Урок по технологии на тему Технологии ведения дома
Тема урока: Нанесение на поверхность раствора вручную
Цель урока: Сформировать знания, умения и навыки учащихся при нанесении на поверхность раствора вручную.
Задачи урока:
Обучающая - сформировать практические знания по технологии нанесения раствора на поверхность.Воспитывающая - воспитание уважения к труду, предмету и своей профессии, бережного отношения к инструменту.
Развивающая - развитие познавательной активности и учебной самостоятельности, познавательной деятельности.
Тип урока: практическое занятие
Оснащение урока:
Сокол, терка, полутерок, ведро, окамелок, кельма, емкость для раствора, вода, песок, цемент.Методы, применяемые на уроке: рассказ, беседа, демонстрация, практическая работа.
План урока
I. Организационный момент – 3-5 мин.
II. Актуализация знаний – 15- 20 мин.
III. Изложение нового материала – 35 мин.
IV. Практическая работа- 60 мин.
V. Подведение итогов урока, выставление оценок – 20 мин.Ход урока
I.Организационный момент:
а) приветствие;
б) проверка состава группы (класса);
в) проверка готовности учащихся;
г) наличие спецодежды;
II.Актуализация знаний. Беседа по вопросам
1. Какие виды работ входят в отделочные работы?
2. Дайте определение зданиям?
3. Перечислите инструменты применяемые для нанесения, разравнивания, отделки штукатурки.
4. Где применяется обычная штукатурка?
5. Техника безопасности при работе с ручным инструментом?
III.Изложение нового материала.
Штукатурка состоит из трех слоев: обрызга, грунта и накрывки.
Обрызг - первый слой штукатурного намета. Толщина его должна быть не менее 5 и не более 9 мм. Раствор сметанообразной консистенции наносят набрасыванием сплошным слоем, без пропусков. Его назначение - заполнить все шероховатости, а у деревянных поверхностей - проникнуть под выходную дрань и зацепиться за нее.
Грунт - второй слой штукатурного намета, наносимый на обрызг после его схватывания или легкого отвердения. Раствор тестообразный. Это основной слой штукатурки. Наносят его в один, два или более слоев, что зависит от требуемой толщины штукатурки. Каждый слой разравнивают, особенно тщательно - последний, на который (как только слегка схватится грунт) будет нанесен тонкий слой накрывки.
Наносят слои набрасыванием или намазыванием. Намазывание выполнить проще, но намазывают только растворы для грунта и накрывки.
Обрызг следует обязательно набрасывать, но здесь нужен навык. Если кирпичная или бетонная поверхность достаточно ровная, на нее можно наносить тонкие слои раствора, втирая его как можно сильнее в различные шероховатости поверхности.
На бетонных поверхностях штукатурка может быть толщиной до 5 мм. На кирпичных ее желательно делать несколько толще, например, 10 мм. Сквозь более тонкую штукатурку будут просвечивать швы кладки. Тонкая штукатурка экономичнее, но она менее теплая и быстрее разрушается.
Толщина штукатурки на деревянных поверхностях, считая от уровня основания (стены, перегородки), должна быть не менее 25 мм.
При большой толщине штукатурки иногда требуется дополнительная подготовка, заключающаяся в набивке гвоздей и оплетении их проволокой.
Набрасывание раствора лопаткой с сокола.
0493395 Для работы необходим штукатурный ящик для приготовления и хранения штукатурных растворов, штукатурная лопатка (а,б) и сокол (в,г). Ящик устанавливают как можно ближе к оштукатуриваемой поверхности.
Из ящика штукатурной лопаткой раствор накладывают на сокол (а). Для этого штукатур берет в левую руку сокол, а в правую штукатурную лопатку, подходит к ящику и становится так, чтобы правая нога была ближе к ящику, а левая отставлена назад. Сокол одним концом кладут на борт ящика, а другой поднимают вверх примерно на 10 см. Если раствор жидкий, то сокол держат почти горизонтально. Сторона сокола, поднятая вверх, опирается на руку, и придает ему устойчивость и рука меньше устает. Лопаткой забирают из ящика порцию раствора и кладут сначала на поднятую сторону сокола, а затем последовательными рядами к нижней стороне. Набрав на сокол требуемое количество раствора, с краев снимают его излишки (б).
