Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности в начальной школе» Педагогический проект «Организация внеурочной деятельности в начальной школе»


МБОУ «Кужерская основная общеобразовательная школа»
VII Районный фестиваль педагогических инноваций
«Педагогическое созвездие»
Педагогический проект
«Организация внеурочной деятельности в начальной школе»
Автор проекта – Г. Х. Валеева,
учитель начальных классов.
Март 2015
Сущность воспитательной работы в современных условияхКаждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Мы живем во время крушения всех нравственных идеалов: у большинства людей коммунистические идеалы изжили себя, в сознании многих - вакуум. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Средства массовой информации возводят в героя агрессивного недочеловека. Учителя остаются один на один с чудовищами XX века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы.
В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания молодёжи, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
В современных условиях экономической нестабильности, когда большинство семей сосредоточено на проблемах экономического выживания, дети, может быть как никогда прежде, нуждаются в организованном общении, в различных формах объединений. В этой связи особое значение приобретает организация досуга детей, увеличение числа клубов, социально-педагогическая защита школьников. Нужны такие клубы, в которых нет жесткой регламентации, заорганизованности, и где царила бы кипучая жизнь, богатая духовными сведениями, общением, свободной инициативой, творчеством. Применение на практике КТД и коллективной организаторской деятельности поможет поддержать интерес ребёнка к различным видам внеурочной деятельности, познавательную и социальную активность детей. Задача педагога в том, чтобы выделить в окружающем мире ведущие ценности и создать условия для активного приобщения детей к ним.
Каким должно быть воспитательное пространство, чтобы ребёнок, сохраняя свою индивидуальность, мог бы вступать во взаимодействие с окружающим миром, быть терпимым и открытым к контактам, принимать решения и осознавать их последствия?
Внутреннее воспитательное пространство организуется через основные сферы деятельности ребёнка. Внешнее пространство помогает ребёнку овладеть разнообразным социальным опытом и самоопределиться в этой жизни. Усилия педагогов нашей школе направлены на достижение максимальной эффективности учебно-познавательного процесса на развитие личности ребёнка.
В этой связи следует признать актуальным и целесообразным поиск способов и технологий насыщения среды развития ребёнка подлинными ценностями мировой и национальной культуры, формирования на этой основе духовно богатой и нравственно чистой внутренней и внешней культуры личности, патриота школы-гражданина России. Воспитательная система школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияния социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи воспитания:
Цель - Создание условий для патриотического, гражданского и духовно нравственного воспитания, раскрытие, развитие и реализация познавательных и творческих способностей учащихся, их социализация в максимально благоприятных условиях организации учебно-воспитательного процесса.
Концепция системы воспитательной работы в школе предполагает поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, т.е. создание системы отношений, помогающих ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности. К этим сферам относятся:
· сфера познания (знание, учёба, информация);
· сфера практической деятельности (умения, навыки, трудовая деятельность); · сфера игры (игровая активность, реализация природных и творческих способностей);
· сфера физического развития (реализация физических возможностей); · сфера отношений (познание себя, людей, взаимоотношений).
Задачи:
1. Объединение учебно-воспитательной деятельности школы с другими общественными институтами и организациями.
2. Выработка потребности у учащихся в расширении знаний.
3. Развитие самосознания и самовоспитания.
4. Приобщение к ведущим духовным ценностям своего народа, воспитание гражданственности.
5. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
6. Гармонизация отношений в общешкольном коллективе.
7. Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений.
Особенности содержания, организации и управления воспитательной системой.
