Рабочая программа по БЖД для СПО по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»
2834640-161925
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Согласованно
Председатель ПЦК (методической комиссии)
______________________________________ (подпись) (ФИО) «________» ____________________ 20___г.
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС «ГИМНАЗИЯ-КОЛЛЕДЖ»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор колледжа __________ И.А. Ющенко
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»______________20_____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Безопасность жизнедеятельности
43.02.11 «Гостиничный сервис»
Форма подготовки: очная
курс______ семестр _______
теоретические занятия (лекции)_______ (час.)
практические занятия______ (час.)
лабораторные занятия ______ (час.)
курсовая работа (проект)_______ (час.)
всего аудиторной нагрузки_______ час.
самостоятельная работа_______ (час.)
всего максимальной нагрузки ______ (час.)
консультации ______________ (час.)
зачет______________ семестр
экзамен______________ семестр
др.форма контроля _________ семестр
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» (28июля 2014 г. N 832) и приказа врио ректора ДВФУ «Об утверждении Положения об учебно-методических комплексах учебных дисциплин и профессиональных модулей основных образовательных программ СПО от 04 февраля 2015 г. № 12-13-132.
Составитель (ли)________________________________________________ С.Н. ЮринскаяI. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПМС:
Протокол от «_____» ___________________20____ г. №___________
Директор УК «Гимназия-колледж»_________________ И.А. Ющенко
(подпись)(И.О. Фамилия)
II. Рабочая программа пересмотрена на заседании ПМС:
Протокол от «_____» ___________________20____ г. №___________
Директор УК «Гимназия-колледж»_________________ И.А. Ющенко
(подпись)(И.О. Фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы учебной дисциплины3
Структура и содержание учебной дисциплины9
Условия реализации учебной дисциплины14
3.1. Информационное обеспечение обучения15
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины20
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
_________________ «Безопасность жизнедеятельности»___________
название дисциплины
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности среднего профессионального образования 43.02.11 «Гостиничный сервис» .
БЖД необходимо рассматривать как научную и методологическую основу для многочисленных специальных дисциплин подготовки специалистов для различных отраслей народного хозяйства, позволяющих определять ведущие факторы профессионального риска, разрабатывать на научной основе приоритетные (лат. praeventus – предупреждающий) направления превентивных мероприятий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
Базовые знания в области безопасности жизнедеятельности необходимы для обеспечения информационной, экономической, национальной, политической, интеллектуальной, экологической безопасности, безопасности технических систем и производственных процессов; для прогнозирования, профилактики и защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, антропогенного и глобального характера.
Разделы безопасности жизнедеятельности являются обязательными составляющими базисных моделей знаний, умений и навыков: историко–логической, категорийно–логической и системно–логической, концептуальной логической моделей обучения; являются обязательными разделами согласно учебному плану направлений подготовки.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в обязательную часть профессионального цикла.
Изучение дисциплины БЖД базируется на междисциплинарных знаниях «Педагогики», «Психологии», «Физиологии человека», «Экологии», «Физики», «Химии», «Математики», «Информатики» и других дисциплин естественно–научного, общепрофессионального и социально–экономического профиля. Для успешного освоения данной дисциплины студент должен владеть знаниями, умениями и навыками, сформированными школьной программной по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности», а также такими дисциплинами как : «Математика», «Социология», «Правоведение», «Философия», «Экология».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
основные нормативные правовые документы;
основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
применять информационные технологии для решения управленческих задач.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
навыками целостного подхода к анализу проблем общества;
навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
программами Microsoft Office для работы с деловой информацией и основами web-технологий.
1.3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение учебной дисциплины способствует формированию у обучающихся следующих общих (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:
Основные профессиональные компетенции, приобретенные при изучении данной дисциплины:
ПК 1.Бронирование гостиничных услуг.
ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.
ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.
ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.
ПК 2. Прием, размещение и выписка гостей.
ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.
ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.
ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.
ПК 2.5. Производить расчеты гостям, организовывать отъезд и проводы гостей.
ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.
ПК 3. Организация обслуживания гостей в процессе проживания.
ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.
ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах.
ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.
ПК 3.4. Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.
ПК 4. Продажи гостиничного продукта.
ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.
ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.
ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.
ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.
Основные общекультурные компетенции, приобретаемые при изучении данной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;
- правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности;
- основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;
- идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;
- средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов;
- методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях;
- методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;
- эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;
- разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;
- планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен владеть:
- законодательными и правовыми актами в области безопасности, требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности;
- способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях;
- понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности;
- навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося___115____часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __69__часов;
самостоятельной работы обучающегося ___46___ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 115
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 69
в том числе: Теоретические занятия (лекции) 35
Практические занятия
Консультации
34
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе: 46
проработка конспектов для подготовки к практическим занятиям
подготовка докладов
написание реферата
составление блок - схем 15
15
16
Итоговая аттестация в форме ДФК
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Формы контроля
1 2 3 4
Раздел 1.
Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Организация защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях 63 Тема 1.1.
Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и военного характера.
Содержание учебного материала 9 Контроль посещения занятий
1 Чрезвычайные ситуации природного, техногенного характера и их классификация. 2 2 Чрезвычайные ситуации военного времени 2 Практические занятия: 5 «Кейс-стади» (ситуация – оценка)
1. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Оценка последствий воздействия природных ЧС.» 1 2. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Расчет доз облучения при проведении работ и определение допустимого времени пребывания в зоне радиоактивного заражения». 1 3. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Расчет параметров движения зараженного облака при авариях на химически опасных объектах». 1 4. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Расчет времени пребывания в зонах химического заражения в различных средствах индивидуальной защиты». 1 5. Тестирование 1 Тест
Самостоятельная работа студентов: 14 Реферат
Доклад (презентация)
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
- Подготовка к практическим занятиям .
- Подготовка к выполнению тестового задания.
- Реферат на тему: «Классификация, характеристики, способы защиты от ЧС».
- Подготовка доклада на темы: «Понятия чрезвычайных ситуаций. Оружие массового поражения и его поражающие факторы». Тема 2.
Защита населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала 12 Контроль посещения занятий
1 Вредные факторы производственной среды и их влияние на организм человека. 2 2 Производственные средства безопасности. Индивидуальные и коллективные средства безопасности. 4 Практические занятия: 6 «Кейс-стади» (ситуация – оценка, ситуация – проблема)
Тренинг
1. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Расчет параметров воздуха рабочей зоны». 2 2. Тренинг: «Порядок проверки исправности, сроков испытания, использования первичных средств пожаротушения. Отработка эвакуации людей при пожаре, обнаружении заложенного взрывного устройства и поведении, будучи заложником». 2 3. «Кейс-стади» - (ситуация – проблема): Подготовка данных и определение порядка использования инженерных сооружений для защиты работающих и населения в ЧС. 1 4. Тренинг: «Порядок подбора, выдачи и практического использования индивидуальных средств защиты». 1 Самостоятельная работа студентов. 12 Реферат
Доклад (презентация)
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
- Подготовка к практическим занятиям
- Реферат: «Общие санитарно-технические требования к производственным помещениям и рабочим местам».
- Подготовка доклада на темы : «Влияние на организм человека неблагоприятного производственного микроклимата, меры защиты и профилактики. Расчет необходимых средств на приобретение индивидуальных средств защиты работникам предприятия с учетом гарантийного срока их хранения (эксплуатации)». Тема 3.
Обеспечение устойчивости функционирования организации, прогнозирование и оценка последствий. Содержание учебного материала: 9 1. Осуществление мероприятий по защите персонала при угрозе и возникновении ЧС. Единая система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 2 Контроль посещения занятий
2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС. Профилактические меры по снижению уровня опасных факторов ЧС. 2 Практические занятия: 5 «Кейс-стади» (ситуация – оценка, ситуация – иллюстрация)
Тренинг
1. «Кейс-стади» - (ситуация – оценка): «Планирование, подготовка документов и организация эвакуационных мероприятий» 2 2. Тренинг: « Отработка навыков в планировании и организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации ЧС природного и техногенного характера». 1 3. «Кейс-стади» - (ситуация – иллюстрация): «Приборы радиационной и химической разведки». 1 4. Тестирование. 1 тестирование
Самостоятельная работа студентов: 7 Доклад (презентация)
- Подготовка к выполнению тестового задания.