С раствором на соколе штукатур подходит к месту работы, берет лопаткой порцию раствора и бросает его на оштукатуриваемую поверхность. Ударяясь о поверхность, раствор заполняет пустоты и шероховатости, уплотняется, образуя слой без пустот и раковин (в,г).
184785430530Оштукатуривая стену, сокол держат слегка наклонно к ней, это не только удобно для работы, но и предохраняет руку от попадания на нее раствора.
Забирают порцию раствора с сокола правым ребром или концом лопатки так,
чтобы лопатка двигалась от края сокола (от себя) к его середине, при этом следят за тем, чтобы раствор не стекал с сокола и не падал на пол.
При выполнении броска лопаткой работает не вся рука, а только кисть. Для этого следует сделать взмах лопаткой и резко ее остановить. Взмах должен быть не очень сильным, так как от резкого толчка раствор сильно разбрызгивается. Резкость взмаха зависит от густоты раствора и необходимой толщины наносимого слоя. Например, когда раствор наносят тонкими бросками, взмах лопатки должен быть резким, раствор как бы развеивается; когда требуются толстые броски, взмах должен быть не сильным.
Нельзя наносить за один раз на стены и потолки толстые слои раствора: они будут сползать, и трескаться при высыхании.
060960Оштукатуривая стены, раствор набрасывают на уровне головы или несколько выше, на уровне пояса и у пола или подмостей.
Оштукатуривая потолки, раствор приходится набрасывать с разных положений: (а) через голову, через плечо, (б) над собой, (в) от себя.
При набрасывании от себя взмах лопатки и броски раствора направляют вперед от штукатура. Когда броски производят над собой, то раствор ложится почти над головой, но взмах лопатки должен быть направлен немного вправо. Если раствор наносят через голову или через плечо, то броски раствора ложатся за спиной штукатура.
При нанесении раствора следует всегда выбирать такое положение, чтобы не бросать раствор в сторону работающего рядом штукатура и не брызгать его раствором.
Многие штукатуры набрасывают на стены раствор лопаткой непосредственно из ящика. При этом применяют легкий передвижной ящик и лопатку увеличенного размера. Техника набрасывания раствора та же, что и при набрасывании лопаткой с сокола.
Работа организуется следующим образом. Если оштукатуриваемая поверхность расположена ниже уровня ящика, то его устанавливают на расстоянии 1 м от стены. Штукатур забирает из него лопаткой порцию раствора и набрасывает на стену. Если раствор набрасывают выше уровня ящика, то его ставят рядом со стеной. Это позволяет сократить лишние движения, а отлетающий от стены раствор падает в ящик. Во время работы ящик периодически передвигают к месту набрасывания раствора.
Набрасывание раствора соколом. Набирают раствор на сокол штукатурной лопаткой, совком или ковшом. Сокол с порцией раствора берут правой рукой и сильным резким взмахом снизу вверх набрасывают на оштукатуриваемую поверхность стены. Раствор расстилается по поверхности широкой полосой. Положение корпуса рабочего при выполнении броска такое же, как и при нанесении раствора, лопаткой с сокола.
Набрасывание раствора ковшом. Ковшом наносят раствор на вертикальные и горизонтальные поверхности, а также на карнизы, наличники, откосы и другие части зданий. Ковшом удобнее наносить известковые, известково-цементные и цементные растворы; известково-гипсовые растворы быстро схватываются, налипают на ковш и утяжеляют его. Ящик для раствора лучше применять передвижной на колесах. Его ставят вблизи от места работы у стен и под местом нанесения раствора на потолках.
Раствор забирают ковшом непосредственно из ящика. Наносят раствор различными бросками в положении слева направо и справа налево.
Хватка ковша при нанесении раствора отличается от хватки лопатки. Во время броска ковш вывертывается и раствор, выплескиваясь, рассеивается о край ковша, покрывая большую площадь поверхности в виде грушеобразного мазка. Чем резче взмах ковша, тем шире и тоньше бросок раствора, и наоборот.
IV. Практическая работа.
1. Организация рабочего места.
2. Правильность выполнения работы, соблюдение техники безопасности.
3. Комплексный контроль.
4. Помощь учащимся в работе.
5. Подведение итогов урока, выставление оценок.
1. Осмотр выполненного задания и его оценка.
2. Подведение итогов рабочего дня.
3. Сообщение итогов урока.
4. Сообщение следующей темы урока.
5. Домашнее задание.
6. Уборка рабочего места.