Мастер-класс на тему «Современные образовательные технологии как средство повышения качества образования в начальной школе. Документ-камера»


Мастер-класс на тему
«Современные образовательные технологии
как средство повышения качества образования в начальной школе»
1. Теоретическая часть.
Концепция модернизации российского образования выдвигает новые социальные требования к системе школьного образования.
Главной задачей является необходимость повышения эффективности усвоения учебного материала, повышение современного качества образования. А это ориентация образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
Общеобразовательная школа должна сформировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, что и определяет современное качество содержания образования. Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Младший школьник не только готовится к взрослой жизни, не просто приобретает знания, а участвует в различных видах деятельности. Использование современных педагогических технологий даёт возможность решать воспитательные задачи и формировать у ребёнка готовность к самостоятельному познанию окружающего мира.
Невозможно ребёнка обучить всему, дать ему готовые представления и знания буквально обо всем. Но его можно научить получать знания самостоятельно, анализировать ситуацию, делать выводы, находить решение для задачи или проблемы, которую он не решал. Сосредотачивая усилия на повышение качества и эффективности учебной и воспитательной работы, необходимо добиваться того, чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся, активности и творческих способностей, а следовательно повышению качества обучения.
Актуальность данной проблемы приобретает большое значение в настоящее время в силу ряда причин. Согласно Концепции модернизации образования, общество предъявляет определённые требования к школе. Главной и первостепенной задачей является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.
Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков их получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании.
Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т.е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила некоторые, которые, на мой взгляд, можно использовать в работе с обучающимися начального звена. Например, технология проблемного обучения, технология продуктивного чтения, проектные технологии, здоровьесберегающие технологии, технологии игрового обучения, а также ИКТ-технологии.
Компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Сегодня трудно представить деятельность педагога без компьютера, проектора, интерактивной доски и в этот ряд встаёт такое оборудование, как документ – камера.
Документ – камера – особый класс телевизионных камер, предназначенных для передачи изображений документов в виде телевизионного сигнала или в какой – либо другой электронной форме. Документ – камера позволяет получить и транслировать в режиме реального времени чёткое и резкое изображение практически любых объектов. Изображение, полученное с помощью документ – камеры, может быть введено в компьютер, показано на экране телевизора, передано через интернет, спроецировано на экран посредствам мультимедиапроектора.
Документ – камера существенно расширяет возможности компьютерных технологий в создании средств наглядности, что особенно важно в начальной школе, так как обучающиеся начальных классов имеют наглядно-образное мышление, через которое они воссоздают форму, структуру объектов, понимают сущность явления, устанавливают связи.
При использовании инновационного оборудования, в частности документ – камеры, наглядность изучаемого материала значительно возрастает. Практический опыт работы многих учителей с этим видом оборудования показывает, насколько это удобный инструмент, идеально подходящий для работы, и который можно использовать практически на всех уроках.
В первом классе одной из задач учителя является научить обучающихся ориентироваться в учебниках, в прописях, в тетрадях. Дети должны уметь находить верхнюю и нижнюю рабочую строки, отступать определённое количество строчек, клеток, а для этого можно использовать возможности документ – камеры, положив пособие под её объектив, страницы пособий мгновенно проецируются на экран интерактивной доски и теперь можно писать электронными чернилами, показывать образец на экране интерактивной доски.
На уроках обучения письму можно использовать документ – камеру для того, чтобы «вывести» страницу прописи на интерактивную доску и показать обучающимся где, что  и как правильно писать. Ребята имеют возможность работать на интерактивной доске с буквами, словами, предложениями (ставить ударение, делить слова на слоги, обозначать цветными точками звуки, соотносить схемы со словами и предложениями, подчёркивать орфограммы).
На уроках обучения письму дети моделируют письменные буквы из элементов букв, что способствует их лучшему запоминанию. Таким образом, документ – камера активизирует деятельность обучающихся и делает её более наглядной.
Документ – камера позволяет вывести на экран любой рукописный текст. В начальной школе актуальной является работа над каллиграфией. Предлагая детям, образцы выполненных работ, можно предоставить им возможность оценить деятельность их одноклассников, формируя адекватную самооценку работы на уроке.
Документ – камеру можно использовать на этапе контроля знаний. Например, можно проверить самостоятельную работу, выполненную на уроке, причём лучше, если в роли проверяющего выступят сами ученики. Кладём тетрадь под объектив документ – камеры, и выполненная самостоятельная работа мгновенно проецируется на экран. Проверяющий ученик или учитель имеет возможность с помощью инструмента «Перья» исправлять ошибки. Этот процесс занимает очень мало времени, поэтому есть возможность проверить  несколько работ и обсудить алгоритм исправления ошибок.
Подготовка к устному счёту и к работе над ошибками, допущенными в контрольной работе по математике, будет занимать минимум времени. Учитель помещает бумажный носитель по объектив документ – камеры, нажимает кнопку «Захват экрана» - фотография страницы готова и отображается на интерактивной доске. Приступаем к работе, для выполнения работы обучающиеся используют инструмент «Перья» или «Каллиграфические перья».
Использование документ – камеры на таких уроках как ИЗО и технология позволяет наглядно продемонстрировать этапы практической деятельности. Например, на уроках технологии это работа с тканью, работа по шаблону, работа с пластилином и т.п.
На уроках ИЗО документ – камера позволяет продемонстрировать технику рисования, живописи. Учитель или обучающиеся выполняют работу в поле видимости камеры, а работа мгновенно проецируется на экран интерактивной доски, при этом мелкие детали, невидимые при обычном показе, становятся доступными для всех обучающихся.
