Статья «Технология проблемного обучения в формировании учебной мотивации младших школьников»
Когда дети осуществляют творческую деятельность (а значит, развивают творческие способности), активно отстаивают собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу? Такими технологиями являются: технология продуктивного чтения и технология проблемного обучения.
Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа:
постановка проблемы,
поиск решения проблемы,
описание решения,
реализация проблемы.
Остановимся на первом этапе процесса открытия нового знания этапе постановки проблемы. Любое научное творчество начинается с возникновения проблемной ситуации, т. е. со столкновения с противоречием. При этом исследователь испытывает острое чувство удивления или затруднения, которое буквально заставляет его выполнить вполне конкретную мыслительную работу: осознать противоречие и сформулировать вопрос. Именно от этапа постановки проблемы зависят весь дальнейший ход урока открытия нового знания и возникновение у учеников желания усвоить это новое знание. Для включения обучающихся в активную деятельность учителю необходимо использовать приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания. Проблемная ситуация действительно обозначилась, если у ребят появился эмоциональный отклик. Он возникает в определенный момент урока при столкновении с вполне конкретным противоречием. По реакции детей все проблемные ситуации можно разделить на два типа: возникшие «с удивлением» и возникшие «с затруднением».
Перечень приемов создания проблемных ситуаций представлен в таблице. Приемы создания проблемных ситуаций
Тип противоречия
Приемы создания проблемной ситуации
I. Проблемные ситуации, возникшие с «удивлением”
Между двумя (или более) положениями
Прием 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения. Прием 2. Столкнуть разные мнения учеников с помощью вопроса или практического задания
Между житейским представлением обучающихся и научным фактом
Прием 3.
Шаг 1. Обнажить житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания «на ошибку».
Шаг 2. Предъявить научный факт посредством сообщения, эксперимента или наглядности
II. Проблемные ситуации, возникшие «с затруднением
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя
Прием 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Прием 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. Прием 6.
Шаг 1. Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено
Проблемная ситуация – центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная активность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию подлинного продуктивного мышления детей, их творческих способностей.
Чтобы учителю создать проблемную ситуацию на уроке, нужно учащегося поставить перед необходимостью выполнения такого задания, где особое место будет занимать неизвестное. (Например: Урок «Русского языка». Тема «Ударение». На доске записаны слова: пропасть, замок, свёкла, кружки, стрелки, белки, хлопок, мука, плачу, полки. Учитель просит в один столбик записать слова, где ударение падает на первый слог. Во второй – ударение падает на второй слог. Учащиеся зачитывают свои ответы. Ребята понимают, что вариантов много и теряются в своих догадках. Учитель предлагает обратиться к словарю. Ребята приходят к выводу, что ударение может изменить смысл слова и любой из вариантов детей был правильным).
Проблемные ситуации можно подразделять по: области научных знаний (литературное чтение и окружающий мир, уроки рисования и художественного труда, окружающий мир и рисование) или учебной дисциплине (русский язык, математика); направленности на поиск недостающего нового; уровню проблемности; типу и характеру противоречий.
Нужно отметить, что самая сильная мотивация мышления на уроках формируется именно в проблемной ситуации. В результате у ребёнка возникает желание (мотив) узнать, выяснить, понять действительные причины тех трудностей, на которые он неожиданно натолкнулся. В своей работе использую проблемные ситуации, в которых: усваиваемым неизвестным является цель (предмет действия). Например: Урок «Окружающий мир». Как объяснить, что у грызунов, которые всю жизнь что – то грызут, зубы не уменьшаются и не тупятся на протяжении всей жизни? (ответ: зубы грызунов растут всю жизнь); усваиваемое неизвестное составляет способ действия. Например: Урок русского языка. На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. Не основе словообразовательного анализа дети приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах). Проблемные ситуации такого типа можно использовать при усвоении многих предметов, предполагающих формирование у учащихся достаточно сложных способов выполнения тех или иных действий (языковых, математических операций, многих практических умений и двигательных навыков); неизвестным являются новые условия действий. Например: Урок «Окружающий мир». При изучении условий произрастания растений учитель предлагает детям провести эксперимент: сравнить сроки появления всходов и их характеристики при трех разных условиях – семена предварительно замачиваются; семена замачиваются в питательном растворе, семена высевают сухими. Учитель предлагает выдвинуть предположения о том, при каком условии растении будет развиваться лучше, записать данные. По ходу опыта проводятся обсуждения, какая гипотеза оказалась верной, какие есть доказательства этого. Чаще всего в начальной школе используются проблемные ситуации теоретические при усвоении новых знаний и практические, если неизвестным является способ выполнения действия.
