Программа воспитательной работы «СемьЯ» группы 1 ТПС – 14 пу ГОУ СПО «Новокузнецкий горнотранспортный колледж»


Департамент образования и науки Кемеровской области
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Новокузнецкий горнотранспортный колледж
_____________________________________________________________________________
Программа
воспитательной работы
«СемьЯ»
группы 1 ТПС – 14 пу
ГОУ СПО «Новокузнецкий горнотранспортный колледж»
Классный руководитель Иванова С. В.
ПРИНЯТА
на заседании МО
классных руководителей
Протокол №__________
Новокузнецк, 2014 г.
Содержание
Введение 3 Паспорт программы 5 Общие положения 7 Состояние воспитательной работы 8 Этапы реализации программы 9 Ожидаемые результаты 10 Система программных мероприятий 11 Критерии оценки эффективности программы воспитания 28
Введение
Модернизация российского профессионального образования, введение стандартов третьего поколения, преобразования, происходящие в обществе, потребовали по-новому посмотреть на воспитательную работу. Профессиональное образование сегодня должно готовить выпускников, обладающих высоким уровнем профессионализма и компетентности, стремящихся не только к непрерывному образованию и самообразованию, но и к осознанному саморазвитию и самовоспитанию.
Воспитывающее воздействие образовательного процесса заключается, прежде всего, в его духовной и культурной направленности, формировании гуманистического мировоззрения, в раскрытии связей знаний и умений с жизнью, в приобретении позитивного социального опыта. Качество подготовки выпускника как социально компетентной личности во многом зависит от воспитательной работы, которую ведет классный руководитель. Для создания коллектива из группы ребят недостаточно одного плана работы с фиксацией в нем выполненных пунктов, нужна программа воспитывающей деятельности.
Основные идеи:
Программа «СемьЯ» ориентирована на воспитание профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству, обладающей научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью 
Программа «СемьЯ» ориентирована на признание и принятие семи абсолютных жизненных ценностей: Отечество, Человек, Знания, Труд, Здоровье, Культура. Семья.
Основополагающими принципами программы являются:
Личностно-ориентированный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе: только уважительное отношение между людьми, терпимость к мнению других, доброе и внимательное отношение к окружающим создают психологический комфорт, в котором личность чувствует себя защищенной и нужной.
Дифференцированный подход к воспитанию –отбор содержания, форм и методов воспитательной работы с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
Гражданственность воспитания: соотнесение воспитательной деятельности с интересами общества и государства
Культуросообразность воспитания: опора на национальные традиции народа, его культуру, обычаи.
Социализация воспитания: непрерывность и открытость освоения обучающимися социального опыта, определение своего места социальной среде.
Социализация личности – сложное социальное явление, которое длится в течение всей жизни конкретного человека и которое рассматривается учеными как процесс, и отношение, и способ, и результат личностного развития человека в социуме, общении и деятельности.   Успех социализации обучающегося зависит, прежде всего, от того, насколько развиты нравственные качества и духовная культура личности, поэтому программа разработана с учетом развития общей культуры личности по всем направлениям, которые реализуются не изолированно, а проникают одно в другое, пересекаются и дополняют друг друга. Структура программы «СемьЯ» включает в себя семь направлений воспитательной работы, к ним сформулированы задачи, указаны возможные формы работы. Подробно раскрывается, какие качества это направление поможет сформировать и развить в личности, какие навыки прививает, описан ожидаемый результат.  
Программа предполагает следующие виды деятельности обучающихся: общественно-организаторскую, профессиональную, познавательную, творческую, коммуникативную, игровую, спортивную.
Программа рассчитана на четыре года, возраст обучающихся 15 – 19 лет. С одной стороны, это особая категория молодежи, с характерными чертами возрастной группы, для которой важно активное отношение к действительности, стремление к поиску способов самопознания, самоопределения и самоутверждения в качестве субъекта социальной жизни. С другой стороны, для данного возраста характерна социально-психологическая неустойчивость, проявляющаяся в импульсивности, иллюзорном романтизме, разочарованности и пессимизме, скептицизме и нигилизме, негативном максимализме и волевой дисгармонии, недостаточной социальной ответственности и очевидной неразвитости общественного содержания мотивов активности. Именно поэтому в программе особое внимание уделено формированию социальной активности обучающихся как условию формирования их будущей гражданской и трудовой активности.
Программа воспитывающей деятельности поможет классному руководителю осознать цель и вытекающие из нее задачи воспитательной работы, прогнозировать результаты, своевременно вносить коррективы, определять перспективы и пути дальнейшего формирования воспитательной системы.