Воспитательная система школы по развитию личности школьника через познавательную, клубную, социально-полезную деятельность предполагает следующие функции:
развивающую, направленную на изменение мотивации учебной деятельности, поддержку процессов самовыражения способностей учащихся и учителей, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
интегрирующую, обеспечивающую взаимодействие всех подразделений как единого воспитательного пространства, расширение и углубление внутришкольных и внешкольных связей;
регулирующую, ориентируемую на оптимизацию развития школы, создание условий для позитивных изменений в учебно-воспитательном процессе, профессиональный рост педагогов, взаимодействие всех участников воспитательной системы;защитную, направленную на повышение уровня социальной защищённости учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития;
компенсирующую, предполагающую создание в школе условий для самовыражения, демонстрации способностей, развитие коммуникабельности, обеспечивающих успешность совместной деятельности детей и взрослых;
корректирующую, направленную на коррекцию поведения ребёнка с целью предупреждения негативного влияния на формирование личности. Для реализации указанных функций воспитательной системы определены основные условия развития школы:
признание идеи целостного развития личности ребёнка как главной ценности воспитательной системы; актуализация потребности в самовыражении;
совершенствование учебно-воспитательного процесса, ориентировка на учёт закономерностей развития ребёнка, на его участие в разных видах деятельности как активного субъекта, заинтересованного в самоизменении, в саморазвитии;
разработка и совершенствование педагогических технологий школьного образования;
развитие имиджа школы;
модернизация системы управления самоуправления.
Основу функционирования и развития воспитательной системы составляет совместная деятельность и общение детей, педагогов, родителей, направленная на закрепление потребности в самовыражении.
В качестве системообразующих определены следующие виды деятельности:
учебно-познавательная;
клубная.
социально-ориентированная
Познавательная деятельность является приоритетной. С целью предоставления каждому ребёнку возможности попробовать себя в разных областях наук организуется разнообразная учебная и внеучебная деятельность.
В школах работают предметные кружки и факультативы, позволяющие детям реализовать интерес к познанию мира.
Клубная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению кругозора. Она даёт учащимся возможность проявить свою активность, нестандартность, позволяет каждому ребёнку самореализоваться и самоутвердиться среди сверстников, удовлетворить свои интересы, развить свои способности.
Социально-полезная деятельность способствует развитию социальной активности. Общественная значимость дел и высокая оценка, которую получают эти дела со стороны социума, способствует самоактуализации учащихся, формирует имидж школы.
моделирование воспитательной системы"Модель представляет собой упрощенное определенным образом схематизированное определенным образом отражение объекта или явления. Оно создается в процессе моделирования - специфическом способе познания, при котором одна система (объект исследования) воспроизводится в другой". (В.Г. Афанасьев).
"Воспитательная система - педагогическая концепция воспитания, охватывает весь процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние предметно-эстетической среды".
"Концепция воспитательной системы - система ведущих идей школьного коллектива, в которой отражены его представления о целях, принципах, содержании и способах организации воспитательного процесса и о роли в нем педагогов, учащихся, родителей и окружающего социума".
В процессе моделирования воспитательной системы школы, следует опираться на тезис создателей теоретических основ воспитательной системы Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Н.Л. Селевко, утверждавших: "Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть наиболее важные компоненты и связи".
В результате воспитательную систему школы как целостность мы представляем как совокупность компонентов:
люди: воспитанники и воспитатели;
компоненты духовного порядка: идеи, принципы, цели и задачи;
средства воспитания;
процесс воспитания, возникающий как результат взаимодействия воспитанников и воспитателей
Компоненты духовного порядка.
Совокупность идей отражает наши представления о целях, принципах и условиях развития личности ребенка. Это главный фактор становления, функционирования и развития воспитательной системы, который состоит в виде следующих положений:
Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в нем человека. Школа хороша, когда в ней хорошо каждому ребенку и взрослому.
Обучая - воспитывать, воспитывая - обучать.
Высокая требовательность к ученику должна органично сочетаться с уважением к его человеческому достоинству.
Взаимодействие педагога и воспитанника - это творческое содружество единомышленников.
Обучение и воспитание эффективны, если они целесообразны и природосообразны, а не шаблонны. Творчество учителя - главный признак педагогической культуры.
Воздействие на ребенка должно быть ярким, запоминающимся, несущим знание.
Главным "инструментом" воспитания является коллектив школы, представляющий союз детей и взрослых, объединенных общими целями, общей деятельностью, общей ответственностью.