Проблемные ситуации помогают раскрыть дидактический смысл применения их в учебном процессе: систематическое использование проблемных ситуаций на уроке заставляет учителя предусматривать противоречия, которые могут возникнуть в сознании учащихся; для того чтобы проблемная ситуация возникла, необходимо найти противоречия, которые побуждают у учащихся интерес и приводит в движение прежние знания; именно в проблемной ситуации происходит осознание противоречия, преднамеренно поставленными учителем.
Прежде чем запланировать проблемное изучение определённой темы, необходимо учителю установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер. Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе. Учитель должен совместно с детьми в ходе бесед выработать основные положения самоорганизации мыслительного процесса, хода решения задачи и записывать их в виде таблиц, памяток, алгоритмов и т. п.
В зависимости от выявленного уровня внутренних условий мышления учащихся разрабатывается соответствующая система конкретных заданий и рассчитанных на то, чтобы обнаружить противоречия на пути движения школьников от незнания к знанию и тем самым создать проблемные ситуации. На основании анализа главной проблемной ситуации формулируется основная проблема. В формулировке этой проблемы и заключается одна из основных трудностей проблемного обучения. Учет особенностей учебного предмета при создании проблемных ситуаций обеспечивает более глубокое проникновение в сущность явлений, а также дает возможность познакомить школьников с методами изучаемой науки.
Учащиеся на уроках усваивают более обобщенные знания при поиске неизвестного в проблемной ситуации потому, что столкновение с трудностью при выполнении конкретного задания, предложенного учителем, пробуждает интерес, желание найти ответ. Учащиеся оказываются перед необходимостью открыть то общее отношение, свойство, способ, которое поможет им выполнить это конкретное задание. (Пример: Урок «Математики». Тема «Умножение многозначного числа на многозначное число, оканчивающееся нулём». Учитель предлагает трём учащимся у доски записать пример и решить его. 345.673*2.800. У ребят получаются разные ответы. Учащиеся выясняют, почему так получилось. Учитель называет свой ответ. Ребята вспоминают алгоритм и записывают его каждый шаг на доске, одновременно решая пример, и находят ошибку с помощью учителя, то есть особенность в записи примера такого характера. Например: Урок «Окружающий мир». Тема «Полезные ископаемые». Ребятам предлагается вспомнить, какими полезными ископаемыми богат наш округ, наша страна. Далее учитель показывает, какими значками на картах изображаются наиболее известные детям полезные ископаемые. Затем учитель просит обратить внимание на доску, где изображены какие – то значки и просит пояснить что это. Варианты ответов учащихся могут быть разными. Ребятам предлагается подойти к доске, где висит карта полезных ископаемых и ответить на вопрос с её помощью. Учитель грамотно подводит детей к тому, что у них возникает желание сделать сообщение о неизвестном ребятам полезном ископаемом. Сам факт столкновения с трудностью, невозможность выполнить предложенное задание с помощью имеющихся знаний и способов действия рождает потребность в новом знании. Эта потребность и является основным условием возникновения проблемной ситуации, одним их главных её компонентов.