Паспорт программы «СемьЯ»
Программа воспитательной работы «СемьЯ»
Программа принята на заседании МО классных руководителей колледжа. Протокол №
Основание для разработки программы Конституция РФ
Федеральный Закон Российской Федерации «Об образовании»
Семейный кодекс Российской Федерации
Международная конвенция о правах и свободах человека
Концепция модернизации российского образования до 2020 года
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Устав ГОУ СПО НГТК
Концепция воспитательной деятельности колледжа на период 2011-2015 гг
Основной разработчик
Классный руководитель группы 1 ТПС-14 пу
Основные участники программы Классный руководитель, студенты группы 1 ТПС-14 пу, родители студентов, преподаватели
Цель программы Создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности, способной к творчеству, обладающей научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью 
Задачи программы способствовать становлению профессионально компетентной личности
способствовать формированию мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся
способствовать формированию социально-культурной компетентности личности
развивать компетенции здоровьесбережения
развивать нравственные, профессионально и социально значимые качества личности
способствовать социализации личности
Сроки реализации программы
2014-2018 г.г.
Ожидаемые результаты реализации программы позитивные тенденции в коллективе, снижение показателей различных негативных проявлений 
развитие самоуправления, усиление его роли в жизни группы 
рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера 
стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований 
усиление взаимодействия с другими группами, библиотекой, музеем и другими структурами колледжа
Модель выпускника колледжа
Профессионально компетентная личность с активной гражданской  позицией, научным  мировоззрением, нравственным поведением, развитым  самосознанием, высококультурная  и способная  к творчеству.
Система организации контроля исполнения программы Контроль исполнения программы осуществляет председатель МО классных руководителей.
Анализ и оценку эффективности исполнения программы, подготовку материалов для выступления на МО классных руководителей проводит классный руководитель.
Источники финансирования Бюджетные средства

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Представленная программа воспитательной работы разработана в соответствии с Конституцией РФ; Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании»; Семейным кодексом Российской Федерации, Международной конвенции о правах и свободах человека; Концепцией модернизации российского образования до 2020 года, Уставом ГОУ СПО НГТК, Концепцией воспитательной деятельности колледжа на период 2011-2015 гг.
Цели и задачи воспитательной работы.
В соответствии с Концепцией воспитания ГОУ СПО НГТК, которая определяет общую стратегию, направления и содержание системы воспитания в колледже, цель воспитательной работы - создание условий для становления профессионально и социально компетентной личности обучающегося, способного к творчеству, обладающего научным мировоззрением, высокой культурой и гражданской ответственностью. Для выполнения поставленной цели в процессе профессионально-личностного становления специалиста особое значение имеют следующие задачи воспитательной работы:
способствовать становлению профессионально компетентной личности: формирование положительного отношения к труду, включая интеллектуальный, развитие потребности в творческом труде в избранной сфере профессиональной деятельности
способствовать формированию мировоззрения и системы ценностных ориентаций обучающихся: воспитание уважения к законам, нормам коллективной жизни, развитие гражданской ответственности как важнейшей черты личности
способствовать формированию социально-культурной компетентности личности: приобщение будущего специалиста к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры
развивать компетенции здоровьесбережения: воспитание ответственного и осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, формирование потребности в здоровом образе жизни
развивать нравственные, профессионально и социально значимые качества личности
способствовать социализации личности, воспитание социально значимой целеустремленности
 

2. СОСТОЯНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Воспитательная работа строится на сотрудничестве классного руководителя, студентов и родителей. Высшим органом самоуправления является собрание группы. В его работе участвуют все студенты группы и классный руководитель, а в случае рассмотрения особо важных вопросов могут привлекаться и родители обучающихся. Собрание избирает:• актив группы, старосту и его заместителя • избирает представителей на общеколледжевскую студенческую конференцию • решает вопросы жизни группы • утверждает общественные поручения • слушает отчеты об их исполнении • решает вопросы поощрения и порицания студентов группы • вырабатывает предложения в адрес Совета колледжа 
В период между собраниями группы органом самоуправления является актив группы, возглавляемый старостой. В него входят руководители секторов студенческого самоуправления.  Староста выбирается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины участников. На основе предложений студентов группы и общеколледжевского плана мероприятий староста, актив группы совместно с классным руководителем готовят план работы, который утверждает собрание группы. Актив формирует микрогруппы (МИГИ) для подготовки и проведения классных мероприятий; контролирует выполнение поручений. 