В основе изложенных положений лежит общая идея воспитательной системы школы: "Ребенок - саморазвивающееся, самоопределяющееся, самореализующиеся существо", которое складывается из системы частных идей:
идея целостного подхода;
идея педагогики сотрудничества;
идея программно - целевого подхода;
идея очеловечивания отношений;
идея природосообразности;
идея "чувства гнезда";
идея деятельностного подхода.
Цель воспитательной системы: создание условий для саморазвития, самоопределения и самореализации ребенка.
Выдвижение задач воспитательной системы школы основывается на следующем теоретическом тезисе: "задачи должны отражать правильно понятые потребности, как развивающейся личности, так и тех социально-педагогических систем, в "лоне" которых она развивается". (Ю.П. Сокольников).
В связи с этим, задачи решаемые школьной воспитательной системой делят на две группы:
Организационно-педагогические задачи, решение которых призвано обеспечить оптимальную организацию и совершенствование воспитательной системы школы.
Ведущей среди них является задача устройства коллектива, которая по выражению А.С. Макаренко - одно из решающих условий в воспитании. Решая эту задачу, следует обращать внимание на следующие частные задачи:
определение оптимального содержания социально ценной деятельности школьников - учение, труд, организаторской, спортивно-оздоровительной, эстетической;
решение вопроса о целесообразном распределении коллективной деятельности и ее возможно большей самоуправляемости;
организация самоуправления школьников - определение круга его прав и обязанностей, выработка его структуры;
систематическая организация отношения взаимной ответственности и сотрудничества на основе распределения деятельности органами школьного коллектива между первичными коллективами;
Выработка, сохранение и развитие системы традиций школьного коллектива как условие проявления школьниками инициативы и самостоятельности.
Задача педагогического руководства деятельностью воспитывающего коллектива, решение которой должно обеспечить оптимальное протекание деятельности школьников, их последовательное развитие.
Решение этой задачи способствует реализация модели оптимального функционирования воспитательной системы школы и входящих в нее первичных коллективов на основе решения более мелких (частных) задач:
соблюдение логики в выдвижении воспитательных задач;
развитие коллективной деятельности, через развитие целей этой деятельности, к которым должны предъявляться следующие требования: они должны восприниматься большинством членов коллектива как собственные; должны охватывать важнейшие стороны жизни коллектива, их реализация должна обеспечивать постоянное движение вперед.
Жизнедеятельность школьного коллектива.
Этот компонент является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается целостность, устойчивость и неповторимость школьной воспитательной системы. Не каждый вид деятельности является системообразующим. В школе таковыми видами деятельности, позволяющими интегрировать воспитательные усилия в крупные блоки, "дозы воспитания" являются:
коллективная творческая деятельность (КТД) - своеобразные воспитательные комплексы - форма интеграции воспитательных воздействий на личность в процессе совместной деятельности детей и взрослых; тематические программы: "Досуг", "Общение", "Здоровье", "Семья", "Милосердие";
система клубов, кружков, спортивных секций.
Эти блоки являются культурным пространством школы за рамками учебных занятий, в котором учащиеся могут удовлетворить свои индивидуальные интересы, потребности в творчестве и фантазии.Требования к воспитательным комплексам: целеопределенность, недопустимость формализма, высокая культура в содержании, в общении и в организации.
Средствами воспитания являются:
А) Программа нравственного воспитания.
Важнейшим средством воспитания является система нравственного воспитания школы, которая представляет собою свод программ по нравственному воспитанию школьников разного возраста. Достоинства наличия этих программ заключается в определенном целеполагании, преемственности. К тому же она освобождает классного руководителя от непродуктивных поисков тем, вопросов для уроков нравственности и не лишает учителя возможности творчества.
Б). Традиции и ритуалы школы.
Большое значение придаем сохранению, поиску созданию и отработке традиций и ритуалов школы: трудовых, спортивных, праздничных, связанных с началом и окончанием учебного года, к ним относятся: праздники: Знаний, Чести школы, встречи с выпускниками, День учителя, месячники открытых дверей в школе, смотр - конкурс "Школьный дом - теплый дом", ученическое самоуправление и т.д.Традиции и ритуалы школы, их организация, содержание, должны быть естественными, простыми, не навязываться детям, а поняты учащимися и приняты ими, значимы и по смыслу, и по воспитательному эффекту.
