Конспект урока СБО в 9 классе по теме Тема: «Расходы на удовлетворение культурных потребностей и текущие расходы». Практическая работа : «Упражнение в подсчете расходов на удовлетворение культурных потребностей».


Урок СБО 9 класс Дата ________
Тема: Экономика домашнего хозяйства
Деловая игра «Экономика домашнего хозяйства»
Цель: расширение представлений учащихся о способах ведения домашнего хозяйства;
Задачи:
практически закрепить полученные знания о семейном бюджете;
способствовать развитию познавательного интереса, мыслительных процессов;
способствовать воспитанию бережливости, предприимчивости;
Коррекционно-развивающие:
коррекция логического мышления, формирование ассоциативного мышления;
развивать познавательную активность учащихся при постановке вопросов;
формирование интереса к домашнему хозяйству.
Тип урока: интегрированный урок.
Форма урока: деловая игра
Форма организации учебной деятельности учащихся: работа в группах.
Межпредметная связь: обществознание, социально-бытовая ориентировка.
Оборудование: ПК, проектор, экран, раздаточный материал, калькуляторы.
Оформление доски: (высказывания(афоризмы)
Важно не то, сколько ты зарабатываешь, а на что тратишь.
Живи по средствам, даже если для этого необходимо залезть в долги.
Концы с концами можно сводить без конца.
Если бы то, чего человеку достаточно, удовлетворило его, он был бы вполне обеспечен.
Ход урокаЭтапы урока
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Ход урока
Орг. момент.
Сообщение Темы и плана урока.
Основная часть.
1)Вводное слово учителя. Слово учителя:
В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Что может быть семьи дороже?
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
2). Слово учителя: Как много значит в жизни каждого из нас семья. Семья – это наш тыл, наше начало начал, школа трудовых навыков. Немаловажным из них является экономический фактор. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. Урок – деловая игра, где мы потренируемся в ведении домашнего хозяйства, попробуем произвести некоторые расчёты.
К нашему уроку мы попросили вас разделиться на группы – семьи, вы также должны были придумать фамилии, статус, имя, отчество, возраст, увлечения, заполните бланк №1 «Характеристика семьи». (Приложение №1).
Представьте свои семьи.
3). Слово учителя:
Важная роль в экономике страны, региона принадлежит семейной экономике. Семья, являясь самой малой частью общества, объединена не только кровнородственными, брачными связями, но и хозяйственными отношениями. В каждой семье ведется домашнее хозяйство.
Для ведения домашнего хозяйства требуется много знаний, умений и навыков. Это целое искусство.
Искусство управления домашним хозяйством – домашняя экономика.
Объясните, что такое домашняя экономика?
Домашняя экономика – это наука о повседневной жизни семьи, направленной на удовлетворение потребностей её членов, деловой связи с окружающей средой, воспроизводства её ресурсов, производства товаров и услуг.
4). Слово учителя:
Одним из составляющих домашней экономики является Семейный бюджет. Скажите, пожалуйста, что такое семейный бюджет?
Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
Как видно из определения составными частями бюджета являются доходы и расходы.
Что такое доходы?
Доходы – это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия, отдельного лица или какого - либо рода деятельности.
Назовите основные источники доходов семьи? (учитель на доске рисует схему)
5). Слово учителя :Что такое расходы?
Расходы - это затраты, издержки, потребления чего-либо для определённых целей.
Назовите основные статьи расходов семьи?
6). Отрывок из мультфильма.
7). Слово учителя: Перед вами карточка с заданием № 2 (приложение №2). Сосчитайте доходы и расходы семьи, сравните и сделайте вывод о бюджете семьи (сбалансированный, дефицитный, избыточный).
8). Слово учителя: А теперь мы предлагаем нашим «семьям» распланировать предстоящие расходы в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой «семье» необходимо заполнить бланк с заданием № 3 (Приложение № 3), содержащий основные статьи расходов.
9). Слово учителя я: Каждая семья старается экономно подойти к ведению домашнего хозяйства. Предлагаем вам решить задачи. ( работа по карточкам в группах)
Задача № 1. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.?
Сколько денег она сэкономит? (30 р)
Задача № 2. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 160 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? (1600 руб., экономия 200 руб.).
Задача № 3. Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 руб. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15000 руб.?
15000:1500= 10 месяц.
10). Слово учителя: Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1000 руб. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из пяти предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.
«Семья» делает свой выбор.
Хранить деньги дома.
Сделать рублевый вклад на один год в Сбербанк РФ под 12% годовых начисляя сложный процент каждые полгода.
1000*6/100=60 руб. 1000+60=1060 руб.
1060*6/100=63,60 руб. 1060 + 63, 60 = 1123, 60 руб.
Сделать валютный вклад сроком на один год под 10 % годовых, первоначальный взнос не менее 50 у.е. 1у.е. - 20 руб.
1000 руб. – 50 у.е. 50*10/100=5 у.е. 50+5= 55 у.е.
1 у.е. – 20 руб. 55*20= 1100 руб.
Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflamme крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.
1000/200=5 210*5= 1050руб.
Купить акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально
3 % дохода на каждую акцию.
3*4=12% 500*12/100=60 руб. 2*60=120 руб.
1000+120=1120 руб.
4. Рефлексия
Оцени свою работу на уроке.
(подчеркните вариант ответа каждого вопроса)
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
5. Итог урока
Сегодня на уроке, играя, вы побывали в роли взрослых. Кто-то уже сейчас  по-взрослому ответственно относится к деньгам, кому- то еще нужно учиться  и считать деньги и решать самые простые жизненные задачи. Но все вы на уроке поняли важность знаний, получаемых на уроках. А значит, вы непременно научитесь решать такие важные в жизни экономические проблемы.
6.Выставление оценок
7. Домашнее задание: Разработайте производство товара в условиях семьи. Придумайте рекламу к нему.
Пословица гласит: "Не похвалишь, так и не продашь".
Всем спасибо за урок. До свидания. Заполняют бланк.
Представляют семью.
Учащиеся отвечают на вопрос
Ответы учащихся
Ответы учащихся
Работают с заданием.
Работают с заданием.
Делают выводы.
Отвечает устно.
Решают задачи.
Выполняют практическую работу.
Оценивают свою работу.