2. Практическая часть.
Работа в группах.
Коллеги, вы уже заметили на доске карточки со словами. Пожалуйста, выйдите, возьмите по одной карточке
наступило 5 12 2016
начинаем работу делимся 4
группы проводится мастер-класс продуктивный
плодотворный эффективный полезный день
Разделитесь на группы.
По какому признаку вы это сделали? (части речи, числа)
Каждой группе выдаются карточки с заданиями.
Задания по русскому языку
1 группа
1. Запиши текст, раскрывая скобки.
По шумн____ авеню (идти)_______ атташе.
Рядом (идти)_______ мадам в (манто)_________.
Из окна, отодвинув легк____ тюль, (выглядывать)_______________ забавн____ шимпанзе.
Все это сняли в солнечн______ Сочи для рекламы (тюль)_________.
2. Поставь ударение:
Дремота, балую, договор, положил, статуя, средства, тефтели, досуха, нефтепровод.
-28850277470
Задания по русскому языку
2 группа
1. Вспомни и запиши русские пословицы похожие с данными по смыслу.
а) Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан)
________________________________________________________
б) Сын леопарда - тоже леопард. (Африка)
________________________________________________________
в) Маленький горшок хорошо нaгpeвaeтся. (Англия)
________________________________________________________
2. Определи части речи в предложении:
Вероокая трышь грузно окисляла бузявшую закорявку.
-16700567945
Задания по математике
3 группа
Реши задачу.
Из двух городов навстречу друг другу вышли одновременно два поезда. Первый поезд шел со скоростью 40 км/ч. Через пять часов поезда встретились. Какова скорость второго поезда, если расстояние между городами 385 км?
1)
2)
3)
4)
Найди другой способ решения задачи.
1)
2)
-2527302451103)
Задания по математике
4 группа
Реши задачу.
Из двух городов навстречу друг другу вышли одновременно два поезда. Первый поезд шел со скоростью 40 км/ч. Через пять часов поезда встретились. Какова скорость второго поезда, если расстояние между городами 385 км?
1)
2)
3)
4)
Найди другой способ решения задачи.
1)
2)
-1003302063753)
Ну что ж, давайте проверим. Чтобы проверка проходила быстрее и нагляднее, мы воспользуемся возможностями документ-камеры.
711208191500
996958191500
88265-41656000 996958191500
88900-99441000 1136655207000
Вывод: Таким образом, сегодня я рассказала о самой элементарной возможности использования документ – камеры на уроках в начальной школе, т.к. это оборудование в нашей школе появилось сравнительно недавно.
Документ – камера – это новое оборудование, с новыми возможностями, но новые возможности не отменяют сложившихся педагогических практик, они лишь обогащают и расширяют их. А, следовательно, нам есть ещё чему учиться и к чему стремиться!

Примеры использования документ – камеры
на различных уроках в начальной школе:
Демонстрация предметов, имеющих различные геометрические формы.
Демонстрация мелких частей объектов.
Проверка и исправление домашних работ учащихся.
Проведение викторин с демонстрацией заданий и ответов.
Составление набора предложений и идей при мозговом штурме.
Демонстрация брошюр, книг, альбомов.
Подключение к микроскопу.
Разделение предмета на мелкие детали с последующей демонстрацией.
Демонстрация видеоряда в качестве набора иллюстраций к рассказу.
Возможность быстрого редактирования письменных работ.
Работа над структурой предложения.
Отработка орфографии.
Отработка грамматических структур.
Демонстрация художественных изделий, выполненных учащимися.
Демонстрация слов при обучении чтению на ранних этапах.
Демонстрация правил чтения гласных звуков и общих фонетических правил.
Демонстрация процессов выполнения творческих заданий по ручному труду (рисование, шитьё, вышивание, лепка)
Решение уравнений.
Работа с тестами.
Выполнение заданий на словообразование.
Демонстрация решения сложных математических задач.
Сравнение изображений с реальными объектами.
Демонстрации движения пластилиновых фигурок
Демонстрация иллюстрированных изданий.
Работа со словарём.
Демонстрация основных математических операций: сложения, вычитания, умножения, деления и т.д.
Демонстрация карточек с изображениями предметов.
Использование всем классом одной книги для чтения вслух.
Демонстрация рецептов для приготовления блюд на уроках кулинарного искусства.
Демонстрация языка жестов и пальчиковых игр.
Демонстрация техники рисования и живописи.
Демонстрация работ учащихся в виде фотографий, рисунков, отчетов и т.д.
Проверка домашней работы.
Сравнение литературных стилей.
Сравнение литературных жанров.
Демонстрация требований к написанию сочинения, состоящего из пяти абзацев.
Демонстрация измерений: метрических, весовых, объема тел и жидкостей и т.д.
Демонстрация лабораторных исследований.
Работа с буквами и цифрами в начальной школе.
Обучение лексике.
Обучение определению времени в начальной школе.
Демонстрация мелких частей цветка: пестика, тычинок, лепестков.
Работа с календарём: название года, месяца, дня недели, даты.
Обучение обращению с единицами, десятками, сотнями и т.д. (например, на счетных палочках, спичках или счётах).
Демонстрация сведений об известных людях или исторических событиях.
Демонстрация высказываний (цитат).
Демонстрация расписания уроков.
Сравнение формы и структуры листьев.
Демонстрация этапов проведения научных исследований.
Работа с документ – камерой расширяет кругозор учащихся, они активно участвуют в работе, помогает изучению и закреплению нового материала.