Немаловажно значение в организации традиционных дел и мероприятий должна иметь и сама форма: внешнее оформление, построение, праздничность, музыкальное сопровождение и т.д.
В). Ученическое самоуправление.
Смысл детского самоуправления в том, чтобы дети приобрели личный опыт демократических отношений. Самоуправление в школе - не столько специальная деятельность, сколько средство воспитания, направленное на поиск гуманных, демократических отношений в различных видах и формах совместной деятельности детей и взрослых, одной из которых является игра "Демократическая республика". Она способствует гражданскому становлению школьников.
Г). Психолого-педагогическая диагностика.
Воспитательную работу начинаем с педагогической диагностики, опираясь на теоретический тезис, выдвинутый К.Д. Ушинским: "Чтобы воспитывать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях".
Современный педагог - "прикладной психолог", стремящийся воспитание и обучение строить на основе объективных сведений о школьнике и первичном коллективе, в котором он развивается.
К наиболее специфическим особенностям младшего школьного возраста многие исследователи относят впечатлительность, восприимчивость, доверчивость, личную тягу к учителю, готовность к действию, послушание, подражательность, тщательность в выполнении заданий, направленность на внешний мир, легкомыслие, наивность и т.д., сочетаемые с такими особенностями данного возраста, как отсутствие стремления проникнуть в сущность явления, отсутствие претензий на самостоятельность и независимость.Характеристика личностных качеств ребенка в младшем школьном возрасте и специфика подготовки к их развитию учителя начальных классов, предлагаемая в большинстве учебников по педагогике и возрастной психологии, ориентирована на внешне задаваемые воздействия. Как правило, такие воздействия блокируют механизмы саморазвития и тормозят процессы становления личности уже в этом возрасте.
Одним из показателей уровня развития такой личностной структуры, как самосознание, рассматривается тот или иной уровень потребностей в самооценке, связанный с возникновением особого личностного новообразования - внутренней позиции ребенка.
Однако, в учебниках это положение, составляющее предпосылку и основу личностно ориентированного образования, рассматривается с позиций неоспоримой моносубъектности, приоритета оценки учителем поведения и успеваемости младшего школьника как основного средства развития его личностных структур сознания - критичности, рефлексии, мотивации.
Четко и однозначно устанавливается необходимость отхода от игровой деятельности в пользу учебной, которая, по мнению большинства авторов учебников, является более результативной, целенаправленной, обязательной; пути перехода от внешних мотиваций учения и поведения к внутренней определяются посредством роста потребностей в получении более высоких оценок, как самоцели. В целом развитие структур самосознания младших школьников определяется только внешними факторами. То, что обозначается как механизм саморазвития личности, а именно - личностные структуры сознания, опосредованные внутренним миром каждого отдельно взятого ученика, оказывается объектом прямого (косвенного) вмешательства со стороны учителя, которому предписывается абсолютное знание этих особенностей и право на их коррекцию.
Но воспитание (даже в начальной школе) становится личностным только тогда, когда ученики пытаются вырабатывать собственные смыслы в предлагаемых им мероприятиях, когда они дополняют их содержание личными переживаниями и пониманиями, учатся подчиняться не только объективным законам, но и нравственным повелениям.
Сочетание этих ценностей, как ориентиров для развития личностного начала в ученике начальных классов с их возрастными особенностями, на первый взгляд, кажется невозможным. Поиск смысла учениками этого возраста рассматривается большинством ученых как преждевременное действие, поскольку личность младшего школьника, по их мнению, не обладает достаточными возможностями и потребностями проникать в сущность явлений, вскрывать их причины.
Отметим, что полное овладение такими умениями и не должно выступать целью воспитательной работы в начальной школе. Однако, в этом периоде необходимо начинать ту самую "закладку" этих умений на доступном и соответствующем возможностям детей уровне организации воспитательной работы.