Распределение общественных поручений происходит на первом собрании группы путем голосования. В системе студенческого самоуправления созданы сектора по направлениям: учебный, культурно-массовый, спортивный, трудовой, сектор правопорядка, редакционная коллегия, - которые формируются по желанию.  Об уровне работы по направлениям свидетельствуют итоги участия студентов группы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, конференциях и других мероприятиях. Структура органов самоуправления гибкая и вариативная. В ней учитываются периодическая отчетность и сменяемость актива, чтобы каждый мог попробовать себя в различных ролях,  что позволяет решать проблему социальной адаптации студентов.
Классный руководитель взаимодействует с родителями: проводит анкетирование, очные и заочные встречи, беседы, родительские собрания.
Задачи:
1. Изучение семей студентов.
2. Педагогическое просвещение родителей.
3. Обеспечение участия родителей в подготовке и проведении КТД.
4. Индивидуальная работа с родителями.
5. Педагогическое руководство деятельностью родительского актива.
6. Участие родителей в организации воспитательно-учебного процесса.
Родительский комитет избирается на родительском собрании прямым открытым голосованием из числа родителей обучающихся в количестве трех человек сроком на один учебный год. Руководит работой родительского комитета его председатель. Функции родительского комитета: - принимает активное участие в решении различных вопросов жизни группы - оказывает классному руководителю помощь в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса - организует и проводит индивидуальную работу с семьями обучающихся.
 
Классный руководитель осуществляет взаимодействие с педагогом-психологом, воспитателями общежития, социальным педагогом, преподавательским составом с целью повышения уровня воспитательной работы в группе.
Методическое обеспечение воспитательного процесса осуществляется из методической литературы, из периодики, информационных порталов Интернета.
Для проведения культурно-массовой работы со студентами используются актовый зал, библиотека, музей колледжа, спортивный зал и спортивная площадка.
Качество организации процесса воспитания оценивается на основе ежегодного анализа воспитательной работы.

Для совершенствования воспитательного процесса необходимо: 
продолжить работу по оказанию организационной и методической помощи активу студенческого самоуправления
продолжить работу по сотрудничеству с родителями и преподавателями
продолжить работу по взаимодействию с руководителями кружков и спортивных секций
изучить и апробировать в воспитательной работе современные инновационные технологии, формы, методы и способы воспитания
Программа ориентирована на развитие системы воспитательной работы, направленной на формирование духовно развитой и физически здоровой личности гражданина и патриота России, способной к высококачественной профессиональной деятельности.

3. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫI этап – подготовительный (2014/2015 гг.)
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и изучение современных инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания. Определение стратегии и тактики деятельности. Разработка плана воспитательной работы согласно программе, реализация направлений, отслеживание результатов, внесение корректив в содержание программы.
II этап – практический (2015/2017 гг.)
Апробация и использование в учебно-воспитательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания обучающихся, социальной и психолого-педагогической поддержки личности подростка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
III этап – обобщающий (2017/2018 гг.)
Обработка и интерпретация данных за 4 года. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы.
4. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
позитивные тенденции в коллективе, снижение показателей различных негативных проявлений 
развитие самоуправления, усиление его роли в жизни группы 
рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера 
стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований 
усиление взаимодействия с другими группами, библиотекой, музеем и другими структурами колледжа
Модель выпускника колледжа
Профессионально компетентная личность с активной гражданской  позицией, научным  мировоззрением, нравственным поведением, развитым  самосознанием, высококультурная  и способная  к творчеству.
Добиться таких результатов помогут различные формы работы с обучающимися:
беседы и лекции
классные часы
совместные с родителями мероприятия
деловые и ролевые игры, викторины, конкурсы
встречи с интересными людьми
занятия-практикумы
тестирование, анкетирование
психологические тренинги
КТД
5. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Срок реализации программы – 4 года, ориентирована она на студентов 1 – 4 курса, включает в себя 7 направлений воспитательной работы. Программа определяет содержание и основные пути совершенствования воспитательной работы. Она представляет собой систему конкретных мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области воспитания обучающихся.
Содержание программы включает перечень мероприятий по всем интегрированным направлениям воспитания.  
Содержание программы «СемьЯ» в логике реализации основных направлений:
«Я - гражданин»
«Я - личность»
«Я - студент»
«Я - грамотный специалист»
«Я - здоровый человек»
«Я и окружающий мир»
«Я и моя семья»
отобрано на основании базовых национальных ценностей: Отечество, Человек, Знания, Труд, Здоровье, Культура, Семья. Каждое направление содержит задачи, виды деятельности и формы работы с обучающимися, планируемые результаты, пути их реализации. 