Приложение 1
Представьте свою семью ( увлечения занятия семьи)
Характеристика семьи____________________ (фамилия)

п/п Семейный статус Имя
Отчество Возраст Место работы, учебы Предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии
1 Муж 2 Жена 3 Сын 4 Дочь 5 Свекор 6 Свекровь 7 Тесть 8 Теща Итого:
Источники дополнительных доходов семьи
____________________
____________________
____________________
____________________
Итого: ___________________________________________________
Приложение № 2
Задание № 2: Сосчитать доходы и расходы семьи, сравнить и сделать вывод: хватает денег в семье или нет (сбалансированный, дефицитный, избыточный).
Доходы Расходы
Зарплата мамы – 10. 000 рублей Питание – 8.000 рублей
Зарплата отца – 15.000 рублей Проезд – 4.100 рублей
Стипендия сына – 600 рублей Гигиенические принадлежности – 2.500 рублей
Одежда, обувь – 4.400 рублей
Коммунальные услуги – 3.300 рублей
Итого: Итого:
Вывод:
Доходы Расходы
Зарплата отца – 17.000 рублей Питание – 10.000 рублей
Пособие на 3 детей – 3.300 рублей Гигиенические принадлежности – 3.600 рублей
Коммунальные услуги – 2.000 рублей
Одежда, обувь – 4.000 рублей
Лекарства – 2.500 рублей
Итого: Итого:
Вывод:
Доходы Расходы
Зарплата мамы – 12.000 рублей Питание – 7.600 рублей
Пенсия бабушки – 9.000 рублей Гигиенические принадлежности – 2.300 рублей
Коммунальные услуги – 4.000 рублей
Одежда, обувь – 4.600 рублей
Проезд – 2.500 рублей
Итого: Итого:
Вывод:
Приложение № 2
Задание № 2: Сосчитать доходы и расходы семьи, сравнить и сделать вывод: хватает денег в семье или нет (сбалансированный, дефицитный, избыточный).
Доходы Расходы
Зарплата мамы – 10. 000 рублей Питание – 8.000 рублей
Зарплата отца – 15.000 рублей Проезд – 4.100 рублей
Стипендия сына – 600 рублей Гигиенические принадлежности – 2.500 рублей
Одежда, обувь – 4.400 рублей
Коммунальные услуги – 3.300 рублей
Итого:25.600 Итого:22.300
Вывод:
Доходы Расходы
Зарплата отца – 17.000 рублей Питание – 10.000 рублей
Пособие на 3 детей – 3.300 рублей Гигиенические принадлежности – 3.600 рублей
Коммунальные услуги – 2.000 рублей
Одежда, обувь – 4.000 рублей
Лекарства – 2.500 рублей
Итого:20.300 Итого:22.100
Вывод:
Доходы Расходы
Зарплата мамы – 12.000 рублей Питание – 7.600 рублей
Пенсия бабушки – 9.000 рублей Гигиенические принадлежности – 2.300 рублей
Коммунальные услуги – 4.000 рублей
Одежда, обувь – 4.600 рублей
Проезд – 2.500 рублей
Итого:21.000 Итого:21.000
Вывод:
Приложение №3
Задание № 3: Распланировать предстоящие расходы в расчете на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов.
№ п/п Наименование статьи расходов Сумма (руб)
1 Питание 2 Одежда 3 Мебель и предметы домашнего обихода 4 Культурно-бытовые нужды 6 Оплата квартиры 7 Транспортные расходы 8 Платежи, сборы, налоги 9 Накопления, сбережения Общий итог: ___________ (руб.) Приложение № 4
Задание: решить задачи.
Задача № 1. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.?
Задача № 2. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 160 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?
Задача № 3. Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 руб. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15000 руб.?
Приложение № 4
Задание: решить задачи.
Задача № 1. Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 1кг 500 г стоит 150 руб., а пакет весом 500 г стоит 60 руб.?
Задача № 2. Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет 36 руб. за 1 кг, а мешок сахара (50 кг) стоит 160 руб. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)?
Задача № 3. Молодая семья откладывает каждый месяц по 1500 руб. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит 15000 руб.?
Приложение № 5.
Задание: выполнить практическую работу.
Как сохранить и приумножить свои сбережения. У вас есть 1000 руб. Вам необходимо сохранить эту сумму, а по возможности приумножить ее. Как выгоднее поступить? Подсчитайте с помощью калькулятора каждый из пяти предложенных ниже вариантов решения этой экономической проблемы и выберите наиболее рациональный из них и приемлемый для вас.
«Семья» делает свой выбор.
Хранить деньги дома.

