План-конспект по технологии на тему Рубка металла. Экономический рост и проблемы экологии РК (7 класс)
План конспект урока трудового обучения.
Класс 7
Тема раздела: Технология ручной и механической обработки металла (8 часов)Тема урока № 14: Рубка металла. Экономический рост и проблемы экологии РК.
Цель: Ознакомить с рубкой металла, экономическим ростом и проблемами экологии РК.
Ход урока:1. Организационная часть 3 мин.а) Приветствие.б) Выявление отсутствующих.в) Повторение пройденного материала. г) Объявление темы урока. Запись темы урока в тетрадях. д) Доведение до учащихся целей и плана урока.
2. Повторение пройденного материала 7 мин.
Что такое ГНПФ?
Что такое легированная сталь?
На какие две группы делится сталь?
3.Изучение нового материала 10 мин.
Рубка - это операция, при которой с помощью зубила и слесарного молотка с заготовки удаляют слои сплава или разрубают заготовку.
Физической основой рубки является действие клина, форму которого имеет рабочая (режущая) часть зубила. Рубка применяется в тех случаях, когда станочная обработка заготовок трудно выполнима или нерациональна.
Зубило — ударно-режущий инструмент для обработки металла представляет собой металлический стержень, один конец которого (боек) выглядит в виде усеченного конуса с полукруглым основанием, а второй, заостренный конец (лезвие) имеет форму клина.
Слесарное зубило изготовляется из инструментальной углеродистой стали. Оно состоит из четырех частей: ударной, средней, рабочей и режущей. Ударная часть выполняется суживающейся кверху, а вершина ее (боек) —закругленной; за среднюю часть зубило держат во время рубки; рабочая (режущая) часть имеет клиновидную форму.
Угол заострения(заточки) зависит от твердости обрабатываемого металла: чем тверже металл, тем больше должен быть угол заострения. Для обработки стали рекомендуется угол 60°, для цветных металлов — 35° ... 40°.Для вырубания узких пазов и канавок пользуются зубилом с узкой режущей кромкой — крейцмейселем. Такое зубило может применяться и для снятия широких слоев металла: сначала прорубают канавки узким зубилом, а оставшиеся выступы срубают широким зубилом.
Рубку металла производят в тисках, на плите и на наковальне при помощи слесарного молотка, слесарного зубила, крейцмейселя, кузнечного зубила и кувалды.
Рубка металла бывает горизонтальная и вертикальная в зависимости от расположения зубила во время операции.
В городах Казахстана основной вклад в загрязнение воздуха наносит автомобильный транспорт. Низкое качество используемого топлива и отсутствия фильтров по очистке выхлопных газов, плохое состояние подвижного состава автохозяйст. Большое кол-во автомобилей в городах, приводит к тому, что в атмосферу выбрасывается огромное кол-во окиси углерода, свинца и т.д. В15 городах республики, повышен уровень загрязнения воздуха вредными выбросами (Актау, Темиртау, Тараз, Шимкент, Алматы и т.д.) Основные загрязняющие вещества –это пыль, диоксид серы, диоксид азота, углеводороды, фенол, свинец, аммиак и т.д. Каждый из этих веществ отрицательно влияет на здоровье.Пыль- вызывает заболевание дыхательных путей, печени, крови (Актау, Атырау, Семипалатинск, Жезгазган). Окись углерода, вызывает расстройство нервной системы, головные боли, снижение памяти, расстройство сна (Костанай, Алмата, Актобе, Караганда, Павлодар и т.д.). Если в воздухе присутствует несколько загрязнителей, то это сказывается на иммунной системе, которая приводит к онкологическим заболеваниям. Большой проблемой является утилизация попутного и природного газа, при добыче углеводорода, при сжигании попутного газа на факелах происходят выбросы азота, диоксида серы, сажи. Вредные производства –это свинцово-цинковые (Усть-Каменогорск), свинцово-фосфатная (Шимкент), фосфорная промышленность (Тараз), хромовые предприятия (Актюбинск). Строятся и вводятся в эксплуатацию крупные промышленные объекты – приводит к повышению загрязнения воздуха. За много лет в Казахстане скопилось более 20 миллиардов тонн отходов, треть из них токсична.Несмотря на то, что крупные компании и правительство разрабатывает программы по борьбе загрязнения воздуха, экология в Казахстане оставляет желать лучшего. 4.Практическая работа 18 мин.
Сегодня на уроке мы продолжаем изготавливать гайку-барашка по технологической карте.
5. Итог урока 2 мин.- Выводы учащихся.- Оценка результатов работы.6. Уборка рабочих мест 5 мин.