Открытое занятие Изготовление фиалки.


МКУДО «Касторенский Дом детского творчества»
Касторенского района Курской области
Открытое занятие по бисерному рукоделию
Тема: «Изготовление цветка фиалки в технике петельного плетения».
Педагог дополнительного образования: Клевцова В. В.
п. Касторное, 2016 год
Цель занятия:
Развитие самостоятельности и повышение грамотности детей в вопросах экологии через декоративно-прикладное творчество – бисероплетение. Закрепление основных приемов бисероплетения. Изготовить цветок фиалки.
Задачи:
Образовательные – закрепить технику низания бисера и скручивания простых петель в процессе изготовления цветка “Фиалка” из бисера;
Развивающие – развивать образное мышление, творческую самостоятельность, память, воображение, внимание, мелкую моторику, вызвать желание фантазировать, развивать у детей чувство композиции;Воспитательные - воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость, терпение, внимательность, старательность. Воспитать в детях любовь к природе, знакомство с домашними растениями. Прививать интерес к окружающему миру и математике через занятия бисероплетение.
Материально-техническая база 
Инструменты и материалы: образец готового цветка, ножницы, проволока, бисер, линейка, тарелочка для бисера.
Дидактическое обеспечение 
Электронная презентация “Комнатные цветы”, схемы изготовления изделия с пошаговой инструкцией.
 Методы обучения
Словесные (Рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (Объяснительно-иллюстративный, демонстрация, электронная презентация);
Практические (Практическая работа, репродуктивный, игровой, выставка).
 Приемы:
Беседа, опрос, разбор нового материала, анализ образцов, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, индивидуальная работа, подведение итогов.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.
Тип занятия: комбинированный.
Объект труда: изготовление цветка “Фиалка”
Межпредметные связи: 
ОБЖ – техника безопасности при работе с колющими и режущими предметами (ножницы, проволока);
Окружающий мир – сведения о комнатных, садовых и полевых цветах;
Математика – использование определенного количества бисеринок, измерения по линейке.
Ход занятия
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь, пожалуйста.
- Проверяем готовность к занятию. ( Учащиеся приветствуют педагога, проверяют готовность к занятию, садятся на свои места.)
- Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?
- Хорошее. - Желаю вам сохранить хорошее настроение в течение всего занятия.
2.Активизация познавательной деятельности детей.
Создание положительного настроя на занятие беседа о пословицах:
 « К чему душа лежит, к тому и руки приложатся ».
« Торопливый дважды одно дело делает ».
« Без терпенья нет уменья ». 
- Ребята как вы понимаете эти слова? (Дети объясняют значение пословиц.)
- Хотите сегодня чему-нибудь научиться?
- Да.
- Начинаем наше занятие.
- Сегодня у нас необычное занятие, вы поможете мне определить цель и задачи нашего занятия.
3. Подготовительный этап. Актуализация знаний (вопросы к группе).
-Какие основные приемы бисероплетения мы изучили? (простое низание бисера, петельное плетение, французское, низание крестиком, параллельное плетение.)
- В чём особенности объемного плетения? (особенность объёмного плетения в сочетании разных способов плетения - более красивое конечное изделие)
-Какие бисерные изделия выполняют на проволоке (деревья, фигурки животных, цветы).
- Давайте вспомним, из каких частей состоит простой цветок? (лепестки и серединка)
- Сегодня мы будем продолжать учиться использовать простые приёмы плетения для создания объёмного изделия, но прежде чем начать свою работу, давайте поговорим о цветах.
4. Основной этап. Сообщение темы занятия.
Тема: «Изготовление цветка фиалки в технике петельного плетения».
Где растут цветы? (в саду, лесу, поле)
Если они растут в саду, то они называются садовыми. А если в лесу – лесными, а в поле – полевыми. Правильно! Какие вы знаете садовые цветы, лесные, а полевые?
Ребята, а какие еще бывают цветы? Правильно – комнатные. На прошлом занятии вам было задано домашнее задание, вспомнить названия комнатных растений. Вы готовы ответить? Дети называют комнатные растения.
Педагог обращает внимание детей на иллюстрации цветов, и задает вопросы по ним:
- Какие ощущения вызывают картинки?
- Какие цветовые гаммы использованы на картинах?
- А вам ребята приходилось в жизни видеть такие картины?
Ребята кто знает название цветов, которые бывают комнатными и садовыми? (фиалки).
Скажите, ребята, а все ли  фиалки сиреневого цвета? Правильно. Предлагаю вам посмотреть презентацию “Комнатные цветы” и полюбоваться этими удивительными цветами (дети рассматривают фотографии фиалок).
Итак, какими бывают фиалки? (разного цвета и формы).
Поэтесса Зимфира Абдрахманова написала замечательное стихотворение о фиалке:
Опять фиалка на окнеНам подарила свой букетик.С фиалкой щедрой наравнеЯ для тебя цвету на свете.
Я лишь прошу: меня укройРукой, полей водой прощенья.Не пережить мне снег и зной,Ведь я - домашнее растенье.
