Рабочая программа по дисциплине Обществознание для социально экономического курса
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Саратовской области
«Энгельсский промышленно - экономический техникум»
(ГАПОУ СО «ЭПЭТ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
программы подготовки специалистов среднего звена
для специальности технического профиля
38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования
с получением среднего общего образования
2015
УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по учебной работе
ГАПОУ СО «ЭПЭТ»
_______________/Л.А.Григорьева/
«_______»_____________2015 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2016 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2017 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2018 г.
_______________ /_________________/
«_______»_____________2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" с изменениями и дополнениями от:29 декабря 2014 г. На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 378 от 23 июля 2015 г.
ОДОБРЕНО на заседании цикловой методической комиссии Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин
Протокол № 1, от «01» сентября 2015 г.
Председатель _______/Н.Е.Шаронова./
Протокол №__, от «___»________2016 г.
Председатель ________/________/
Протокол №__, от «___»________2017 г.
Председатель _______/________/
Протокол №__, от «___»________2018 г.
Председатель ________/________/
Протокол №__, от «___»________2019 г.
Председатель ________/________/
ОДОБРЕНО методическим советом колледжа
Протокол №___ от «_____» __________2015 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2016 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2017 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2018 г.
Председатель _____________/______________/
Протокол №___ от «_____» __________2019 г.
Председатель _____________/______________/
Составители:
Парфенов А.С., преподаватель ГАПОУ СО «ЭПЭТ»
Рецензенты:
Внутренний
Болохонова В.В., преподаватель ГАПОУ СО «ЭПЭТ» высшей квалификационной категории
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от 13.01.2011 года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (ВКЛЮЧАЯ ЭКОНОМИКУ И ПРАВО)»
Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Обществознание» предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования и является частью образовательной программы среднего профессионального образования технического профиля программы подготовки специалистов среднего звена, реализуемой на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина «Обществознание» является общеобразовательной учебной дисциплиной по выбору, из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования, по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) среднего профессионального образования технического профиля при реализации программ подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих
целей:
воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и
духовно-нравственной культуры подростка;
углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых
дисциплин;
умение получать информацию из различных источников, анализировать, си-
стематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об
основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах
регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с
другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение
стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
применение полученных знаний и умений в практической деятельности в раз-
личных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:
· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
метапредметных:
· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;
предметных:
· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
· владение умениями выявлять причинноследственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
· сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
· сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
Рабочим учебным планом для данной дисциплины определено:
максимальная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе:
объём обязательной нагрузки составляет 78 часов;
самостоятельная учебная нагрузка студентов устанавливается в объёме 39 часов.
Итоговый контроль знаний проводится по завершению курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе
контрольная работа
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
- подготовка докладов, сообщений, рефератов;
- работа с источниками социальной информации;
- определение алгоритма поведения в социальных ситуациях;
- подготовка презентации
- подготовка индивидуального проекта с использованием
информационных технологий
20
6
4
5
4
Итоговый контроль предусмотрен после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины«Обществознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Человек и общество 22
Тема 1.1.
Человек и природа
Содержание учебного материала
16
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
2
Человек, индивид, личность.
3
Деятельность и мышление.
4
Виды деятельности. Творчество.
5
Потребности, способности и интересы.
6
Понятие истины, ее критерии.
7
Мировоззрение. Типы мировоззрения.
8
Общество как сложная система
Самостоятельная работа:
- подготовка докладов с презентацией;
- поиск и обработка социальной информации
2
2
Тема 1.2.
Природа как естественная среда обитания человека
Содержание учебного материала
6
2
2
2
2
2
1 Общество и природа
2
Эволюция и революция как формы социального изменения.
3
Особенности современного мира.
Самостоятельная работа
Работа с источниками социальной информации
Подготовка сообщений
Раздел 2. Духовная культура человека и общества 8
Тема 2.1.