Направление «Я - гражданин»
Гражданско-патриотическое воспитание - это приоритетное направление воспитательной работы. Оно направлено на формирование ценностно–смысловых компетенций (гражданско–общественной активности):
формирование знаний по проблемам интернационализма и патриотизма, понимание роли национального вопроса в современных условиях;
воспитание чувства осознания себя жителем Кузбасса, гражданином России, проявление духовно здоровой любви к своей отчизне, ее истории, понимания подлинных обязанностей перед обществом и государством.
поддержание в студенческой среде взаимоуважения к разным народам и национальностям, критического отношения к проявлениям шовинизма и национального эгоизма.
Ценности:  любовь к России, своему народу, своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, межэтнический мир.
Воспитательные технологии:  познавательная беседа, туристско-краеведческая деятельность, проблемно-ценностное общение, классный час, музейные уроки, дебаты, социальный проект,  сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, спортивные соревнования, индивидуальные и групповые проекты, благотворительные акции, интеллектуальные игры, посещение театра, КТД.
Воспитание гражданина, патриота предполагает не только активное участие студентов в мероприятиях, но и в гражданских акциях и проектах разного уровня, например, в волонтерском движении, студенческом самоуправлении.
Мероприятие/ формы работы Курс Сроки Ответственные
Беседы и классные часы по знаменательным датам и памятным событиям Кемеровской области и Российской Федерации
Патриотический час «Страницы нашей истории» - музей
Единый классный час "Я-гражданин Отечества", «Мы этой памяти верны» Информационно-правовой час «Что ты знаешь о конституции?» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Обзор новостей ««Новокузнецк-400!», «Люди. События. Факты» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие во встречах с офицерами и солдатами Российской армии 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Классные часы «Родной Новокузнецк», «Кузбасс – жемчужина Сибири», конференции, конкурсы, олимпиады по истории родного края современному социально-экономическому и культурному развитию России 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Экскурсии в музеи г. Новокузнецка, музей колледжа, участие в районном митинге, посвященном Дню Победы 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в Днях призывника, организованных военкоматом 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Просмотр видеофильмов на военно-патриотическую тематику и их обсуждение 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе, посвященном Дню защитника Отечества, 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих круглых столах: «Что значит быть гражданином и патриотом своей Родины?», ««Мы сильны единством»»; «Символы России». 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсах и фестивалях патриотической песни, торжественном концерте ко Дню Победы 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие во встречах с представителями органов власти с целью правового просвещения
Слайд-лекция «Терроризм – опасность сохраняется» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе сочинений патриотической тематики 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано знание о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища
сформировано представление об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга
сформировано ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родному языку, народным традициям, старшему поколению
получен опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; социальной и межкультурной коммуникации
Мониторинг
Методики А.Н.Капустиной и М.И.Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
Направление «Я - грамотный специалист»
Профессионально-личностное воспитание – это основное направление воспитательной работы в колледже. Оно направлено на формирование профессиональных компетентностей:
формирование у студента осознанного отношения к получению знаний, как к основополагающему условию будущей профессиональной деятельности, карьерного роста, качества жизни
воспитание отношения к труду и профессионализму как к высшим нравственным и жизненным ценностям
формирование социальной активности в рамках образовательного процесса как условие формирования будущей трудовой активности
 Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей; бережливость.
Воспитание грамотного специалиста предполагает не только активное участие студентов в мероприятиях, но и участие в исследовательской работе, участие в научно–практических конференциях разного уровня, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства.
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Классные часы, беседы по формированию личностных качеств для эффективной профессиональной деятельности 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Беседы «Почему я выбрал эту профессию?», «Что я знаю о будущей профессии?» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Встречи со специалистами, выпускниками колледжа «Профессии сегодняшнего дня (железнодорожные)» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Экскурсии на предприятия по профилю осваиваемой специальности 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в работе предметных кружков, конкурсе сочинений «Горнотранспортный колледж в моей жизни» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в Областном студенческом смотре-конкурсе презентаций «Моя профессия – мое будущее», конкурсе стенгазет на профессиональную тему. 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в проведение декад цикловых комиссий, выпуске информационных листовок о профессиях 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие студентов в колледжевских, городских, областных, региональных и всероссийских олимпиадах и конференциях  1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Работа с будущими абитуриентами при организации Дня открытых дверей 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Видеоэкскурсии и путешествия.