Из проблемной ситуации может быть 4 выхода: учитель сам ставит и решает проблему. (Пример: Урок «Математики» 2 класс. Учитель знакомит учащихся с получением долей и их обозначением); учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения (Пример: Урок «Русского языка». Тема «Перенос слов». 2 класс. Учитель говорит о том, что мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова и зачем их переносят. Дети выдвигают разные предположения. Идеи детей и учителя записываются на доску. Все вместе приходят к выводу, чтобы правильно перенести слово, нужно уметь правильно его разделить на слоги); учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и помощью учителя (Например: Урок «Математики». «Понятие о равенствах и неравенствах». Учитель просит ребят списать в один столбик математические высказывания со знаком =, а в другой – математические выражения со знаком < , >. Учитель просит ребят дать математическим высказываниям каждого столбика свои названия); учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают её без помощи учителя (но, как правило, под его руководством). Пример: Урок «Математики». Тема «Умножение двузначного числа на трёхзначное». Учащиеся уже умеют умножать двузначное число на двузначное, поэтому умножение на трёхзначное число у ребят не составит проблем. Учитель только, дополняет алгоритм умножения двузначного числа на трехзначное число.
Учителю, в основе проблемных ситуаций, нужно помнить принцип несоответствия или противоречия в структуре уже имеющихся знаний, умений и навыков. Несоответствие, доходящее иногда до противоречия, возникает между старым, уже усвоенными знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения данных задач. Пример: девочка записала по диктовку – к 2 прибавить 6 и помножить на 4 так: 2+6*4=26; а мальчик записал так: 2+6*4=32. Найди ошибку в записях; между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня. Пример: Урок «русского языка». Учитель говорит: «У дороги дуб. Какое последнее слово? Какие звуки по порядку мы слышим, произнося это слово? [Д] [у][п] Посмотрите, как пишется это слово. Сравните со звуковым составом слова»; между научными знаниями и до научными, практическими, житейскими. Пример: Урок «Окружающий мир». Учитель просит нарисовать на альбомном листе ручку, резинку, грушу, пенал. Затем даёт задание нарисовать дом или машину в натуральную величину. Ученики понимают, что это невозможно. Под руководством учителя, они приходят к выводу, что нужно использовать масштаб.
Проблемная ситуация может возникнуть на уроках тогда, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Пример: Почему в нашей стране люди отмечают новый год и старый год? Почему многие сказки начинаются со слов «Жили – были» или «В одном царстве, в одном государстве»? Отважных, смелых воинов в средние века, которые носили тяжёлые доспехи, называли рыцарями и в наше время человека могут назвать рыцарем. Кто он, рыцарь наших дней? Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью не только опыта, но и рассказа об интересном факте, опыте. Проблемную ситуацию учитель может создать, побуждая учащихся к сравнению, сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных. При создании проблемных ситуаций, учителю очень важно не стремиться исправить ошибку учащегося немедленно. Это только даёт возможность появления у учащихся робости, страха ошибиться, сковывает инициативу ученика в постановке и решении им интеллектуальных проблем.
Учебный процесс может побуждать или не побуждать школьников к активному учению. В процессе восприятия учащимися нового учебного материала нужно уделять внимание подготовке детей к активному восприятию новых знаний, которая должна заключаться в том, чтобы вызвать движущие силы учеников. Эту роль выполняет проблемная ситуация. Одно из главных условий в работе учителя, осознанное восприятие нового материала учащимися. Это зависит от логики объяснения материала учителем. Важнейшим признаком правильной логики объяснения нового материала учащимся является то, что каждое новое понятие, закон, правило оформляется в сознании учащегося как ответ на возникший у них или поставленный учителем вопрос и как необходимое логическое построение. Правильная логика объяснения нового материала способствует тому, что одна ситуация переходит в другую естественным путём.
Процесс мышления начинается с анализа проблемной ситуации. В результате её анализа возникает, формулируется задача. Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации, осознание сущности затруднения и постановки проблемы, нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы, проверка правильности решения проблем.
Учитель должен помнить, что при столкновении с трудностью у учащихся может и не возникнуть познавательная потребность, если задание, которое должно выявить затруднение у детей, даётся без учета их возможностей (интеллектуальных). Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью уже имеющихся знаний и способов действия, учащиеся не могли его выполнить, однако этих знаний было бы достаточно для самостоятельного анализа (понимания).
Учитель должен уметь создавать на уроках последовательную систему проблемных ситуаций, которая является необходимым условием развития мышления.
Учитель должен знать, что в структуру проблемной ситуации входят следующие три компонента: неизвестное, познавательная потребность и интеллектуальные возможности человека.