А вот неизвестный автор написал:
Фиалки цветут на окнеСиреневым ярким цветом.С утра улыбаются мне,Они солидарны с летом.
Фиалки цветут для души,Как раз на мои именины,Свежи и так хорошиЕщё по-детски ранимы.
Цветочки, как мягкий шёлк,Листочки - зелёный бархат,Кусочек нежности - в долг:Красиво, приятно и ярко.
Легенда о фиалках. Фиалку очень любила французская императрица Жозефина. Будучи заточённой в тюремной камере и ожидая смертной казни, она уже не надеялась на спасение и готовилась к смерти. Но маленькая дочь хозяина тюрьмы однажды принесла ей букет фиалок, а через короткое время появилась надежда на освобождение. Потом Жозефина уже не расставалась с фиалками. И даже на балах украшала себя ими вместо драгоценностей.
Латышская писательница Анна Саксе с фиалкой сравнивает скрипачку – маленькую и очаровательную, как этот цветочек. Только тот, кто имеет любящее сердце, может услышать звуки её волшебной скрипки.
Ребята вот перед вами горшочек, посмотрите какие замечательные листочки, но чего-то не хватает. Как вы думаете чего? Правильно, цветочков! Фиалок! Сегодня мы с вами завершим эту поделку! И наш горшочек оживет.
(Ребята выдвигают свои предположения в постановке учебной цели и задачи.)
Цель сегодняшнего занятия – изготовить цветочки. В итоге чего, у нас должна получиться законченная композиция - горшок с фиалками.
Раздаются учащимся схемы плетения цветка.
Посмотрите на этот цветок. Педагог показывает готовый образец. После анализа образца педагог вместе с ребятами читает схемы и определяет последовательность предстоящих трудовых действий и операций при выполнении фиалки.
Вводный инструктаж
5. Практическая часть.
В ходе практической работы вы должны соблюдать правила по технике безопасности при работе с ножницами и бисером. Давайте вспомним (проговаривается). Кроме этого, вы должны следить за осанкой, сидеть ровно, не горбясь, не смотреть на работу сбоку.
Практическая работа (под музыку)
Разминка. Пальчиковая гимнастика “Распускающийся цветок”.
Перед началом работы сделаем небольшую разминку для наших рук.
Сложите руки вместе ладошками внутрь, как будто это бутон. Теперь бутон распускается (пальчики в стороны), а затем опять закрывается на ночь. И снова повторить. Итак 5раз. Теперь наши руки готовы к работе.
А теперь приступаем к работе. У вас все обязательно получится!
б) Самостоятельная работа детей (учащиеся берут необходимый бисер, кусочки проволоки нужной длины и начинают нанизывать бисер на проволоку согласно выбранному алгоритму выполнения изделия).
В ходе практической работы учащиеся работают индивидуально, педагог ходит по классу, проводит индивидуальные консультации и помогает учащимся. Следит за выполнением работы.
Через 15 минут от начала практической части – физ. минутка.
Ребята отложите на минутку вашу работу. Наши глазки устали. Надо дать им немного отдохнуть:
Продолжение работы.
6. Итог занятия.
Наше занятие, ребята, подходит к завершению. Давайте посмотрим и покажем друг - другу, какие цветочки вы сделали. Сейчас мы посадим наши фиалки в горшок. Посмотрите, как чудесно получилось.
Обсуждение результатов работы вместе с детьми
- Какие молодцы!
- Общими усилиями мы с вами собрали из одиночных цветов  - красивый букет.
- Нравится вам ваша работа?
- Удалось решить поставленные задачи?
- Где можно использовать наши цветы?
- В оформлении букета.
- Прикрепить к поздравительной открытке
- Что узнали нового?
Рефлексия (Что получилось, что не очень? Какие трудности возникали во время работы?)Разбор допущенных ошибок.
Цветок.
1.
2.
3.
4. Пестик для фиалки.
Поэтесса Зимфира Абдрахманова написала замечательное стихотворение о фиалке:
Опять фиалка на окнеНам подарила свой букетик.С фиалкой щедрой наравнеЯ для тебя цвету на свете.
Я лишь прошу: меня укройРукой, полей водой прощенья.Не пережить мне снег и зной,Ведь я - домашнее растенье.
А вот неизвестный автор написал:
Фиалки цветут на окнеСиреневым ярким цветом.С утра улыбаются мне,Они солидарны с летом.
Фиалки цветут для души,Как раз на мои именины,Свежи и так хорошиЕщё по-детски ранимы.
Цветочки, как мягкий шёлк,Листочки - зелёный бархат,Кусочек нежности - в долг:Красиво, приятно и ярко.
Легенда о фиалках. Фиалку очень любила французская императрица Жозефина. Будучи заточённой в тюремной камере и ожидая смертной казни, она уже не надеялась на спасение и готовилась к смерти. Но маленькая дочь хозяина тюрьмы однажды принесла ей букет фиалок, а через короткое время появилась надежда на освобождение. Потом Жозефина уже не расставалась с фиалками. И даже на балах украшала себя ими вместо драгоценностей