Ознакомительные видеоэкскурсии на предприятия.
Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
мотивирована к самореализации в социальном творчестве, познавательной,  общественно полезной деятельности
сформировано ценностное отношение к труду и творчеству; ценностное и творческое отношение к учебному труду
сформировано умение творчески и критически работать с информацией: целенаправленный сбор информации, ее структурирование, анализ и обобщение из разных источников
получен опыт сотрудничества, ролевого взаимодействия с людьми разного возраста в учебно-трудовой деятельности
получен опыт трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста; участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности.
Мониторинг
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся)
Направление «Я - личность»
Воспитание духовно-нравственной культуры - это одно из основных направление воспитательной работы. Оно направлено на формирование общекультурной компетентности (позитивных представлений о конфессиональных и межнациональных различиях, о духовно – нравственных основах): формирование нравственности личности как меры усвоения ею общечеловеческих и традиционно национальных гуманистических ценностей
осознание студентами истины добра, справедливости, свободы совести, чести, и воспитанности благородства, честности, порядочности, справедливости и ответственности
развитие социального оптимизма, готовности и способности к социально ответственному поведению и деятельности в обществе
формирование  нравственного самосознания личности (совести);
формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям; укрепление доверия к другим людям
развитие потребности и умений в самопознании и самовоспитании.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; любовь, почитание родителей, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Воспитательные технологии: беседа, классный час, экскурсии, заочные путешествия, театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, уроки этики, встречи с религиозными деятелями, просмотр учебных фильмов, праздники, коллективные игры, акции благотворительности и милосердия, творческие проекты, социальные проекты презентации.
Нравственно–эстетическое воспитание требует своего осмысления и новых форм: развитие диспут - клубов, творческих объединений нравственно – эстетической направленности, взаимодействие с Кузбасской духовной семинарией
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Классные часы, беседы, мероприятия по формированию навыков толерантного общения.
Час общения «Мат не наш формат, или как слово наше отзовется…» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Индивидуальная работа со студентами, беседы о бережном отношении к чувствам и достоинству людей всех национальностей 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в диспутах, дискуссиях на этические темы. Единый классный час "Современная молодежная субкультура" 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Тематические классные часы «Быть на земле человеком», «Духовность и нравственность» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в движении «Дом без одиночества» по оказанию помощи ветеранам войны и труда, одиноким пожилым людям, ветеранам профобразования 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Единый классный час "День народного единства" 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в акции к Международному дню защиты детей; в акции «Ветераны живут рядом»; конкурсах листовок, плакатов, рисунков на тему «Толерантность в гражданском обществе». 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано представление о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; уважительное отношение к традиционным религиям
сформировано уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; к традициям своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение  к ним
сформировано умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга, установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанной на взаимопомощи и взаимной поддержки
получен опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами
Мониторинг
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
4. Направление «Я - студент»
Нравственно - эстетическое воспитание и интеллектуальное воспитание - это основные направления воспитательной работы. Они направлены на формирование общекультурной компетентности и на формирование профессиональных компетентностей:
формирование положительного отношения к учебе, развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие личности, развитие трудовых навыков и умений, творческих способностей
формирование навыков самостоятельной деятельности студентов
формирование у студента осознанного отношения к получению знаний, как к основополагающему условию будущей профессиональной деятельности, карьерного роста, качества жизни
формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности
Ценности: трудолюбие, творчество, познание, истина, созидание, целеустремленность, настойчивость в достижении целей.
Воспитательные технологии: беседы, встречи с интересными людьми, сюжетно-ролевые игры, праздники труда, ярмарки, конкурсы, работа творческих мастерских, проект «Чистый двор», трудовые акции, День открытых дверей, проектная деятельность, социальное творчество.