Духовность и культура
Содержание учебного материала
2
2
2
1 Духовная культура личности и общества
2
Массовая и народная культура.
3
Наука и образование в современном мире
2
Самостоятельная работа обучающегося
Определение алгоритма поведения в социальных ситуациях
2
Тема 2.3.
Мораль, и нормы морали
Содержание учебного материала
2
2
2
1
Мораль, искусство и религия. Основные принципы и нормы морали.
Самостоятельная работа обучающегося:
Подготовка презентаций
2
Раздел 3. Экономика 6
Тема 3.1.
Экономическая сфера
Содержание учебного материала
6
2
2
2
2
1. Экономика и экономическая система.
2
Потребности. Факторы производства.
3
Рыночные отношения
Самостоятельная работа обучающегося
- подготовка докладов по теме «Экономические системы»
- подготовка презентаций
2
Раздел 4. Социальные отношения 18
Тема 4.1.
Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
16
2
2
2
2
2
1
Социальная роль.
2
Социальный статус
3
Социальные нормы.
4
Социальные конфликты
5
Пути разрешения социальных конфликтов
2
6.
Этнические общности.
2
7
Межнациональные отношения
2
8
Межнациональные конфликты
2
Самостоятельная работа обучающегося
Проработка и решения социальных ситуаций
2
Тема 4.2.
Семья
Содержание учебного материала
2
2
2
1
Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
Самостоятельная работа обучающегося
Решение отдельных социальных ситуаций
2
Раздел 5. Политика как общественное явление 6
Тема 5.1.
Государство в политической системе
Содержание учебного материала
6
2
2
2
1 Политика и власть.
2
Политическая система.
2
3
Политические партии
Самостоятельная работа обучающегося
Работа с источниками социальной информации
2
Раздел 6. Право 16
Тема 6.1.
Правовое регулирование общественных отношений
Содержание учебного материала
8
2
2
2
2
2
1. Право. Понятие и формы. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ
2
Право в системе социального регулирования. Правовые и моральные нормы. Система права
3
Сферы общества в юриспруденции
4
Глобализация общества и права
Самостоятельная работа обучающегося
Подготовка сообщений с использованием Интернет-информации
2
Тема 6.2.
Основы конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
8
2
2
2
1
Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление.
2
Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
3
Способы защиты гражданских прав
2
Самостоятельная работа :
- подготовка рефератов по теме «Международное право»
- подготовка докладов
2
Дифференцированный зачет
2
Всего:117/78
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется учебный кабинет истории и обществознания.
Оборудование учебного кабинета:
- учебная мебель;
- рабочее место учителя;
- доска;
- книжный шкаф.
Технические средства обучения:
- телевизор;
- экспозиционный экран;
- аудио-центр;
- мультимедиапроектор;
- компьютер;
- принтер;
- сканер.
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Перечень учебных изданий:
Основные источники:
Для студентов
Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 1011 класс. М., 2012.
Баранов П. А., Шевченко С. В. ЕГЭ 2015. Обществознание. Тренировочные задания. М.,
2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый уровень. М., 2014.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень. М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. М., 2015.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Практикум. М., 2014.
Важенин А. Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. М., 2014.
Воронцов А. В., Королева Г. Э., Наумов С. А. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый
уровень. М., 2013.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. М., 2014.
Горелов А. А., Горелова Т. А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. М., 2014.
Котова О. А., Лискова Т. Е. ЕГЭ 2015. Обществознание. Репетиционные варианты. М.,
2015.
Лазебникова А.Ю., Рутковская Е. Л., Королькова Е. С. ЕГЭ 2015. Обществознание. Ти-
повые тестовые задания. М., 2015.
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. М., 2010.
Соболева О. Б., Барабанов В. В., Кошкина С. Г. и др. Обществознание. 10 класс. Базовый
уровень. М., 2013.
Для преподавателей
Конституция Российской Федерации 1993 г. (последняя редакция).
