План-конспект урока по литературе на тему «МОТИВНАЯ СТРУКТУРА ПОВЕСТИ КУПРИНА «ОЛЕСЯ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сергеевская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области



План-конспект урока
по литературе на тему

«Мотивная структура повести Куприна «Олеся»


Аудитория: обучающиеся 11 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,
учитель русского языка и литературы














2013 г.
Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного.
Х.-Л. Бальмес
Цели урока:
Образовательные: исследование мотивной структуры повести Куприна «Олеся» через
организацию интерактивной групповой деятельности учащихся;
Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения
анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
Воспитательные: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности,
осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Вид урока: урок решения «ключевых» задач.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Применяемые на уроке технологии:
проблемно-диалогическое обучение, групповая форма работы.
Приемы: вероятностное прогнозирование; словарная работа; беседа; выразительное чтение; сравнительно-сопоставительный анализ, синквейн.
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Предварительное домашнее задание:
прочитать повесть Куприна «Олеся», выделяя ключевые слова, сквозные образы.
Время занятия: 45 минут



Ход занятия:
I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока:
Учитель: Один знакомый на вопрос, почему он не читает на досуге книги, ответил так: «Зачем тратить время на литературу, в которую надо вникать, если хочется просто "отдохнуть мозгами". К сожалению, в современном обществе наблюдается такая тенденция. Исчезло желание учить душу. Люди читают все меньше и меньше, многие мотивируют это тем, что не видят смысла в том, чтобы тратить время на чтение книг, если можно просто посмотреть фильм.
- Вы согласны с этим утверждением?
Ответы учеников.
Учитель: Фильмы передают видение книги режиссером, сценаристом, и оно не всегда является верным. Когда же человек читает книги, он пропускает информацию через призму своего восприятия, а не просто соглашается с чужой интерпретацией.
Размышлять и говорить о произведении нужно на языке самого произведения, а не по принципу “нравится – не нравится”. Анализ художественного произведения позволяет освоить текст, пропустить через себя, сделать частью своего опыта, а значит, понять.
Чтение эпиграфа.
«Чтение как пища: польза от него заключается не в объеме съеденного, а в количестве переваренного» (Х.-Л. Бальмес).
Литературное произведение – это совокупность огромного количества элементов, неразрывно связанных между собой. Достаточно проанализировать один, и в нём, как в капле воды, отразится весь текст. Таким элементом может стать мотив.
Записываем в тетрадь определение термина «мотив».
Мотив (от лат. moveo – двигаю, motus – движение) – устойчивый компонент формальной структуры литературного текста. Словесные или образные повторы являются одним из средств, определяющих ритмическое устройство текста.
- Какие мотивы в повести Куприна «Олеся» вы выделили?
Ответы учеников: мотивы волшебной сказки, круга, красного цвета.
Обратимся к мотивной структуре повести Куприна «Олеся».
II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей:
Сегодня наш класс станет творческой лабораторией. Работать будем в группах:
1 группа будет исследовать мотив волшебной сказки, 2 группа – мотив красного цвета, 3 группа – мотив круга. Каждый из вас может высказывать свое мнение, проявляя при этом уважение к собеседнику. Итогом работы группы станет выступление-отчёт по заданной теме.
III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (по 5 минут).
Выступление 1-ой группы: мотив волшебной сказки
Имя главного героя (Иван) выбрано не случайно. Как в волшебной сказке, герой отправляется в лес и почти сразу чувствует, что «время медленно и бесшумно проходит мимо». Заблудившийся герой словно выпадает из своего реального мира, попадая в чужой, отрезанный от людей («из вашего болота во веки веков не выберешься»), но совершенно не опасный, в отличие от настоящей сказки, мир.
Сама героиня представляется Ивану Тимофеевичу Аленой. Невольно вспоминаются сказочные персонажи – сестрица Аленушка и братец Иванушка. В этой паре, кстати, девушка мудрее и смелее младшего брата.
