Рабочая программа учебной дисциплины Информатика и ИКТдля специальности СПО 38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Воронежской области
«Лискинский аграрно-технологический техникум»


УТВЕРЖДАЮ:
Зам директора по УР
_____________ И.М. Гайдай
«____» _____________ 20__ г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информатика и ИКТ
наименование учебной дисциплины


для специальности СПО
38.02.01. «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)»












Лиски 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования по математике (базовый уровень), Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 г. №1089; «Примерной программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования», утвержденная Министерством образования и науки РФ, ФИРО 16.04.2008г.

Организация-разработчик: государственное образовательное бюджетное учреждение среднего профессионального образования Воронежской области «Лискинский аграрно-технологический техникум».



Разработчики:

Склярова И.С. преподаватель общеобразовательных дисциплин



Рецензент:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)




Рабочая программа рекомендована ЦМК естественно-математических дисциплин общеобразовательного цикла.

Протокол № _____ от «_____» ________________ 20 ____ г.

Председатель ЦМК ____________________ _________________________
подпись Ф.И.О.



СОДЕРЖАНИЕ


стр.

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6

условия реализации учебной дисциплины
16

Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
18



1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информатика и ИКТ
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 38.00.00. «Экономика и управление»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при освоении и разработке программы одноименной дисциплины ОПОП родственных профессий и специальностей.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина Информатика и ИКТ входит в общеобразовательный цикл.
1.3.Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
знать/понимать
основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
автоматизации коммуникационной деятельности;
соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
эффективной организации индивидуального информационного пространства.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 132 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 95 часов;
обязательной аудиторной лабораторной работы обучающегося 40 часов;
самостоятельной работы студента 47 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов


Всего
В том числе по семестрам





1 семестр

2 семестр

Максимальная учебная нагрузка (всего)
132
76
66

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
95
51
44

в том числе:




теоретические занятия
55
30
25

практические занятия
40
21
19

контрольные работы




Самостоятельная работа обучающегося (всего)
47
25
22

в том числе:




выполнение творческих заданий
выполнение индивидуальных заданий
подготовка докладов
создание презентаций
решение задач
тестирование
задания с использованием ресурсов Интернета
проработка конспекта




Виды контроля по семестрам


ДЗ

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет.


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информатика и ИКТ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

1 семестр



Раздел 1. Информационная деятельность человека.



Тема 1.1. Введение. Основные этапы развития информационного общества.
Содержание учебного материала

1-2


Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Роль информационной деятельности в современном обществе.
2


Тема 1.2. Виды профессиональной информационной деятельности человека.
Содержание учебного материала

1-2


Виды профессиональной деятельность человека с использованием технических средств и информационных ресурсов . Правовые нормы, относящиеся к информации
2



Самостоятельная работа




Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов.
2


Раздел 2. Информация и информационные процессы.



Тема 2.1. Информация и информационные процессы.
Содержание учебного материала

1-2


Информация. Свойства информации. Единицы измерения количества информации. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Системы счисления.
2



ПЗ №1 Перевод чисел в позиционных системах счисления.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Решение задач по выполнению перевода чисел в позиционных системах счисления.
4


Раздел 3. Информационные технологии.



Тема 3.1. Кодирование и обработка текстовой информации.
Содержание учебного материала




Кодирование текстовой информации. Создание и редактирование документов в текстовых редакторах
2
1-2-3


Форматирование документов в текстовых редакторах. Возможности настольных издательских систем: создание, организация и основные способы преобразования текста.
2



Практические занятия




ПЗ №2. Создание и форматирование текстовых документов.
2



ПЗ №3. Работа со списками и таблицами в текстовых редакторах.
2



ПЗ №4. Вставка объектов в документ MS Word.
2



ПЗ №5. Создание буклета в Microsoft Publisher.
2



Самостоятельная работа




Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий.
4


Тема 3. 2.Кодирование и обработка графической информации.
Содержание учебного материала

1-2-3


Кодирование и обработка графической ингформации. Растровая графика.
2



Векторная графика.
2



ПЗ №6. Создание и преобразование растрового ,векторного изображения.
2



Самостоятельная работа обучающихся




Проработка конспекта. Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Выполнение творческих заданий.
2


