План-конспект урока на тему:Умножение десятичных дробей на натуральное число
План – конспект урока математики в 5 «А» классе
по теме «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Педагога Мельниковой Валентины Григорьевны.
Дата:13.04.2015г. Тип урока по главной дидактической цели: Урок открытия новых знаний.
Деятельная цель урока: формирование у обучающихся знаний и самостоятельного построения новых способов действий по теме: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».
Задачи урока:
Обучающие:
- совершенствовать умения выполнять умножение десятичных дробей, применяя распределительный закон умножения; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. формировать у учащихся ключевые компетентности (коммуникативные и информационные), навыки работы с ИКТ;
Развивающие: - развивать у учащихся аналитико-прогностические навыки, творческие и когнитивные способности; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; высказывать свое предположение.
Воспитательная: - формировать у обучаемых толерантность, умение работать в команде; воспитание культуры учебного труда; воспитывать внимательность и аккуратность при вычислениях, самостоятельность. Планируемые результаты:
предметные:
уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие произведения десятичных дробей на натуральные числа;
уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;
применение знаний в различных ситуациях.
метапредметные
понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;
контролировать свои действия в процессе выполнения;
обнаруживать и исправлять ошибки;
оценивать свои достижения;
формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам.
развивать внимание, логическое мышление.
личностные
формировать учебную мотивацию;
уметь проводить самооценку;
понимать необходимость приобретения новых знаний;
уметь аргументировать свою точку зрения.
Формы урока: индивидуальная, парная, фронтальная.
Ресурсы:
Информационные (УМК)
Программа: «Математика 5-6». Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,С.И. Шварцбурд.
Учебник: «Математика 5». 5 класс. Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков,С.И. Шварцбурд.
Технические
Средства ТСО: мультимедийный видеопроектор, доска, презентации, карточки с заданием ,символы на магнитах, лист самооценки рабочая тетрадь.
Технологические
Используются технологии : интеграция ИКТ с технологией проблемного обучения и элементами здоровьесбережения.
1) ИКТ-технологии:
- работа с локальной сетью
2) технология проблемного обучения:
- работа с проблемным полем в начале урока.
- работа с выделение проблемы от заданного действия (Зачем применять различные способы умножения при умножении десятичных дробей на натуральное число).
Этап урока Задачи этапа,
ЭОР Деятельность
учителя Деятельность
учащихся Планируемые результаты
УУД Предметные Личностные
1 этап
Мотивационный
(самоопреде-ление) к учебной деятельности
5 мин. Создать благоприятный психологический настрой на работу. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Слайд 1.
Повторить правила сложения и вычитания десятичных дробей. Беседа в ходе фронтальной работы. Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания; задаёт наводящие вопросы о теме урока и его целях, проводит инструктаж по работе с листом самооценки. Организация актуализации требований к ученикам с позиций учебной деятельности: устного счета и повторения основных типов примеров на умножение десятичных дробей на натуральные числа и свойств умножения. Учащиеся готовы к уроку. Формулируют сами тему урока и его цели. Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.В тетрадь записывают дату урока.
Демонстрируют знания, умения.
Отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.
Решают устно примеры и записывают в тетрадь ответы (работают по вариантам). Выполняют взаимопроверку, ставят оценку. Познавательные Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Целеполагание. Структурирование знаний. Извлечение необходимой информации. Регулятивные Прогнозирование своей деятельности Выделение и осознание того, что уже пройдено.Постановка цели учебной задачи, синтез. Коммуникативные Умение слушать и вступать в диалог.
Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. Готовность учащихся к обучению. Умение выделять нравственный аспект поведения,
планирование сотрудничества с учителем, сверстниками. Смыслообразование, мотивация учения.
2 этап
Целевой
2 мин. Обсуждение незнакомой ситуации, порождающей проблему появления нового понятия Постановка проблемного вопроса: «Можно ли умножить…? Что для вас значит: умножить?»
Подвести к понятию умножения десятичной дроби на натуральное число. На доске записан пример 3,7*24+1,3*24 Можем ли мы решить этот пример? Все ли мы для этого знаем?
–Итак, наша тема сегодня…
Вывести учащихся на формулировку темы и целей урока. Четко проговорить тему и цель урока.
Выдвигают варианты формулировок цели, участвуют в их обсуждении. Анализируют. Останавливают свой выбор на целях, связанных с необходимостью умения умножать десятичную дробь на натуральное число. На применении распределительного закона умножения. Познавательные Постановка и формулирование проблемы, способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета. Регулятивные Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать свое мнение. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности.