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
- Подготовка к практическим занятиям
- Подготовка доклада на темы : «Основные задачи единой системы предупреждения и ликвидации ЧС. Организационные уровни и подсистемы РСЧС. Мероприятия, проводимые в различных степенях готовности РСЧС. Оценка устойчивости организации. Решение ситуационных задач при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ». Раздел 2.
Основы военной службы и медицинских знаний. 52 Тема 2.1.
Основы обороны государства. Военная доктрина Российской Федерации. Содержание учебного материала: 24 Контроль посещения занятий
1 Цели, задачи и основные мероприятия гражданской обороны. 2 2 Структура вооруженных Сил РФ. Виды и рода войск. 4 3 Организация и порядок призыва граждан на военную службу, поступление в нее на добровольной основе. 2 4 Терроризм как серьезная угроза национальной безопасности России. 2 Практические занятия: 14 Семинар
Коллоквиум
Круглый-столСеминар
Кейс-стадиСеминар
Кейс-стади (ситуация – иллюстрация)
1.Семинар: « Виды и рода Вооруженных Сил РФ, их предназначение и особенности прохождения военной службы». 2 2. Коллоквиум: « Определение правовой основы военной службы в Конституции РФ, федеральных законах «об обороне», «о воинской обязанности и военной службе». 2 3. Круглый стол: «Права и свободы военнослужащего. Льготы предоставляемые военнослужащему». 2 4. Семинар-дискуссия: «Правила приема в военные образовательные учреждения профессионального образования гражданской обороны». 2 5. «Кейс-стади» - (ситуация – иллюстрация): « Ритуал принятия военной присяги». 2 6. Семинар: «Общие и специальные обязанности военнослужащих». 2 7. «Кейс-стади» - (ситуация – иллюстрация): « Обязанности начальника финансовой службы полка». 1 8. Контрольная работа. 1 Контрольная
Самостоятельная работа обучающихся: 10 Доклад (презентация)
- Подготовка к выполнению контрольной работы.
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
- Подготовка к практическим занятиям
- Подготовка доклада на темы : «Основные угрозы национальной безопасности России, основные задачи гражданской обороны. Задачи видов Вооруженных Сил РФ. Порядок первоначальной постановки на воинский учет и задачи граждан по воинскому учету. Служба по контракту (порядок поступления, права, обязанности, льготы). Воинская дисциплина, виды поощрений и наказаний.
Задачи гарнизонной и караульной служб». Тема 2.2.
Основы медицинских знаний. Содержание учебного материала: 15 Контроль посещения занятий
1. Здоровый образ жизни и его составляющие. 2 2. Факторы разрушающие здоровье. 2 3. Охрана труда и производственная безопасность. 1 4. Основы оказания первой медицинской помощи. 4 Практические занятия: 5 Кейс-стади (ситуация – упражнение)
Тренинг
1. «Кейс-стади» - (ситуация – упражнение): «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при кровотечении». 1 2. «Кейс-стади» - (ситуация – упражнение): «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при отравлении аварийно- химически опасными веществами». 1 3. «Кейс-стади» - (ситуация – упражнение): «Отработка навыков оказания первой медицинской помощи при ожогах». 1 4. Тренинг: «Проведение экстренных реанимационных мероприятий». 1 5. Тренинг: «Классификация, оформление и учет несчастных случаев». 1 Самостоятельная работа обучающихся: 3 Доклад (презентация)
- Подготовка к выполнению итоговой контрольной работы.
- Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы
- Подготовка к практическим занятиям
- Подготовка доклада на тему: «Инфекции, передаваемые половым путем». 3 Итоговая контрольная работа. 1 Контрольная
Всего: 115 3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета БЖД и наличия учебной лаборатории безопасности жизнедеятельности и основ безопасности.
Оборудование учебной лаборатории:
Типовое оборудование (столы, стулья, шкафы).
Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Нормативно-правовые документы.
Учебная литература.
Раздаточный материал.
Общевойсковой прибор химической разведки, компас-азимут; дозиметр бытовой (индикатор радиоактивности)
Индивидуальные средства защиты (респираторы Р-2, противогазы ГП-7, ватно-марлевые повязки).
