Сценарий внеклассного мероприятия Уроки Холокоста


МБОУ «Гимназия №33»
Сценарий внеклассного мероприятия
«Уроки Холокоста», посвященные истории Катастрофы еврейского народа в годы
Второй мировой войны

Подготовила: Гаджибекова Д.Д .,
учитель истории и
обществознания
Махачкала2015г.
Классный час: «Трагедия Холокоста»Памяти жертв Холокоста посвящается…(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Обоснование работы.   Дети и Холокост.  Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?
Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…
     Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой  кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики  III рейха по “защите арийской крови”.
     Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем,  чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа. Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”. 
Описание работы.Электронное сопровождение к тематическому классному часу представлено в формате Microsoft Power Point,  видеоприложениеУчебно-методические рекомендации.Основная ученическая аудитория – учащиеся 5 классов.Занятие рассчитано на 1 час (урок).
Форма занятия – интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией презентации,  видеоматериала. Цели:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 
формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи: 
ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
формирование толерантного сознания;
формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
Ход мероприятия
Организационный момент. Введение в тему занятия. Вступительное слово учителя.
Учитель: (слайд 1)
      Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма   и героев Сопротивления, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.  
Интерактивная беседа по теме классного часа
   Так давайте  вспомним, как всё это было…
   Прежде чем рассмотреть хронологию  развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».       Кто-нибудь знает, что такое «Холокост»?
Ответы детей…
Учитель:
     Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое
уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян… (слайд 2)
Ученик 1:
Мы рождены гораздо позже. По счастью нам не довелось Быть там, где выжить невозможно, Где даже воздух полон слез.И память павших в этой битве Увековечить и почтить Мы можем только лишь молитвой, Которую нельзя забыть.И только стоя на коленях, И только в полной тишине Забыв про все на миг, на время, Произнесем ее в душе.
Учитель: 
    Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха
(слайд 3).
Ученик 2:
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Учитель:
    В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Но антисемитизм остался. В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорят в школах. Что-то случайно слышали, где-то по телевизору показывали.
Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на эти кадры.
 
Учитель:
А сейчас небольшой отрывок из истории
Слайд
    Начало преследованиям положил бойкот евреев с 1 апреля 1933 года и последующая волна расовых законов, нацеленных на евреев, работавших в государственных учреждениях или по определённым профессиям. «Нюрнбергский закон» от 15 сентября 1935 года положил конец равноправию евреев в Германии и определял еврейство в расовых терминах.
Антиеврейская истерия в Германии привела в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года к массовым погромам, вошедшим в историю как «Хрустальная ночь» (из-за осколков стекла, которыми были усыпаны улицы немецких городов).
   Несмотря на явно дискриминационную политику по отношению к евреям, геноцид начался далеко не сразу после прихода нацистов к власти. Нацисты стремились выдавить евреев из страны, однако часто тем было просто некуда ехать. Для евреев Европы,  «мир разделился на два лагеря: на страны, не желающие иметь у себя евреев, и страны, не желающие впускать их в свою страну».
Слайд
      В 1940 — начале 1941 года нацисты разрабатывают несколько вариантов решения еврейского вопроса: предлагают Кремлю принять евреев рейха в СССР, инициируют планы «Мадагаскар» (переселение всех евреев на этот остров у берегов юго-восточной Африки) и «Люблин» (создание еврейской резервации в оккупированной нацистами части Польши, получившей название «Генерал-губернаторство»). Все эти проекты не были реализованы.
Ученик 5: 
Над Бабьим Яром памятников нет.
Крутой обрыв, как грубое надгробье.
Мне страшно.
Мне сегодня столько лет,
Как самому еврейскому народу.
Мне кажется, что Дрейфус - это я.
Мещанство - мой доносчик и судья.
Я за решеткой. Я попал в кольцо.
Затравленный, оплеванный, оболганный.
И дамочки с брюссельскими оборками,
Визжа, зонтами тычут мне в лицо.
Мне кажется - я мальчик в Белостоке.
Кровь льется, растекаясь по полам.
Бесчинствуют вожди трактирной стойки
И пахнут водкой с луком пополам.
Я, сапогом отброшенный, бессилен.
Напрасно я погромщиков молю.
Под гогот: "Бей жидов, спасай Россию!"…
Учитель:
    В данном стихотворении прозвучали слова Бабии Яр. Кто-нибудь знает что это такое? Может кто-нибудь где-нибудь слышали подобное выражение?
Ответы детей…(слайд)
Учитель:
    Ба́бий Яр ( HYPERLINK "http://xn--g1ag4co/" укр. Бабин Яр) — урочище в северо-западной части Киева, между районами  HYPERLINK "http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/10/21/vneklassnoe-meropriyatie-na-temu-uroki-kholokosta" Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками и украинскими коллаборационистами в 1941 году. Всего было расстреляно свыше ста тысяч человек. По оценке ученых Украины, в Бабьем Яру количество расстрелянных евреев составило 150 тысяч (жителей Киева, а также других городов Украины, и это количество не включая малолетних детей до 3-х лет, которых тоже убивали, но не считали. Ряд исследователей также считает, что убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
   В 2008 году на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам[10] и другим жертвам убийств. До  HYPERLINK "http://xn--80agddq7bn4i/" Куренёвской трагедии 1961 года здесь находился один из самых больших в Киеве оврагов — длина около 2,5 км, глубина — свыше 50 м. По его дну протекал одноимённый ручей, взятый в настоящее время в коллектор.
Учитель:
        В годы Второй мировой войны (1939-1945 годы) нацисты истребили на территории Германии и оккупированных стран Европы 6 миллионов евреев.       22 июня 1941 года Гитлер напал на Советский Союз. На тот момент в СССР проживало около 5 миллионов евреев. Большинство на западе России: в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине. Это как раз те территории, которые подверглись оккупации фашистскими войсками.         Проведение массовой ликвидации евреев было возложено на оперативные части.
Просмотр видеоряда. 
Предварительный комментарий учителя.
Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов  4. Обсуждение фильмаПримерные вопросы: 1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства  заключенных, в том числе и детей?2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти? 3. Для чего проводилась селекция в лагере?4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?
Обобщение по теме. 
Учитель: А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
О чем мы сегодня говорили?
Что такое Холокост?
Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
Что является причинами Холокоста?
Кто стал его жертвами?
Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?

Учитель:  Сейчас объявляется минута молчания, давайте стоя помянем ушедшие жизни тысячи людей, в том числе и детей.
Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.
Просмотр видеоролика Р.Рожденственский «Помните» в исполнении В.КикабидзеСписок литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
6) www.holofond.ru/
7) www.yadvashem.org/