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Ознакомление студентов и
их родителей с правилами
внутреннего распорядка 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Конкурс презентаций «Мир профессий». 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
День знаний - Единые классные часы 1 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в мероприятиях, посвященных Международному дню студента 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Экскурсии в музей истории
колледжа, по городу 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Отчетно-выборная конференция студентов 1 ежегодно Классный руководитель, актив
Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность): 
участие в разнообразных видах труда (уборка помещений и территории (акция «Чистота вокруг нас»); оформление кабинета, акция «Мастерская Деда Мороза»; оформление кабинета к Новому году 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Приобщение студентов к художественному творчеству, вовлечение их в работу кружков художественной самодеятельности. Участие в конкурсе колледжа "Студенческая весна" 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Тематические классные часы, проведение интеллектуальных игр, конкурсов. Конкурс «А ну-ка, парни!» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Создание банка творческих данных среди студентов 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Посещение концертов, выставочных залов, экскурсии в музеи, просмотр кинофильмов  1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Заочные встречи с деятелями культуры и искусства «Поэтическая гостиная», «Строки опаленные войной» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в различных студенческих мероприятиях и конкурсах, праздничной программе «День российского студенчества» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в смотрах-конкурсах настенных газет, конкурсе на лучшее новогоднее оформление аудиторий 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в концертах, конкурсно-развлекательных программах, вечерах отдыха, конкурсе «Новая волна», «Новогодний маскарад» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в празднике «Учитель – великое слово» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано положительное отношение к учебе, умение творчески и критически работать с информацией
сформировано осознанное отношение к получению знаний, как к основополагающему условию будущей профессиональной деятельности, карьерного роста, качества жизни
получен опыт самостоятельной активной деятельности.
«Я здоровый человек»
Воспитание физически здоровой личности - это одно из основных направление воспитательной работы. Оно направлено на формирование общекультурной компетентности:
формирование ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей
формирование знаний о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека
формирование морально-волевых качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, вовлечение студенческой молодежи в массовую спортивную работу
формирование потребности в здоровом образе жизни
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье всех членов семьи), активный здоровый образ жизни, здоровье нравственное и психологическое.
Физическое и духовное здоровье личности в настоящее время влияет не только на качество жизни отдельного человека, но и на сохранение суверенитета государства. Вовлечение студентов в физкультурно-оздоровительную массовую работу во многом будет способствовать сохранности здоровья будущих специалистов, их работоспособности и результативности.
Воспитательные технологии: беседа, просмотр учебных фильмов, спортивные секции, подвижные игры, спортивные соревнования, акции, смотр знаний, встречи в социуме, социальные практики, День здоровья, конкурсы, мониторинг состояния здоровья, игровые и тренинговые программы
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Участие в спортивном празднике Всекузбасский День здоровья, в Дне здоровья в колледже
Участие в Спартакиаде колледжа по различным видам спорта 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в акции «Безопасный перекресток» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих конкурсах, круглых столах по профилактике употребления наркотиков: "У меня нет времени на наркотики";
в конкурсе на лучший вариант наглядной антинаркотической агитации ««На краю пропасти».
в конкурсе плакатов «Весна без наркотиков»; в конкурсе агитбригад "Скажи здоровой жизни «Да!» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих конкурсах, круглых столах по профилактике злоупотребления алкоголем: в конкурсе на лучший плакат «Молодежь без пива»; слоган (девиз), логотип на антиалкогольную тему «Алкоголь лишает тебя свободы» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих конкурсах, круглых столах по профилактике злоупотребления табаком:
участие в акции, посвященной Международному дню отказа от курения «Смени сигарету на конфету», акции «День без курения»;
«Колледж – территория, свободная от табачного дыма»;
выставке рисунков «Курить – здоровью вредить»;
конкурсе творческих работ «Я не курю, и это здорово». 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих конкурсах, круглых столах по формированию здорового образа жизни 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в студенческих конкурсах, круглых столах по профилактике ВИЧ-инфекций: «Я выбираю жизнь!»; «Здоровым быть модно!», участие в акции «Мы против СПИДа» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Информационно-профилакти
ческая работа по проблеме
злоупотребления ПАВ,
правонарушений: встречи с наркологом, инспектором ОПДН; участие в акции «Россия без наркотиков». Участие в просмотре и обсуждении содержания видеофильмов по безопасности жизнедеятельности.
Влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти») Участие в массовых мероприятиях «День памяти жертв ДТП», «День защиты детей». Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей
сформировано представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека
сформировано представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
сформировано отношение к своему здоровью, как основному фактору успеха на последующих этапах жизни в современном гражданском обществе
получен опыт здоровьесберегающей деятельности
 
Мониторинг
Критерии показателей здоровья обучающихся.
Анкета для родителей обучающихся.