Общевойсковой защитный комплект Л-1, КЗФО.
Противохимический пакет.
Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой медицинской, доврачебной помощи (сумка СМС).
Перевязочные средства (бинты, лейкопластыри, вата медицинская компрессная, косынка медицинская (перевязочная), повязка медицинская большая стерильная, повязка медицинская малая стерильная).
Медицинские предметы расходные.
Жгут кровоостанавливающий.
Индивидуальный перевязочный пакет ИПП.
Носилки санитарные.
Макет простейшего укрытия в разрезе.
Макет убежища в разрезе.
Тренажер для оказания первой помощи.
Учебно-наглядные пособия по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Набор плакатов.
Технические средства обучения:
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Арустамов, Э. А. Безопасность жизнедеятельности: учебник /Э. А. Арустамов, Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко и др. – 9-е изд., стер. – М.: Академия, 2010. – 176 с.
Безопасность жизнедеятельности :учебник /Под ред. Э.Арустамова.-16-е изд.,перераб.и доп. Дашков и К,2012
С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова.— 8-е издание, стереотипное — М.: Высшая школа, 2010. — 616 с. : ил.
Вишняков Я.Д. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях,3-е изд., испр.: учеб. пособие. Академия , 2010.
Горячев, С. Ф. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / С. Ф. Горячев. – Ростов н / Д. : Феникс, 2010. – 576 с.
Латчук, В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для учащихся 10 класса / В. Н. Латчук, В. В. Марков, С. К. Миронов и др. – М. : Дрофа; ДИК, 2010. - 320 с.
Лобачев А. И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов 2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruМарков, В. В. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для учащихся 11 класса / В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов и др. – М. : Дрофа; ДИК, 2015. - 228 с.
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс : учебник для учащихся 10 класса / А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин, В. А. Васнев. – М. : Просвещение, 2015. – 161 с.
Смирнов, А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс : учебник для учащихся 11 класса / А. Т. Смирнов, М. П. Фролов, Е. Н. Литвинов. – М. : ООО Фирма «Издательство АСТ» , 2015. – 320 с.
Ястребов, Г. С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Г. Я. Ястребов; под редакцией Б. В. Карабухина. Изд. 3 –е. – Ростов н / Д : Феникс, 2010. – 397 с.
Дополнительная литература:
Э.А. Арустамов. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов (под ред. Арустамова Э.А.) Изд.12-е, перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2011.- 420 с.
В.А. Акимов. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие / В.А. Акимов, Ю.Л. Воробьев, М.И. Фалеев и др. Издание 4-е, переработанное — М.: Высшая школа, 2010. — 592 с: ил.
В.Н. Башкин. Экологические риски: расчет, управление, страхование: Учебное пособие / В.Н. Башкин. — М.: Высшая школа, 2010. — 360 с: ил
С.В.Белов, В. А. Девисилов, А. Ф. Козьяков. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений/С.В.Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др. Под общ. ред. С.В.Белова.- 6-е издание, стереотипное - М.: Высшая школа, 2011.- 423 с.
Бондаренко В. Л., Грачев В. А., Денисова И. А., Гутенев В. В., Грачев В.А. и др. Безопасность жизнедеятельности: Учебник / под редакцией В.В.Денисова. – 2-е изд. – М.: МарТ, 2011.
Е.В. Глебова. Производственная санитария и гигиена труда: Учебное пособие для вузов / Е.В. Глебова. - 3-е издание, переработанное и дополненное – М: Высшая школа, 2010.– 382с.
Гайсумов А.С., Паничев М.Г., Хроменкова Е.П. Безопасность жизнедеятельности. – М.: Феникс, 2012.
В.А. Девисилов. Охрана труда: учебник / В.А. Девисилов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ФОРУМ, 2010. -496 с.: ил. – (Профессиональное образование).
П.П. Кукин. Анализ оценки рисков производственной деятельности. Учебное пособие / П.П. Кукин, В.Н. Шлыков, Н.Л. Пономарев, Н.И. Сердюк. — М.: Высшая школа, 2011. — 328 с.