В волшебных сказках на границе между «своим» и «чужим» мирами героя обычно встречает баба Яга. У Мануйлихи «все черты бабы Яги, как ее изображает народный эпос, были налицо». Главный герой описывает ее «худые щеки, втянутые внутрь, острый, длинный, дряблый подбородок, провалившийся беззубый рот, выцветшие голубые глаза». Все вещи в доме «колдуньи» также имеют сходство с атрибутами бабы Яги: есть «огромная облупившаяся печка», по стенам висят «пучки засушенных трав, связки сморщенных корешков». Подобно сказочной старухе, Мануйлиха обладает некой сверхъестественной силой: умеет гадать и предсказывать судьбу. Кстати, «образов в переднем углу не было», что также говорит о ее связи с темными силами. Наконец, живет Мануйлиха со своей внучкой в «сказочной избушке на курьих ножках».
В волшебных сказках, попадая в «чужой» мир, главный герой, как правило, преодолевал нелегкие испытания. Лесной мир ничем не угрожает Ивану Тимофеевичу, ему все же придется выдержать испытание любовью, которая придет к герою вместе с наступившей весной, превратившись «в какую-то волшебную, чарующую сказку».
Если сказочному герою плохо в «чужом» мире, а в «своем» уютно и спокойно, то Ивану Тимофеевичу, напротив, хуже в привычном пространстве. Его тянет в лес, к Олесе, где герой наслаждается «светом, теплом, радостью жизни и спокойной, здоровой, чувственной любви».
Мир Олеси - лес, свободное и родное пространство. Город, где все «толкаются, шумят, бранятся», для нее чужой. В нём «воздуху не хватает», а люди «внизу живут, под самой землей, в сырости и холоде» и «солнца у себя в комнате круглый год не видят». Это напоминает описание «чужого» мира волшебной сказки.
Если в сказке мотив бесовства связывают с миром леса, то в повести Куприна жесток и страшен мир людей: «кипящий вихрь человеческих физиономий», «озверевшая толпа беснующихся баб», а «площадь кишмя» кишит «пьяным, галдящим народом».
Любовь лесной красавицы останется для Ивана Тимофеевича лишь чудесной сказкой («Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви»): он не выдержит испытания.
Выступление 2-ой группы: мотив красного цвета
С появлением в повести Олеси («из тех девушек, которых издавна на Руси называли «красна девица») впервые возникает мотив красного цвета. Он характеризует как саму героиню, так и ее мир - мир природы. В лесу героя встречает тропинка, «чуть розовевшая на вечернем солнце», а «голые, облупившиеся стволы были окрашены багровым отблеском догорающей зари». Да и саму героиню автор «одевает» в «красный кашемировый платок» и в красную юбку. Олеся так же, как и ее яркая одежда, выделяется из общего мира, она не похожа «на местных дивчат. При первой встрече она держит в руках трех зябликов «с красными шейками». Опять мотив красного цвета связывает главную героиню с природой. Описывая время любви, герой говорит: «До сих пор вместе с прекрасным обликом Олеси живут с неувядающей силой в моей душе эти пылающие вечерние зори »
Но как только Олеся побывала в чужом для нее мире, красный цвет принимает характеристику зла, боли, крови, позора и непонимания, то есть совсем не то, что значил этот цвет в мире Олеси. «Лицо Олеси пылало лихорадочным румянцем,длинные красные ссадины изборождали ее лоб, лицо, шею».
Иван Тимофеевич после исчезновения Олеси находит в опустевшей хате оставленную ему на память нитку красных бус единственную вещь, которая осталась на память «об её нежной, великодушной любви». Этот подарок – символ ее негаснущей любви. Каждая бусинка как огонек этой любви.
Выступление 3-ой группы: мотив круга
Впервые мотив круга появляется, когда герой случайно попадает на «большое круглое болото» к Мануйлихе. Не зря автор дает болоту именно характеристику круга. В данном контексте круг – это что-то замкнутое, безвыходное. Мир Мануйлихи и ее внучки именно такой. В то же время здесь мотив круга несёт в себе и некую оградительную функцию, охраняя людей, отличающихся от остального, враждебного им общества.
В описании Ивана Тимофеевича и пространства, в котором он живет, доминирует мотив круга. У героя «фиолетовые круги перед глазами» – признак замкнутости и безвыходности. Во время болезни Иван Тимофеевич «видел целые гирлянды из человеческих физиономий», а ведь гирлянда – это тоже круг. «Кипящий вихрь человеческих и звериных фигур, ландшафтов, предметов» мучает героя. Он видит «ровный круг, отбрасываемый лампой», понимая, «что в этом спокойном круге с нечеткими краями притаилась безмолвная, однообразная, таинственная и грозная жизнь». Здесь круг символизирует угнетение, хаос, нагоняет страх. «Светлый круг на темном потолке все-таки пугал меня затаенной зловещей угрозой».