Уметь сформулировать тему и цель Самоопределение.
3 этап
Содержательный
15 мин.
Обсуждение необходимости введения нового знания. Создает проблемную ситуацию, побуждает учащихся к обсуждению и выявлению причин возникших затруднений.
- Попробуем с вами умножить десятичную дробь на натуральное число. Как нам это сделать? Ваши предположения.
Побуждает перестраивать условия проблемной задачи и находить главные определяющие принципы ее построения. Побуждает к анализу собственных действий.
- Что же мы должны всегда помнить при выполнении действий с десятичными дробями?
Организует анализ учащимися проблемной задачи, ее решение. - Давайте подведем промежуточные итоги. Как же сформулировать правило умножения десятичных дробей на натуральные числа?
Формулировка правила Анализируют проблемную ситуацию, организуют поиск решения, выдвигают и проверяют гипотезы, варианты и способы.
А) 3,7 ∙ 10 =37
Б) 7,02 ∙ 10 =70,2
В) 0,34 ∙ 100 =34
Г) 34,06 ∙ 100 =3406
Д) 0,067 ∙ 1000 =67
Е) 45,48 . 1000 = 45480
Предлагают свои формулировки правила. Слушают формулировку. Познавательные . Уметь проговаривать последовательность действий; высказывать свое предположение, оценивать правильность выполнения действия. Регулятивные Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата. Коммуникативные. Развитие умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.
Уметь самостоятельно формулировать правила умножения десятичных дробей на натуральное число.
Уметь принимать решения, делать выводы, общаться, обращаться за помощью (если нужно).
Саостоятельно формулировать алгоритм решений.
4.Этап. Физкультминутка. На 22 мин.
3мин. Смена деятельности учащихся,снять усталость и напряжение, выработать четкие действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд. Слайд 7 Организация физкультминутки с учетом возрастных особенностей. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.
- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Кто сегодня дежурный? Пожалуйста, выходи Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.
Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.
Снятие усталости, утомления.
5 этап
Практичес-кий6 мин. Формирование навыка применения правила умножения десятичной дроби на натуральное число. Организация работы по выполнению заданий из учебника с последующей проверкой ответов и алгоритма рассуждений.
- Мы с вами узнали правило умножения десятичной дроби на натуральное число. Теперь будем его применять при решении разных задач.
Самостоятельно работают по алгоритму, ориентированы на получение конкретного результата, излагают, объясняют учебный материал. Познавательные Формирование навыка умножения десятичной дроби на натуральное число. Регулятивные Выполнение работы по предложенному плану; контроль и оценка правильности выполнения действий Коммуникативные. Развитие умения работать в паре
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.
Уметь выполнять умножение десятичных дробей на натуральные числа. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
6 этап
Контроль и самоконт-роль знаний
5 мин.
Самооценка результатов своей деятельности.
Организация работы в парах.
- Пробуем решить несколько примеров. После выполнения задания поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения у соседа по парте. При необходимости, помогите друг другу. Самостоятельная работа. 1_вариант
1) Выполните действия:
а) 3,5 × 18 =
б) 2,07 × 37 =
в) 0,486 × 15 =
г) (12,34 – 3,56) × 14 =
_ 2 вариант
1) Выполните действия:
а) 4,5 × 16 =
б) 4,07 × 28 =
в) 0,315 × 18 =
г) (8,34 + 12,46) × 21 =
Работают в парах. Познавательные Уметь самостоятельно формулировать новые понятия
и выполнять вычислительные действия. 7 этап
Подведение итогов урока
2 мин. Соотнесение цели урока и результата.
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Организация обсуждения: Какова была тема урока? Какую цель ставили? Каким способом решали поставленную задачу? Достигли ли мы поставленной цели?
Анализируют свою деятельность по достижению цели. Познавательные Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные
Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Уметь анализировать данные.
8 этап
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
2 мин.
Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке.
Делятся своими впечатлениями от работы на уроке. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Регулятивные Проговаривать последовательность действий. Познавательные Рефлексия способов и условий действия, Адекватное понимание причин успеха - неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности.
9 этап
Информация о Д/З1 мин.
Комментирование содержания и способов выполнения домашнего задания. Разъяснение основных моментов при выполнении домашнего задания.
Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание. Запись и понимание домашнего задания.
Заместитель директора по УВР МБУ «Школа №84» Н.В. Прокофьева