П.П. Кукин. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2012.— 317 с.: ил.
П.П. Кукин и др. Основы токсикологии: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, К.Р. Таранцева и др. — М.: Высшая школа, 2010. — 279с: ил.
П.П. Кукин. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П.Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. - Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2010. – 335 с.: ил.
Косолапова Н.В., Прокопенко Н.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.
Крючек Н.А., Смирнов А.Т., Шахраманьян М.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. – Изд. 2-е, стер. – М.: Дрофа, 2014.
Н.Г. Занько. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / Занько Н.Г, Малаян К.Р., Русак О. Н. - 12 издание, пер. и доп. – СПб.: Лань, 2010 . – 672 с.: ил.
Б.С. Мастрюков Опасные ситуации техногенного характера и защита от них. Учебник для вузов / Б.С. Мастрюков.- М.: Академия, 2011. – 320 с.: ил.
Б.С. Мастрюков Безопасность в чрезвычайных ситуациях. – Изд. 6-е, перераб.- М.: Академия, 2011.- 334 с.: ил.
Хван, Т.А. Безопасность жизнедеятельности.- М.: Академия, 2012.- 335с.
Дополнительные источники:
Айзман Р. И. Безопасность жизнедеятельности. Словарь-справочник - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruКрюков Р. В. Безопасность жизнедеятельности. Конспект лекций. Учебное пособие - М.: А- Приор, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruСычев Ю. Н. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие - М.: Финансы и статистика, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruПрактикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Учебное пособие - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2011. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruКаракеян В. И. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов - М.: Высшее образование, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruКаракеян В. И. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов и ссузов - М.: ЮРАЙТ, 2010. «Университетская библиотека» www.biblioclub.ruИнтернет рессурсы
Электронные ресурсы библиотеки университета - электронные версии пособий, методических разработок, указаний и рекомендаций по всем видам учебной работы - http://www.novsu.bibliotech.ru
Нормативная документация по охране труда http://www.tehdoc.ru; http://www.safety.ru
Официальный сайт Министерства транспорта РФ- http://www.mintrans.ru
Официальный сайт Минздравсоцразвития РФ - http://www.minzdravsoc.ru
Официальный сайт МЧС России - http:// www.mchs.gov.ru.
Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://HYPERLINK "http://www.gks.ru/"www.gks.ru/
Научно-практический и учебно-методический журнал БЖД - http://www.novtex.ru
web атлас по БЖД - http://www.sci.aha.ru
Гражданская защита (оборона) на предприятии на сайте для первичного звена сил ГО http://go-oborona.narod.ru.
Культура безопасности жизнедеятельности на сайте по формированию культуры безопасности среди населения РФ http://www.kbzhd.ru.
Портал Академии Гражданской защиты: http://www.amchs.ru/portal.
Портал Правительства России: http://government.ru.
Портал Президента России: http://kremlin.ru4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности
практическая работа, самостоятельная работа обучающегося
эффективно применять средства защиты от негативных воздействий; проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям практическая работа, самостоятельная работа обучающегося
разрабатывать мероприятия по повышению безопасности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов практическая работа, самостоятельная работа обучающегося
планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
практическая работа, самостоятельная работа обучающегося
Знать:
основные техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; практические занятия, тестирование, самостоятельная работа обучающегося
правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; практические занятия, тестирование, самостоятельная работа обучающегося
основы физиологии человека и рациональные условия деятельности; анатомо-физические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов; контрольная работа, практические занятия, тестирование, работа самостоятельная обучающегося
идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; Практические занятия, тестирование, самостоятельная работа обучающегося
средства и методы повышения безопасности и устойчивости технических средств и технологических процессов; Практические занятия, тестирование, самостоятельная работа обучающегося
методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; контрольная работа, практические занятия, тестирование, работа самостоятельная обучающегося
методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий. контрольная работа, практические занятия, тестирование, работа самостоятельная обучающегося
Содержание примерной программы учебной дисциплины полностью соответствует содержанию ФГОС СПО специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис» .
Разработчики: УК «Гимназия-колледж» ДВФУ преподаватель
С.Н. Юринская