Водный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 03.06.2006 № 74-ФЗ) //
СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 1 (введен в действие Федеральным законом от 30.11.1994
№ 51-ФЗ) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 (введен в действие Федеральным законом от 26.01.1996
№ 14-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 3 (введен в действие Федеральным законом от 26.11.2001
№ 46-ФЗ) // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4552.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 4 (введен в действие Федеральным законом от 18.12.2006
№ 230-ФЗ) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. I). Ст. 5496.
Земельный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 25.10.2001 № 136-ФЗ) //СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
Кодекс РФ об административных правонарушениях (введен в действие Федеральным за-
коном от 30.12.2001 № 195-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 1.
Трудовой кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 30.12.2001 № 197-ФЗ) //
СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. I). Ст. 3.
Уголовный кодекс РФ (введен в действие Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) //
СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» // СЗ РФ. 1992.
№ 15. Ст. 766.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» //
Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1991. № 18. Ст. 566.
Закон РФ от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ.
2002.
Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1995. № 10.
Ст. 823.
Закон РФ от 11.02.1993 № 4462-1 «О Нотариате» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 1993.
Федеральный закон от 31.05.2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре
в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //
СЗ РФ. 2012.
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благопо-
лучии населения» // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ.
2002. № 2. Ст. 133.
Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» // Российская газета.
1995. 4 мая.
Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2222.
Указ Президента РФ от 16.05.1996 № 724 «О поэтапном сокращении применения смерт-
ной казни в связи с вхождением России в Совет Европы» // Российские вести. 1996.
18 мая.
Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» // Российская газета. 2012. 9 мая.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров
и ДПО Министерства образования и наука РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по
организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. М., 2014.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Общество__
Дополнительные источники:
Алексеев С.С. Философия права. М., 1993.
Аверьянов Л.Л. Социология: что она знает и может. М., 1993.
Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М., «Просвещение», 2001.
Борисов Е.Ф. Экономическая теория. М., 1993.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1993.
Интернет-ресурсы
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»).
3.3. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
В целях реализации компетентностного подхода при преподавании дисциплины «Обществознание» используются современные образовательные технологии: информационные технологии (компьютерные презентации), технологии развивающего обучения, технологии проблемного обучения (проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский метод), технологии эвристического обучения (выполнение творческих проектов, «мозговая атака», игровые методики). В сочетании с внеаудиторной работой, для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся применяются активные и интерактивные формы проведения занятий (групповая консультация, разбор конкретных ситуаций, деловые и ролевые игры, групповая дискуссия, коллоквиумы, семинарские занятия).
Для проведения текущего контроля знаний проводятся устные (индивидуальный и фронтальный) и письменные опросы (тестирование, контрольная работа, доклады) по соответствующим темам разделов.
Итоговый контроль проводится после завершения курса дисциплины в форме дифференцированного зачёта
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, фронтального и индивидуального устного опросов, письменного опроса, просмотра и оценки докладов, компьютерных презентаций, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий проектов исследований.
Результаты обучения
(предметные результаты)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины "Обществознание (включая экономику и право)":
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
Оперативный контроль:
- устный фронтальный и индивидуальный опрос;
- тестирование;
- проведение коллоквиумов;
- семинарские занятия.
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
Рубежный контроль:
- письменная контрольная работа;
- проверка и оценка докладов, рефератов, компьютерных презентаций.
- сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
Оперативный контроль:
- устный фронтальный и индивидуальный опрос;
- письменный опрос
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
Оперативный контроль:
- устный фронтальный и индивидуальный опрос;
- семинарское занятие.
Итоговый контроль – дифференцированный зачёт
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических ценностей
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности
Успешное прохождение учебной практики.
Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
Занятия по специальным дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи
Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.
Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»
метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения практических задач
Семинары
Учебно-практические конференции
Конкурсы
Олимпиады
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации, включая электронные;
- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т. д.)
Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной
программы
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
Заголовок 115