«Я и окружающий мир»
Воспитание гуманности и ценностного отношения к прекрасному - это одно из основных направлений воспитательной работы. Оно направлено на формирование социально-культурной компетентности личности:
формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, любви и уважения к ценностям отечественной культуры; представлений об эстетических идеалах и ценностях
формирование понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства ; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям
формирование осознания роли и активности человека в преобразовании окружающей действительности; воспитание ценностного отношение к природе и всем формам жизни
формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, художественное творчество, жизнь, родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитательные технологии: экскурсии, посещение театров, музеев, выставок, посещение конкурсов и фестивалей народной музыки, проведение выставок, конкурсы, участие в художественном оформлении помещений, акции, КТД беседа, экскурсии, прогулки, походы в лес, волонтерская деятельность, акции, проектная деятельность.
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Единый классный час" 100 добрых дел - не предел" 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Диспут «Человек среди людей» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Игра «Я+ТЫ= МЫ»
1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Фотовыставка «Моя группа»
1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Конкурс «Мои друзья со мной» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Экскурсия Конкурс на лучший отзыв об экскурсии 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в акции к дню пожилого человека, акции «У добра не бывает каникул», акции Весенняя Неделя Добра 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
 Участие в мероприятиях, посвященных Дню славянской письменности;
концерте, посвященном Дню независимости России. 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в коллективных проектах, Брей ринге, Ток-шоу, КВН 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе фотографий «Удивительное рядом» (фотографическая фиксация ближних окрестностей, видов, представляющие особую эстетическую ценность) 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Исследование творчества поэтов-лириков, писателей, художников-пейзажистов и анималистов, раскрывающих общность мира природы и мира человека 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано положительное отношение к нормам коллективной жизни, гражданской и социальной ответственности за самого себя и окружающих людей
сформировано представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры
сформировано представление о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики
получен опыт ответственного поведения в процессе учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности обучающихся; добровольного выполнения обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива; коммуникативной культуры
получен опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе
получен опыт участия в природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах; участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада жизни
получен опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, сформированы потребность и умение выражать себя в доступных видах творчества
Мониторинг
Методики А.Н. Капустиной и М.И. Шиловой (изучение уровня воспитанности обучающихся).
«Я и моя семья»
Воспитание семьянина и ценностного отношения к семье - это одно из основных направлений воспитательной работы. Оно направлено на формирование социально-культурной компетентности личности:
формирование гражданского отношения к семье как к основе российского общества, осознание важности семьи в жизни
формирование у обучающегося  уважительного  отношения к семейным традициям, воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине
формирование у обучающегося  уважительного  отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, обычаям своего народа
Ценности: семейные традиции, воспитание, любовь к родителям, гордость за семью, гражданский долг, семейные истории, связь поколений, совместное творчество детей и родителей, обязанности в семье, семьянин, родители, родственники, основные социальные роли, семейные трудности.
С целью подготовки к будущей семейной жизни организовать консультации или лектории с участием психолога и врача.
Мероприятие Курс Сроки Ответственные
Участие во встречах с родителями «Семья как основа общества»
1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе творческих работ «Что значит слово семья для меня».     1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе творческих работ «Сердце матери» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе семей "Семья вся вместе-душа на месте" 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в конкурсе чтецов «Всесильна материнская любовь» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Единый классный час - "Что такое толерантность", «Семья – ключ к счастью», «Мой счастливый день с семьей» 1-4 ежегодно Классный руководитель, актив
Участие в заочных семейных конкурсах и викторинах. Планируемые результаты: личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, овладевшая следующими компетенциями:
сформировано уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; бережное отношение  к ним
сформировано умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи
сформировано уважительное отношение к обычаям своего народа, традициям своей семьи и образовательного учреждения
приобретен опыт участия в волонтерском движении, оказании помощи престарелым и инвалидам
приобретен опыт участия в социально-значимых и гражданских проектах
Условия реализации программы «СемьЯ»:
Кабинет
Сотрудничество с учителями-предметниками, педагогом-психологом, воспитателями общежития, социальным педагогом
Сотрудничество с родителями
Методическая литература
Самообразование
Ожидаемый результат реализации программы
позитивные тенденции в коллективе, снижение показателей различных негативных проявлений 
развитие самоуправления, усиление его роли в жизни группы 
рост числа участников олимпиад, конкурсов, соревнований интеллектуального характера
стабильная динамика укрепления здоровья, рост числа участников спортивных секций, соревнований 
усиление взаимодействия с другими группами, библиотекой, музеем и другими структурами колледжа 
модель выпускника колледжа: профессионально компетентная личность с активной гражданской  позицией, научным  мировоззрением, нравственным поведением, развитым  самосознанием, высококультурная  и способная  к творчеству
Приложения к программе:
План воспитательной работы на год
Анализ работы за текущий период
Корректировка программы воспитательной работы

Критерии оценки эффективности программы воспитания
Критерии Показатели Инструментарий
Уровень мотивации
обучающихся
  Вовлеченность обучающихся в подготовку и проведение мероприятий. Количество мероприятий.
