Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященная ню памяти жертв Холокоста Памяти, которой нет забвенья
Комитет образования ЕАО
Областное государственное профессиональное
образовательное бюджетное учреждение
«Сельскохозяйственный техникум»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
Память, которой не будет забвенья…
-17716519494500
Подготовила:
преподаватель истории
Яковлева Екатерина Юрьевна
с. Ленинское, 2015г.
Теперь, когда мы научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
(Б. Шоу)
Пояснительная записка
Дети и Холокост? Как эти два понятия, такие, казалось, несовместимые, могут существовать вместе? Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи… Можно продолжать выстраивать этот ассоциативный ряд, но за каждым понятием стоит трагическая судьба отдельного человека, ребенка, жизнь которого перечеркнула бездушная машина Холокоста во время самой кровопролитной и жестокой Второй мировой войны. Дети являлись самыми легкоуязвимыми жертвами нацистов, и их уничтожение было одним из направлений политики III рейха по “защите арийской крови”. Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека. Как сказал израильский историк И. Бауэр: ”Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
Цель: воспитание силы духа, сочувствия и желания помогать людям, осуждение зла и насилия, развитие у учащихся способности смотреть на проблемы с позиции других людей.
Задачи:
воспитательная: формирование уважительного, толерантного отношения к другим народам, нациям, их религии и культуре, языку как к равноценным, имеющим право на существование;
образовательная: актуализация знаний, раскрытие учащимися практической и теоретической значимости излагаемого материала;
развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся в совместной деятельности, а именно, умение вести диалог, выслушивать оппонента, аргументировано обосновывать свою точку зрения, логически выстраивать свою речь.
Ход внеклассного мероприятия
Ведущий №1: Сегодня на нашем мероприятии мы будем говорить о тех, кто стал жертвами Холокоста и когда, а также о том, как сегодня чтят память погибших в те ужасные дни… Подробно остановимся на теме «Дети – жертвы Холокоста».1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста. Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!Совсем недавно он смеялся звонко –Теперь же в небесах лишь след его парит.Ведущий №2:Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой. О, сколько слёз, горячих и горючих!Земля моя, скажи мне, что с тобой?Ты часто горе видела людское, Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое? Ведущий 1. Слышали ли вы слово «холокост»? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом «холокост», в Израиле – «шоа», что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев. Вы не должны иметь прав. Вы не имеете права жить среди насВы не имеете права жить. Ведущий 2. Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938года, получил название «Хрустальная ночь». Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.Студент 1 (читает стихотворение «Хрустальный звон»)Дождик льет, протяжно плачет,Блюз играет патефон.Память никуда не спрячетНочи той хрустальный звон,Где разбитые витрины,Груда трупов, детский плач,Вой толпы...оскал звериныйДемонстрирует палач!Где жестокость без границы,Паранойи бред, смутьян!Цель, направленность убийцы -Государство-judenrein!Злоба и безумство массыБуйство! В восклицаньях речь!Превосходство белой расы!А Другим - Дорога в Печь!Бей, насилуй, режь ничтожных!Жги, безжалостно дави!(Свой народ втравил безбожник,Замарал в чужой крови!)Этот грех впечатан в Лету!Звон разбитого стеклаНам напомнит век за векомНочь в осколках хрусталя!Дождик льет, протяжно плачет,Блюз играет патефон.Память никуда не спрячетНочи той хрустальный звон!Ведущий1. 1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи –это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии). После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.Студент 2 (читает отрывок стихотворения):Два треугольника – звезда.Щит праотца. Отца ДавидаИзбрание – а не обида,Священный дар, а не беда.Здесь было горе – горе без счёта. Жёлтые звёзды – звёзды почёта. Звёзды униженных, звёзды отверженных,Вшитые в небо еврейской одежды.Жёлтые звёзды, звёзды Давида, горькие слёзы еврейской обиды.Ведущий 2. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.Студент 3. Особой гордостью обитателей гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.
Студент 4. Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник, в котором он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943году. «29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило»Студент 5. «Пятница. 5ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.
Просмотр фильма «Дети, Гетто, Лагерь смерти»
Ведущий 1. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.Ведущий 2. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть. Звучит музыка к спектаклю «Поминальная молитва». Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка Из костей – не осколки ль, покрытые ржой? Это, может быть, резвые ноги ребёнка, Что за белою бабочкой гнался межой; Или ручки, – дитя ими тянется к маме, Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками, Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом, Поцелуями был этот пепел седой. Был сердцами, тревогою, радостью, мукой, Был мозгами, сплетеньем извилин живых,– Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.И сухими губами касался порой.Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,Золотые надежды, сияние глаз… Крематориев страшных горящие печи. Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас. Ведущий 1.Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, они проходили селекцию, то есть их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.Студент 1(читает стихотворение Наума Коржавина «Дети в Освенциме»)Мужчины мучили детей. Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело, Трудились – мучили детей. И это каждый раз опять, – Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять, Чего хотят от них мужчины. За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье? И дети думали сперва, Что это за непослушанье. Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты. А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины. Они хватались за людей. Они молили. И любили.
Но у мужчин «идеи» были,
Мужчины мучили детей.Ведущий 2. Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев- беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.Ведущий 1. Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.Звучит «Реквием» Моцарта. Студент 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.Студент 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!Студент 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек! Студент 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.Ведущий 1. Для того, чтобы ясному солнцу над детством сиять, Постарайтесь, друзья, добрым делом свой день начинать, Чтоб на деле детей от беды защитить, Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить.Ведущий 2.Дети ищут тепло и любовь на далёком пути.
Их сегодня спасай – можешь, завтра уже не спасти. Чтоб на деле детей от беды защитить,
Раньше, чем позовут, надо детству на помощь спешить. Ведущий 1: Наше мероприятие хотелось бы закончить словами российского историка и философа, основателя Центра «Холокост» Михаила Яковлевича Гефтера:«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках.Шесть миллионов – и каждый в отдельности.Это – память, противящаяся забвению.Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ.Вот что означает ХОЛОКОСТ». Спасибо вам за ваше внимание! Сегодня, мне кажется, мы все посмотрели на будущее глазами прошлого.