Сделать рублевый вклад на один год в Сбербанк РФ под 12% годовых начисляя сложный процент каждые полгода.


Сделать валютный вклад сроком на один год под 10 % годовых, первоначальный взнос не менее 50 у.е. 1у.е. - 20 руб.

Организовать собственный бизнес, купить в компании oriflamme крем для рук за 200 руб. и перепродать крем по 210 руб.


Купить акции компании «АЛЬЯНС» стоимостью 500 рублей. Компания «АЛЬЯНС» обещает ежеквартально
3 % дохода на каждую акцию.



Рефлексия
Оцени свою работу на уроке.
(подчеркните вариант ответа каждого вопроса)
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Рефлексия
Оцени свою работу на уроке.
(подчеркните вариант ответа каждого вопроса)
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Рефлексия
Оцени свою работу на уроке.
(подчеркните вариант ответа каждого вопроса)
На уроке я работал активно / пассивно
Своей работой на уроке я доволен / не доволен
Урок для меня показался коротким / длинным
За урок я не устал / устал
Мое настроение стало лучше / стало хуже
Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
1 семья
Составьте бюджет семьи из 5 человек, используя следующие сведения:
Жена 45 лет работает продавцом и
получает зарплату 11500 рублей,
Муж 50 лет работает водителем и
получает зарплату 14550 рублей,
Тёща 65 лет работает страховым агентом и
получает зарплату 4000 рублей,
пенсию 7600 рублей
Старшая дочь 19 лет студентка Экономического университета и
получает стипендию 2100 рублей
Сын 12 лет ученик 7 класса
получает детские пособия 200 рублей
Имеется транспорт (машина) – расход на бензин
Младший сын посещает музыкальную школу оплата 190 рублей







2 семья
Составьте бюджет семьи из 5 человек, используя следующие сведения:
Жена 40 лет работает учителем и
получает зарплату 13500 рублей,
Муж 45 лет работает в ОВД следователь и
получает зарплату 40000 рублей,
Свекровь 62 года, получает пенсию 6600 рублей,
Свекор 65 лет работает сторожем и
получает зарплату 8100 рублей
пенсию 8000 рублей,
Старшая дочь 19 лет студентка Педагогического университета и получает стипендию 1100 рублей,
Сын ученик 8 класса получает детские пособия 200 рублей
Имеется транспорт (машина) – расход на бензин
Младший сын посещает музыкальную школу оплата 190 рублей







3 семья
Составьте бюджет семьи из 4 человек, используя следующие сведения:
Жена 40 лет работает бухгалтером и
получает зарплату 23500 рублей,
Муж 45 лет работает врачом и
получает зарплату 34000 рублей,
Дочь ученица 9 класса и
получает детские пособия 200 рублей,
Сын 5 лет посещает детский сад и
получает детское пособие 200 рублей
Имеется транспорт (машина) – расход на бензин
Младший сын посещает детский сад, оплата 1100 рублей.









Расходная часть «Рационального потребительского бюджета»

Наименование статьи расходов Процент по отношению
ко всей сумме расходов
1.Питание 50
2. Одежда 20
3. Мебель и предметы домашнего обихода 6
4. Культурно-бытовые нужды 5
5. Транспортные расходы 4
6. Оплата квартиры 6
7. Платежи, сборы, налоги. 5
8. Накопления, сбережения 4
Итого: 100