Необходимость "закладки" фундамента эмоциональной направленности личности на познавательный интерес уже в младшем школьном возрасте, как тенденции личностного отношения к образованию, отмечал В.В. Давыдов. Он считал, что ребенок должен испытывать наслаждение от самого процесса анализа вещей и их происхождения: "если еще в младшем школьном возрасте такое стремление не сформировано, то в последующем ни прилежание, ни добросовестность не могут стать психологическими источниками радостного и эффективного учения".
Таким образом, можно утверждать, что уже в младшем школьном возрасте существуют предпосылки для развития и становления самосознания как одной из базовых функций личности. Ее развитие связано с использованием личностных технологий, помогающих "включить" рефлексию, как основу для конструирования и удержания образа "Я" в контексте переживаемого события, как предварительную установку по отношению к самому себе в плане своих способностей, социальной значимости, самоуважения, стремления повысить самооценку.
К наиболее сложной задаче личностно ориентированного воспитания относится выработка у учащихся младших классов понимания смысла происходящего, стремления к высказыванию собственной точки зрения, выработка умения соотносить свойственную детям мотивацию самоутверждения с определением жизненных перспектив, творческим самовоплощением, внутренней свободой.
Конструирование воспитательной (личностно утверждающей) ситуации предполагает использование технологий задачного подхода, внутреннего диалога и имитационных игр, востребующих деятельность личностных структур сознания учащихся. Когда деятельность имеет смысл, то познавательное действие ребенка также обретает смысл и новую, более сильную мотивацию. Смысл имитационно-игровых ситуаций состоит в возможности играя, решать предлагаемые задания и свободно выражать свои творческие силы. Это особенно актуально для учащихся начальных классов, поскольку потребность в игре с приходом в школу остается по-прежнему достаточно сильной.
Диагностика
Любая воспитательная система либо отсутствие таковой качественно влияет на результативность всех сфер деятельности классного коллектива, начиная с динамики качества знаний и заканчивая уровнем мотивации и уровнем эмоционального благополучия. Детальная систематическая диагностика позволяет более достоверно и точно оценивать результаты воспитательной работы класса; выявлять слабые места и корректировать воспитательный процесс.
Динамика показателей школьной мотивации и уровень воспитанности наглядно показывают об эффективности предлагаемой воспитательной системы.

Воспитанность - это сложное многокомпонентное образование и рассматривается воспитанность, сочетанием следующих факторов:
нравственная самооценка,
этика поведения,
отношение к жизненным ценностям,
Уровень нравственной самооценки показывает, как человек сам оценивает свою воспитанность.

1 класс (2014- 2015уч.г. стартовая диагностика.) 1 класс (конец 1 полугодия)
Из полученных данных видно, что в классе немного преобладает высокий уровень нравственной самооценки – это возрастные особенности младшего школьника. Все учащиеся считают себя воспитанными людьми, они знают, как правильно себя вести в различных конфликтных ситуациях, в ситуациях, когда требуется помощь другому человеку и считают, что они так и поступают.
Заключение
Школьные годы оставляют глубокий след в сознании человека. Они вспоминаются потом не только интересными уроками лучших учителей. В памяти всплывают увлекательные школьные экскурсии и походы, школьные вечера, яркие доклады, не забываются и задушевные беседы классного руководителя, его дружеская поддержка в трудную минуту. Многие ученики и после окончания школы не порывают связи со своими любимыми классными руководителями.
Ориентируясь на сегодняшнее, мы не должны забывать, что информационное общество школа должна готовить человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение своей жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.  Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться»
Список литературыКараковский В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова. - М., 1996.
Орлова Л.С. Воспитательная модель школы // Классный руководитель. - 2003. - №3. - С.18-22.
Степанов Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения // Педагогика. - 2001. - №4. - С.14-19.
Степанов П.В. Словарь-справочник по теории воспитательных систем // Научно-методический журнал зам. директора школы. - 2003. - №1. - С.89.
Стефановская Т.А. Воспитательная система школы: теоретический минимум / Сост. Т.А. Стефановская. - Иркутск, 2007.
Чечель И.Д. Проектирование новой модели школы // Практика административной работы в школе. - 2003. - №7. - С.9-13.
Щуркова Н.Е. Новое воспитание / Н.Е. Щуркова. - М., - 2000.