затем ладонь ребром на столе, прямая ладонь на столе. Делать правой, левой рукой, затем синхронно.
3. «Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.
4. «Зеркальное рисование».Взять в каждую руку по карандашу и рисовать одновременно зеркально-симметричные фигуры, буквы.
5. «Ухо-нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Отпустить, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук наоборот.
6. «Рыбка». Сложить вместе ладони рук – это «рыбка». Двигать «рыбку» в разных направлениях, имитируя плавание.
7. «Змейка».Сцепить ладони в замок – это голова «змеи». Руки прижать друг к другу. Двигать «змею» в разные стороны, имитируя ползание.
8. «Замок». Сцепить пальцы в замок и встряхивая «замком», произноситьНа двери висит замок,Кто его открыть бы смог?Постучали, постучали, (не расцепляя пальцев, постучать ладонями)Покрутили, покружили (покрутить сцепленными пальцами),Потянули, потянулиИ открыли! (расцепить пальцы, развести руки в стороны).
Во время чтения дети выполняют «мудры»- упражнения, которые улучшают мышление, активизируют память, повышают работоспособность, улучшают общее самочувствие и способствуют развитию моторики.
Приведу пример применяемых «мудр» и всем советую использовать их в своей практике.
Мудра «Жизни»
Показания: быстрая утомляемость, нарушение зрения. Кроме того, выполняя это упражнение, дети делают массаж пальцев.
Методика: подушечка сердечного ( четвёртого ), мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. Выполняется обеими руками одновременно.
Мудра «Знания»
Само название этой «мудры» уже предполагает, что выполнять это упражнение должны все те, кто получает знания в школе и учебном заведении, т. к. «мудра» улучшает мышление, активизирует память, снимает напряжение, массирует пальцы.
Методика: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся пальцы выпрямлены (не напряжены).
Ещё одна из здоровьесберегающих технологий – образовательная кинесиология. Кинесиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Например: перекрёстное упражнение «ухо-нос». Правая рука держит кончик носа, левая – противоположное ухо поверх правой руки, затем руки меняются одновременно. Рекомендуется 5-7 смен.
Упражнение «рисуем бантик».
Дети показывают рукой движение «всё хорошо» и рисуют большой бант восьмёркой. Правая рука начинает движение влево вверх. Левая - в противоположную сторону. Глазами следят за большим пальцем (движение выполняют как можно шире). После выполнения таких упражнений резко повышается активность мозга. Дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Поскольку учебный труд младших школьников связан с усиленной работой зрительного аппарата, необходимо проводить зарядку для глаз. Я это делаю на своих уроках ежедневно. С большим интересом учащиеся выполняют такие не хитрые упражнения, как «маятник», рисуют глазами восьмёрку в различных направлениях, но наиболее живой интерес дети проявляют к стихотворным упражнениям. Например:

Волшебный сон
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаб-ле-на…
Губы чуть приоткрываются…
Все чудесно расслабляются…
Дышится легко… ровно… глубоко…
(пауза)
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
(громче, быстрей, энергичней)
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Они влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно -сосудистую и
дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.Требования к физкультминуткам:-Они должны быть - разнообразны (однообразие снижает интерес).- Проводится на начальном этапе утомления.- Предпочтение отдавать упражнениям для утомленных групп мышц.- Стараться подбирать упражнения в зависимости от особенностей урока. Напряжение различных групп мышц связано с работоспособностью. Устает рука – устает ребенок.Для расслабления кисти рук.Пример: “Капуста”
Мы капусту рубим.Мы капусту трем.Мы капусту солим.Мы капусту жмем. (Имитации действий/)Задача учителя научить писать, не напрягая руку. А значит сберечь силы.Пример: Массаж пальцев перед письмом. протирание ладошек.“Скалка” - покатать ручку между ладонями;покатать ручку между большим и указательным пальцем.
“Игра на клавишах” (по очереди постукивание определенными пальцами обеих рук о парту).
Использование скороговорок с движениями руками в такт .Пример: “Нашли ли лилию?
”Ладони вертикально поставлены друг к другу и сомкнуты. На каждое слово ладони то размыкаются (образуя цветок), то смыкаются. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием, т. к. такие упражнения позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, принести своему организму пользу. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
Другой частью здоровьесберегающих технологий является психофизи-
ческая тренировка. Она построена на использовании общеразвивающих и специальных упражнений, а также некоторых видов дыхательных упражнений в целях повышения функциональных возможностей организма, работоспособности и восстановления здоровья путем самовоздействия на организм. Произвольное расслабление мышц (релаксация) основано на способности человека мысленно при помощи образного представления, расслабиться. Под воздействием релаксации появляется приятное ощущение истомы, легкости.
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело,
И расслаблено все тело…
Будто мы лежим на травке
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Руки теплые у нас…
Дышится легко…ровно…глубоко…
Губы чуть приоткрываются.
Всё чудесно расслабляется…
Нам понятно, что такое состояние покоя.

Кратковременный отдых в таком положении, сочетаемый с ровным дыханием, восстанавливает силы и работоспособность, а значит, помогает сохранить и здоровье. Психофизическая тренировка предусматривает кроме этого контроль стресса, уровня тревожности и ряда других психических показателей учащихся для управления их психоэмоциональным состоянием за счёт дозирования умственных и физических нагрузок и психотренингов с обучением методикам саморегуляции настроения.
Приведу пример такой игры:
Игра «Подари тепло другу»
Ученики за партой поворачиваются лицом друг к другу. Один ученик раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Учитель говорит: «Дети, посмотрите так ласково в глаза друг дружке, чтобы ваши ладошки потеплели. Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели».
Однако, несмотря на доступное содержание уроков, применение разнообразных приёмов и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность, в конце рабочего дня у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1-2 минутки юмора, благотворно действующего на них, например, спросить: «Сколько шагов сделает воробей за 1 минуту?» (Ни одного: воробей прыгает, а не шагает). «Какие бывают камни в воде?» (Мокрые) На какой ветке сидит ворона во время дождя?( На мокрой)
К.Д.Ушинский писал, что если учитель заметил, что « класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются зевки, маленькие шалости», то достаточно предложить классу произнести хором какие-нибудь стихотворения, пословицы…Энергия возродится, и учащиеся начнут работать по - прежнему.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся, от которых зависит будущее нашей страны.
“ В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов. Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, Оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.
Учащиеся значительную часть времени проводят дома и чтобы не возникло “воспитательных ножниц” между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьей.
Формирование положительной мотивации младших школьников к здоро-
вому образу жизни и воспитание ответственного отношения к здоровью, прежде всего, зависит от правильного взаимодействия школы и семьи, от целенаправленно организованной совместной работы родителей, учителей начальных классов и медицинских работников.
Одним из важнейших условий формирования здорового образа жизни млад-
ших школьников является личная гигиена, включающая в себя рационально организованный суточный режим, уход за телом, гигиена одежды.
С целью формирования положительного отношения младших школьников к
здоровому образу жизни в условиях начальной школы следует проводить беседы, диспуты, смотры-конкурсы, соревнования, физкультурные праздники, дни здоровья, показательные занятия с приглашением родителей и медицинских работников.
Выводы:
Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, активнее приобщать родителей школьников к работе по укреплению и сохранению здоровья детей. Внедрение в обучение здоровьесберегающих технологий ведёт к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе. Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Вот что гласит народная пословица:
Деньги потерял - ничего не потерял,
Время потерял - многое потерял,
Здоровье потерял - всё потерял.
Берегите своё здоровье, здоровье своих детей и ваших учеников!
Будьте здоровы!
.