Педагогический проект «Интеграция деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности»

Root EntryПедагогический проект «Интеграция деятельности дошкольного учреждения и семьи по вопросам воспитания социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности»


Обоснование необходимости проекта
Актуальность темы проекта определяется требованиями современной ситуации в развитии общества и образования. Если раньше, чтобы быть социально успешным человеком достаточно было быть хорошим исполнителем, обладать определенными знаниями и умениями, то сейчас необходимо быть творческой личностью, способной самостоятельно ставить и творчески решать проблемы.
Дошкольное учреждение является институтом общества, специально созданным для социализации дошкольника. Одновременно доказано, что семья и детский сад, интегрируя свои усилия в процессе социализации ребенка, способны обеспечить полноту и целостность социально-педагогической и культурно-образовательной среды, в которой ребенок живет, развивается и самореализуется. Эффективность деятельности семьи и ДОУ в этой области определяется тем, насколько они способны обеспечить усвоение и воспроизводство детьми унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а также подготовку их к активной жизни в обществе; при этом успешность заключается не в дублировании и не в замене функций одного института воспитания другим, а в их гармоничном дополнении друг друга.
Не менее важной представляется идея воспитания социальной компетентности, отражающей достижения личности в развитии отношений с другими людьми на основе инициативы и независимости ребенка, способности делать собственные наблюдения, самостоятельно думать и успешно достигать своих целей .
Однако существующие методические разработки по организации проектной деятельности ориентированы, прежде всего, на педагогов, а родителям отводится роль наблюдателей, хотя они, по нашему мнению, должны быть полноправными участниками образовательного процесса. Широко используемые формы работы с родителями (собрания, конференции, консультации, посещение воспитанника на дому, беседы, чтения, вечера, тематические консультации, ринги) часто не обеспечивают главного - совместной деятельности родителей, детей и педагогов.
Эффективным средством интеграции ДОУ и семьи, на наш взгляд, является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает все вышеперечисленные условия формирования социальной компетентности. Благодаря своей деятельностной природе она позволяет преобразовывать знания, умения, навыки ребенка (предпосылки компетентности) в качественные характеристики социально компетентного человека (результат деятельности). Преимущество ее перед другими видами

деятельности заключается в активной позиции ребенка, самостоятельно и осознанно планирующего собственную деятельность.
Совместная проектная деятельность имеет развивающий потенциал, который заключается в развитии коммуникативной и эмоционально-мотивационной сфер всех участников проекта. Привлечение родителей к совместной проектной деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт конструирования собственного родительского поведения, транслирующего детям знания, установки и ценности, образцы компетентного поведения.
Вовлеченность в проект позволяет всем членам семьи стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, открыть неизвестные стороны собственного ребенка, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и от успехов ребенка. В результате эмоционального раскрепощения родителей в семье создается более теплая нравственно-психологическая атмосфера, родители становятся «эмоциональным тылом», преодолевается дистанция в общении, выступающая серьезной преградой в развитии диалога воспитателя и родителей. Обращение воспитателя к долгу родителей, их рассудку уступает место прямым обращениям к чувствам и переживаниям матери или отца. В такой роли педагог становится привлекательным как партнер по общению.
Говорить о качестве работы с детьми, можно лишь тогда, когда поставленные задачи реализуются через систему работы. В целях повышения качества работы и создания системного подхода к решению задач формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста и был разработан данный проект.

Цель проекта.
Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Задачи проекта:
создать социокультурную среду общения детей и взрослых, способствующую социализации личности;
содействовать развитию у детей коммуникативных способностей, творческой инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности;
расширять возможности для формирования собственного жизненного опыта общения с окружающим миром;
стимулировать потребность у участников к самореализации, самовыражения;
способствовать актуализации знаний, умений, навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающими;


объединить усилия педагогов и родителей в вопросе социально-личностного развития детей;
расширить представления и обогатить знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;
гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя принцип сотрудничества детей и взрослых.