Тема 3.3. Кодирование и обработка числовой информации.
Содержание учебного материала

1-2-3



Электронные таблицы: назначение, ввод, редактирование и форматирование данных. Организация вычислений в электронных таблицах: организация формул, использование функций.
2



Графическое представление данных в электронных таблицах. Интерпретация графического представления данных.
2



Практические занятия




ПЗ №7. Создание и форматирование таблиц в MS Excel.
2



ПЗ №8. Ссылки. Встроенные функции в MS Excel. Математические расчеты в MS Excel.
2



ПЗ №9. Построение диаграмм в MS Excel.
2



ПЗ №10. Сортировка и фильтрация данных.
2



Самостоятельная работа




Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов. Выполнение индивидуальных заданий
2


Тема 3.4. Компьютерные презентации
Содержание учебного материала


1-2-3


Компьютерные презентации: назначение, область применения, создания презентации.
2



Практические занятия




ПЗ №11. Создание презентации: подбор материала, выбор оформления, вставка изображений
1



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
Создание компьютерной презентации по теме на выбор; Мой город, Моя будущая профессия, Моя семья, Мои увлечения, свободная тема.
5


Раздел 4.Коммуникационные технологии.



Тема 4.1. Локальная и глобальная компьютерная сеть.
Содержание учебного материала

1-2-3


Архитектура и принцип организации локальной компьютерной сети.
2



Глобальная компьютерная сеть Интернет: доменная система имен, протоколы передачи данных.
2


Тема 4.2. Всемирная паутина. Электронная почта.
Содержание учебного материала




Всемирная паутина: технология WWW, язык разметки гипертекста, структура Web-сайтов.
2
1-2



Назначение электронной почты, почтовые программы, обеспечение безопасности при работе с электронной почтой.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Работа с сетью Интернет. Тестирование.
4


Тема 4.3. Файловые архивы.
Содержание учебного материала

1-2


Файловые архивы. Менеджеры загрузки файлов. FTP-серверы.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
2


2 семестр



Раздел 5. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.



Тема 5.1. Архитектура персонального компьютера.
Содержание учебного материала.

1-2-3


История развития вычислительной техники.
2



Архитектура персонального компьютера. Многообразие компьютеров.
2



g°Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров.
2



Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности).

2



Практические занятия




ПЗ №12. Операционная система. Графический интерфейс пользователя. Примеры использования внешних устройств, подключаемых к компьютеру, в учебных целях.
2



ПЗ №13. Программное обеспечение внешних устройств. Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройка.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
3


Тема 5.2. Операционные системы

Содержание учебного материала

1-2-3


Основные характеристики операционных систем.
2



Графический интерфейс операционной системы Windows.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам. Подготовка докладов: Современные операционные системы
7


Тема 5.3. Архиваторы. Защита от вредоносных программ.

Содержание учебного материала

1-2-3


Программы архиваторы .Компьютерные вирусы и защита от них.
2



Практические занятия




ПЗ №14. Защита информации, антивирусная защита. Эксплуатационные требования к компьютерному рабочему месту. Комплекс профилактических мероприятий для компьютерного рабочего места в соответствии с его комплектацией для профессиональной деятельности.
3



ПЗ №15. Создание простых, многотомных, самараспаковывающих архивов.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка докладов: Современные операционные системы, Безопасность данных (бэкап, шифрование, идентификация пользователя), Физическая защита данных на диске.
5


Раздел 6. Моделирование и формализация.



Тема 6.1. Моделирование , формы представления моделей.
Содержание учебного материала

1-2-3


Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Этапы разработки модели на компьютере.
2



Практические занятия




ПЗ №16. Исследование физических и геометрических интерактивных компьютерных моделей.
2



ПЗ №17. Исследование биологических и экологических интерактивных компьютерных моделей.
2



Самостоятельная работа




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
3


Раздел 7. Базы данных. Система управления базами данных



Тема 7.1. Табличные базы
данных. Система
Управления базами
данных.
Содержание учебного материала




Организация данных виде таблиц. Работа с формами. Формирование запросов.
2
1-2-3


Построение отчетов. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных.
2



Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др.
2



Практические занятия




ПЗ №18. Создание табличной базы данных.
2



ПЗ №19. Поиск и сортировка данных в табличной базе
2



ПЗ №20. Создание и использование форм. Создание отчетов.
2



Самостоятельная работа.