Уровень познавательных мотивов. Расширение социального партнерства: организация и проведение новых встреч Статистические отчеты.
Анкетирование.
Отсутствие асоциального поведения.
Вовлеченность
обучающихся
в олимпиадное движение
  Количество обучающихся, вовлеченных в олимпиадное движение. Количество
победителей олимпиад разного уровня. Дипломы, сертификаты.
Статистические отчеты.
Вовлеченность
обучающихся
в конкурсы, в том числе по выбранной профессии  Количество вовлеченных обучающихся в различные конкурсы. Количество
победителей этих конкурсов.
Статистические отчеты.
Дипломы, сертификаты.
 
Вовлеченность
обучающихся
в интеллектуальные игры
  Количество обучающихся, вовлеченных в интеллектуальные игры, количество обучающихся, выступающих за колледж. Количество побед в интеллектуальных играх. Статистические отчеты.
Дипломы, сертификаты.
 
Вовлеченность
обучающихся
в исследовательскую и проектную
деятельность, в том числе по выбранной профессии  Количество обучающихся, вовлеченных в исследовательскую и проектную деятельность.
Статистические отчеты.
Дипломы, сертификаты.
 
Вовлеченность
обучающихся
в спортивные мероприятия Количество обучающихся, вовлеченных в спортивные мероприятия
Статистические отчеты.
Дипломы, сертификаты.
Характеристика 3-х уровней воспитанности обучающихся, (по Н.Е.Щурковой).
Примитивно-поведенческий уровень: обучающиеся соблюдают элементарные нормы поведения и общения, дисциплины, этикета, учебные и трудовые обязанности, правовые нормы, не посягают на общественное и личное имущество и т.д.
Эмоциональный: уровень отражает формирование нравственных отношений как эмоционального сопереживания людям, обществу, отдельному человеку. Радуются успехам страны и товарищей, умеют идентифицировать себя с другим человеком, сочувствуют ему, положительно переживают трудовой процесс, его результативность.
Уровень нравственно-мотивированного поведения – способность избирать поведение соответственно интересам других людей, устанавливая верные соотношения интересов своего «Я» и «другого человека». Этот уровень определяется в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях.
Анализируя полученные данные, посмотреть:
- Сколько обучающихся (в %) на примитивно-поведенческом уровне (других уровнях), какие воспитательные задачи стоят перед классным руководителем? - На каком уровне воспитанности находится коллектив?
- Что является высшей ценностью в данном коллективе?

Примерная рабочая таблица определения уровня воспитанности
Направления Отношение к ценностям
Уровень отношений
Примитивно-поведенческий (соблюдают элементарные нормы поведения и общения) Эмоциональный (сформировано нравственное отношение к ценностям) Мотивированно-поведенческий (в конкретных действиях, практических делах и повседневных, жизненных ситуациях способен избирать поведение соответственно нравственным ценностям)
«Я - здоровый человек»
К здоровью Усвоили элементарные нормы ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей Способны относиться к своему здоровью как основному фактору успеха в жизни
Поведение, построенное на убеждении важности здоровьесбережения
Ф. И. обучающихся «Я и моя семья»
К человеку Усвоили элементарные нормы поведения, этикет
Способны к сопереживанию
Поведение, построенное на убеждении важности значения семейных ценностей
Ф. И. обучающихся «Я - грамотный специалист»
К труду Выполняют трудовые обязанности
Трудолюбивы
Участвуют в общественно-полезной работе
Ф. И. обучающихся «Я - студент»
К знаниям Выполняют учебные обязанности
Проявляется познавательный интерес к знаниям, книгам
Поведение, построенное на ответственном отношении к самообразованию
Ф. И. обучающихся «Я и окружающий мир»
К
прекрасному Замечают прекрасное
Стремление к общению с прекрасным
Самостоятельное общение с прекрасным
Ф. И. обучающихся «Я - личность»
К себе Не позволяют себя обижать
Оценивают свои достоинства
Культивируют свои достоинства, самовоспитание
Ф. И. обучающихся «Я - гражданин».
К обществу
Отсутствие правонарушения
Интерес, переживают успехи, неудачи, сочувствуют
Общественно активны, инициативны
Ф. И. обучающихся