Основные целевые группы, на которые направлен проект.
Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ.
с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, совместной поисковой деятельности детей и родителей;
с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья - детский сад».

Механизм реализации проекта.

I этап. Подготовительный (август – сентябрь )
Изучение понятий, касающихся темы проекта;
изучение современных требований к содержанию и организации проектной деятельности дошкольников;
подбор диагностического инструментария изучения уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста, разработка анкет для родителей;
разработка плана проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности дошкольников посредством совместной проектной деятельности детей и родителей;
разработка рекомендаций, памятки для родителей;
диагностика уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста;
изучение возможности участия родителей в совместной проектной деятельности, анкетирование;
анализ полученных результатов, выводы;

II этап. Основной (октябрь – май)

Механизм взаимодействия МДОУ и родителей.
Правило первое - информированность. Родители должны знать о содержательных аспектах семейных проектов, поэтому им предлагается информация о возможных способах участия в проекте, о сроках каждого этапа, о том, где и как будет происходить сбор сведений, о способе презентации проекта. Для этого в групповой приемной выделено
специальное место, где размещается все, что касается совместной проектной деятельности педагогов, родителей и детей. Информация оформляется в понятной, привлекательной для родителей форме, регулярно обновляется.
Правило второе - добровольность и возможность выбора. При организации деятельности по реализации совместного проекта учитываются интересы и возможности родителей. Для этого им заранее предлагают варианты участия в проекте, проводится обучение и консультирование тех родителей, кто выразит такое желание.
Правило третье - чувство успешности. Родители, как и дети, должны испытывать чувство успешности от участия в общей деятельности, поэтому участие всех членов семьи в проектной деятельности поддерживается и поощряется, выносится благодарность каждому участнику проекта за его персональный вклад. В группе выделено специальное место для размещения благодарственных листов, писем, грамот.

Алгоритм реализации семейных проектов.
Первый этап. Педагогом разрабатывается положение о смотре семейных проектов, критерии оценки проектных работ, сценарий финала. Родителей знакомят с условиями и задачами проектной деятельности, с ее возможными вариантами. Перед детьми ставится проблема. Обсуждается тема проекта, создается мотивация к предстоящей деятельности. Разрабатывается схематический план реализации проекта.
Второй этап - это проектная деятельность педагогов, детей и родителей. Педагог выступает в роли советника и непосредственного участника проекта семьи.
Третий этап - заключительный. На этом этапе происходит презентация проектов: фотоколлажи, праздники, коллекции, творческие гостиные, панно, выставки.

III этап. Заключительный (май ).
диагностика уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста;
анкетирование родителей;
анализ полученных результатов, выводы;
обсуждение с родителями итогов работы, характера дальнейшей совместной работы.

План-график работ.

Предполагаемая дата проведения мероприятия
Наименование мероприятия
Ожидаемые
результаты
Ответственный за выполнение

Сентябрь 2009г.
Диагностика уровня социального развития дошкольников.
Выявление уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста

Воспитатель


Анкетирование родителей
Определение возможности участия родителей в совместной проектной деятельности
Воспитатель


Родительское собрание «Проектная деятельность – это увлекательно и интересно»
Информирование родителей о понятии «проектная деятельность», ее особенностях
Воспитатель

Октябрь 2009г.
Совместный проект «Моя семья»
Расширение представлений детей о жизни их предков и семьи.

Воспитатель, дети, родители

Ноябрь 2009г.
Совместный проект «Мама, папа, я – спортивная семья»
Приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни, формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Воспитатель, дети, родители

Декабрь 2009г.
Совместный проект «Мир наших увлечений»
Выявление способностей и увлечений детей и их родителей.
Воспитатель, дети, родители

Январь 2010г.
Совместный проект «Семейные традиции и праздники»
Расширение представлений детей о семейных праздниках, традициях, обычаях.
Воспитатель, дети, родители

Февраль 2010г.
Совместный проект «Азбука солнечного настроения»
Обогащение отношений родителей и детей опытом диалогического эмоционально насыщенного общения и совместной творческо-познавательной деятельности.
Воспитатель, дети, родители