Проработка конспекта. Подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов по выполненным работам.
Углубленное изучение отдельных тем дисциплины с использованием дополнительной литературы и Internet-ресурсов
4


Раздел 8. Информационное общество.



Тема 8.1. Право и
этика в интернете
Содержание учебного материала

1-2


Право в Интернете. Этика в Интернете. Правовое регулирование в информационной сфере.
1



Дифференцируемый зачет
2


ИТОГО

132



Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 –репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики и информационно-коммуникационных технологий.
Оборудование учебного кабинета:
1. посадочные места по количеству обучающихся;
2. рабочее место преподавателя;
3. комплект сетевого оборудования, обеспечивающий соединение всех компьютеров, установленных в кабинете в единую сеть, с выходом через прокси-сервер в Интернет;
4. аудиторная доска для письма;
5. компьютерные столы по числу рабочих мест обучающихся;
Технические средства обучения:
1. мультимедиа проектор;
2. экран;
3. персональные компьютеры с лицензионным программным обеспечением;
4. устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.
5. лазерный принтер.

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д.Угринович.-7-е изд.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.-212 с.:ил.
Информатика и ИКТ.Базовый уровень: учебник для 11 класса/Н.Д.Угринович.-5-е изд.-М.:БИНОМ.Лаборатория знаний, 2011.-187 с.:ил
Практикум по информатике: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования/Е.В. Михеева.-10-е изд.,испр.-М.:Издательский центр «Академия», 2012.-192 с.
Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред проф. Образования/ М.С. Цветкова, Л.С. Великович.- 3-е изд.,стер. – М.:Издательский центр «Академия»,2012.-352с.,[8]л. Цв. Ил.

Дополнительные источники:
Ганенко А.П., Лапсарь М.И. Оформление текстовых и графических материалов при подготовке дипломных проектов, курсовых и письменных экзаменационных работ (требования ЕСКД) - ОИЦ «Академия», 2008
Свиридова М.Ю. Системы управления базами данных АССЕSS - ОИЦ «Академия», 2010
Голицына О.Л., Попов И.И., Партыка Т.А. Системы управления базами данных - ООО Издательство «Форум», 2006
Мельников В.П. Информационная безопасность. Практикум. - ОИЦ "Академия", 2010

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - материалы по стандартам и учебникам
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - сайт Информатика
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - электронный учебник по информатике и информационным технологиям
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - энциклопедия
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - тесты по информатике
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - дидактические материалы по информатике

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен:
знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.



1. Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.

2. Стартовая диагностика подготовки обучающихся по школьному курсу информатики; выявление мотивации к изучению нового материала.

3. Текущий контроль в форме:
- защиты практических занятий;
- контрольных работ по темам разделов дисциплины;
- тестирования;
- домашней работы;
- отчёта по проделанной внеаудиторной самостоятельной работе согласно инструкции (представление пособия, презентации /буклета, информационное сообщение).

 4. Рубежный контроль по темам «Информация и информационные процессы», «Информационные технологии», «Коммуникационные технологии».

5. Итоговая аттестация в форме дифференцируемого зачета.












































Лист изменений рабочей программы

Номер изменения
Номер протокола заседания методического объединения и дата
Страницы с изменениями
Перечень откорректированных пунктов
Подпись председателя методического объединения



















































































































































































































Лист периодических проверок рабочей программы

Дата
Должностное лицо, проводившее проверку
Потребность в корректировке
Перечень пунктов, стр., разделов, требующих изменений


Ф.И.О.
должность
подпись



















































































































































































































































 Помимо указанных в данном разделе знаний, в требования к уровню подготовки включаются также знания, необходимые для освоения перечисленных ниже умений.









13PAGE 15









Заголовок 115