Попадая в «чужой» мир, Олеся столкнулась с непониманием, унижением, насилием и позором. Мотив круга здесь связан с понятием несвободы. Да и сам Иван Тимофеевич, находится в узком кругу – кругу определенных представлений о жизни.
Мотив круга развивается и в разговоре Ивана Тимофеевича и Олеси о венчании. «Священник вокруг аналоя будет водить на голову тебе наденут венец». Да и обряд венчания невозможен без колец. Но церковь, могущая соединить влюбленных героев, напротив, несет беду. Толпа «беснующихся баб» создала вокруг Олеси, пришедшей на обедню, тесный круг, в котором ей страшно и больно. Она пытается пройти сквозь «живое ужасное кольцо», чудом выскальзывает «из этого клубка».
Завершается история любви также мотивом круга. Он появляется не только в горизонтальном, но и в вертикальном пространстве. «Внезапный вихрь закрутилстолбы пыли Огромный град, с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю». Стихия несет возмездие обидчикам Олеси, но и окончательно разлучает двух влюбленных.
IV. Обобщение материала.
Мы видим, что исследование мотивов повести Куприна позволяет понять ее полнее и глубже. Давайте подведём итоги.
Просмотр презентации.
- С чем в повести связан мотив круга, какие несёт функции?
Ответы детей.
: Образный ряд круга связан с цивилизацией, несёт отрицательные функции. Вырваться из него – значит восстать против узости определенных представлений.
- Какой мир характеризует образный ряд красного цвета, какие несёт функции?
Ответы детей.
Образный ряд красного цвета характеризует естественный мир, мир природы, и несёт позитивные функции.
Однако, оказываясь в другом, чужом для него мире, названные мотивы наполняются иным смыслом. Красный цвет (цвет крови) принимает характеристику зла, а круг (бусы), напротив, становится символом любви.
- Почему в конце повести автор соединяет два образных ряда в нитке «дешевых красных бус», подаренных героиней Ивану Тимофеевичу.
Ответы детей. (Хотя главные герои никогда не будут вместе, их души навсегда останутся связаны чистой любовью)
. Учитель: «Пересечения подобных лейтмотивных цепочек представляют собой такие места в тексте, где максимально фокусируется его смысл. Лейтмотивы служат очень важным средством композиции образного строя произведения, так как выделяют наиболее значимые образы» (1, с.112). Вот почему важно искать в тексте цветовые повторы, повторы деталей, ситуаций и объяснять, как они формируют смысловую композицию произведения.
- Какие два мира противопоставляются в повести?
Ответы детей.
Гармоничный мир природы, мир Олеси, и мир человеческой цивилизации.
Автор заставляет читателя пережить и тревожный период зарождения любви, и её самые светлые счастливые мгновения и трагические моменты.
– Почему развитие любви показано в тесной связи с картинами природы?
Ответы детей.
Только вдали от цивилизации можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.
- Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»?
Ответы детей.
Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой.
V. Подведение итогов, рефлексия:
- Что показалось вам наиболее интересным на уроке? Что было трудным?
Ответы детей.
Домашнее задание: составление синквейна по повести Куприна.
1-я строка
Кто? Что?
1 существительное (основное слово)

2-я строка
Какой?
2 прилагательных

3-я строка
Что делает?
3 глагола

4-я строка
Что автор думает о теме?
Фраза из 4 слов

5-я строка
Кто? Что? (Новое звучание темы)
1 существительное (метафора к основному слову, выражающая его суть)


Учитель: По-настоящему обидно, что люди перестали любить читать книги. Одно прикосновение к ней для меня – событие, и в тоже время, своеобразный праздник души! По-настоящему верю, что в скором времени  вернемся к статусу читающей нации!



Список использованной литературы:
Слово – образ – смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. [Текст] / В.Ф.Чертов, Е.М. Виноградова, Е.А.Яблоков, А.М.Антипова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2006.
Хализев В.Е. Теория литературы. [Текст]. – М.: Высшая школа, 1999. – С.267