Март 2010г.
Совместный проект «Место, где я родился»
Закрепление знаний детей об истории возникновения города, объектах, достопримечательностях, жителях.
Воспитатель, дети, родители

Апрель 2010г.
Совместный проект «По страницам памяти»
Формирование представлений у детей о страшной сущность войны, приносящей людям горе и страдания; значимости победы советского народа над фашистскими захватчиками и мире на Земле.
Воспитатель, дети, родители

Май 2010г.
Диагностика уровня социального развития дошкольников.
Выявление динамики показателей уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста

Воспитатель


Анкетирование родителей
Определение удовлетворенности родителей от участия в совместной проектной деятельности
Воспитатель


Анализ проектной деятельности
Подведение итогов, выявление положительных результатов, проблем.
Воспитатель

Предполагаемые результаты проекта.
Разработка системы проектных мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста посредством совместной проектной деятельности дошкольного учреждения и семьи.
Разработка методических рекомендаций по организации проектной деятельности с дошкольниками.
Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, инициативности, самостоятельности дошкольников.
Повышение уровня социальной компетентности дошкольников.
Вовлечение родителей в единое образовательное пространство детский сад – ребенок-семья, в процесс сотворчества.
Гармонизация детско-родительских отношений.
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей .

Показатели эффективности деятельности по проекту.
Динамика показателей уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста
Повышение процента включенности родителей в совместную проектную деятельность.

Методы оценки успешности/эффективности.
Оценка эффективности данного проекта будет проводиться по двум направлениям: дети и родители.
Диагностика уровня сформированности социальной компетентности детей дошкольного возраста:
Карта проявлений самостоятельности (А.М.Щетинина)
Карта проявлений активности (А.М.Щетинина, Н.А.Абрамова)
Карта проявлений инициативности (А.М.Щетинина)
Методика "Неоконченные ситуации" (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.
Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)
Тест "Рисунок семьи"
Цель: определение эмоционального благополучия ребенка.
По окончании проекта проводится анкетирование родителей по оценке эффективности проекта.

Оценка рисков.
Осознание родителями понятия «проектная деятельность»
1.Проведение родительского собрания, консультаций.
2.Разработка памяток, рекомендаций для родителей по организации совместной проектной деятельности.

Низкая активность родителей, их нежелание включиться в работу.
1.Проведение презентаций проектов с обязательным чествованием всех участников проектной деятельности с целью повышения интереса к совместной работе.
2. Постоянное информирование детей и родителей о ходе проектов.


Дальнейшее развитие проекта.
Презентация проекта на методическом объединении воспитателей старших групп.
Размещение результатов проекта на сайте отдела образования



Литература.
Боровлёва А.В. Проектный метод – как средство повышения качества образования//Управление дошкольным образовательным учреждением.-2006. - №7. – С.76-80.
ГустомясоваА. Воспитание социальной компетентности// Дошкольное воспитание – 2008. - №5. – С.106-111.
ДозороваМ.А., Кошлева Н.В., Кроник А.А. «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. – М.АРКТИ, 2008.- 100с.
ИвановаН.В., Бардинанова Е.Ю., КалининаА.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2008. – 128с. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
Кротова Т.В., Позднякова Е.С. Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников: метод проектов// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007.- №4.- С.66-72.
Крылова Н.М. Анализ концепций проектирования инновационных проектов в дошкольном образовании//Современный детский сад.- 2007. - №11- С.17-26; №12. – С.26-34.
13.Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод организации воспитательно-образовательной работы в ДОУ//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения.- 2007. - №0.- С.36-46.
Молчанова С.Г., Яковлева Г.В. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ// Управление дошкольным образовательным учреждением.-2007. - №7. – С.25-29.
Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду М.: Линка-Пресс, 2003. – 200с.
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.//Управление дошкольным учреждением.-2004.- №4
Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. _ М.: 5 за знания, 2007. – 256с.
Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2000. – 88с. – электронная версия
Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение/Линка –Пресс, 2009. – 320с.