Конспект по математике для 5 класса «Умножение десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь»
План – конспект урока математики.
« Умножение десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь» , 5 класс – 2 ч.
Учитель - Малашко Елена Ивановна,
учитель математики ГБОУ СОШ пос.Октябрьский
г.о.Похвистнево Самарской области
E-mail: oktober2@yandex.ru
I. Вводно-мотивационная часть урока
Деятельность учителя УУД
1) Цель: Актуализация требований к ученику, к учебной деятельности
Учебная задача: Вовлечь учащихся в деятельность
На доске записаны номера упражнений из учебника Н.Я.Виленкин и др. «Математика 5 класс», изд «Мнемозина» М.2012г :№ 1308 и №1390.
Вопрос: Как решить данные задания?
2)Цель: Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Учебная задача: Вспомнить правила нахождения периметра шестиугольника и площадь прямоугольника.
Вопрос: В чём испытываем трудность для выполнения заданий?
(Не знаем правил умножения десятичной дроби на натуральное и на десятичное число).
3) Цель: Наметить шаги учебной деятельности для формулирования темы урока
Учебная задача: Сформулировать тему урока
Значит, тема нашего сегодняшнего урока – умножение десятичной дроби на натуральное число и на десятичную дробь. Личностные-
саморегуляция
Регулятивные –
Целеполагание
Познавательные-умение структуриро-вать знания
Коммуникативные-
-умение слушать и вступать в диалог
-умение участвовать в коллективном разговоре
II. Основная часть темы – объяснение нового материала (2 урока)
2.1. Объяснение нового материала – теоретическая часть УУД
Учитель : Алгоритм умножения десятичной дроби на натуральное число
1.Перемножить числа, не обращая внимания на запятую.
2.В полученном произведении (результате) справа на лево отделить запятой столько цифр, сколько их стоит в десятичной дроби после запятой .
А теперь вернемся к нашей первой задаче и решим её.
Условие задачи: а=9,76 см, N=6? P-?
Решение : Р=N •а, Р=6•9,76 см=58,56 см
Ответ: 58,56 см
(Ученики по алгоритму, проговаривая этапы, производят умножение десятичной дроби на натуральное число.. Учитель под их диктовку пишет на доске, ученики в тетрадях)
Учитель Алгоритм умножения десятичной дроби на десятичную дробь
1.Перемножить числа, не обращая внимания на запятые.
2.В полученном произведении (результате) справа на лево отделить запятой столько цифр, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе.
А теперь вернемся к нашей второй задаче и решим её.
Условие задачи: а=12.5 см см, b= 6,2 см S-?
Решение : S=a •b, Р= 12,5•6,2 =77,5 (кВ.см)
Ответ: 77,5 кв.см
(Ученики по алгоритму производят умножение десятичной дроби на десятичную дробь. Учитель под их диктовку пишет на доске, ученики в тетрадях).
Ученики определяют сходство данных алгоритмов ( первый алгоритм – частный случай 2-го)
2. Объяснение нового материала – практическая часть (генезис)
2.1.Предлагается набор ключевых заданий. Основываясь на обобщенном алгоритме умножения десятичных дробей, ученики предлагают варианты решения ключевых задач, диктуют учителю поэтапно решение и записывают его.
1) Решите примеры:
а)3,75•12 =45,00=45 б) • 5 =0,75•5 =3,75 в) 4,55•10=45,5 г)0,048•100=4,8 д)2,8•0,001=0,0028
Учащиеся самостоятельно формулируют правила умножения десятичной дроби :
- на 10,100 и т.п.;
-на 0,1; 0,01 и т.п. Свои предположения (правила) проверяют по учебнику.
2.2. Генезис – осознание новых знаний .
Учащиеся во внешней речи выполняют задания из дидактического пособия А.П Ершова, В.В.Голобородько «Самостоятельные и контрольные работы», изд-во «ИЛЕКСА» М.:2012. стр.134 С-29 А1 (1-2,4) и С-31 А1 (1,2-3)
Учитель под диктовку учащихся пишет решения на доске, ученики в тетрадях
вариант № задание п ответ
C-29, А1 1. выполните умножение а)8,3•7 58,1
б) 6,24•12 74,88
в) 0,008•63 0,504
г) 6,238•100 223,8
2.Найдите значение выражения 1,76х +2,38х –х , при х=9, 100 3,14х
28,26; 314
4.Упростите выражение 0,05•0,1•d•7•20 0,7d
С-31, А1 1. выполните умножение а)3,8•9,4 35,72
б) 0,08•1,04 0,0832
в) 0,2•0,05 0,01
г) 2,38•0,01 0,0238
2.Вычислите 0,069•27,18+0,031•27,18 2,718
3.Найдите значение выражения 0,3752х+0,6248х-0,1 при х=0,1; 10 х-0,1
0; 9,9
Домашнее задание : При желании учащиеся выполняют аналогичные задания из С-29 и С-31 (А2,Б1,В1)либо просматривают решение классной работы. Коммуникативные-
-умение слушать
Регулятивные: умение работать по алгоритму.
Коммуникативные-
-умение слушать
Регулятивные: умение работать по алгоритму
Логические: умение находить сходство и различие действий.
Познавательные-
- умение осознано и произвольно строить речевые высказывания
- моделирование структурирование, сравнение, классификация, оценка,
Логические –
-анализ объектов
- синтез
Коммуникативные-
-умение слушать и вступать в диалог
-умение участвовать в коллективном разговоре
Личностные –
саморазвитие, самоопределение
моделирование, структурирование, анализ, сравнение, классификация, оценка,
самоопределение своей деятельности,
общение в коллективе и учет мнения коллектива и друзей,
рефлексия, оценка и контроль процесса и результата своей деятельности
умение с достаточной полнотой излагать свои мысли
владение монологической и диалогической формами речи