РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физическая культура для студентов 2 курса по профессии 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Учебное заведение среднего профессионального образования
Донецкий электрометаллургический техникум
СОГЛАСОВАНОУТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР Директор ДЭМТ
___________Р.Н.Михненко ___________ И.А.КараванПодписьПодпись«____»____________2015 г.«____»____________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Физическая культура
индекс. наименование дисциплины
для студентов 2 курса
по профессии 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
2015
Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 13.02.02 «Теплоснабжение и теплотехническое оборудование» утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от ______ 2015 г. № ____.
Организация-разработчик: ДЭМТ Донецкий электрометаллургический техникум
Разработчик: Задорожный Н.Ф., преподаватель высшей категории дисциплин: физическое воспитание и физическая культура
Рецензенты:
Лунев А.Г., председатель республиканского методического объединения преподавателей физкультуры.
Билых С.И., кандидат педагогических наук, профессор, заведующий кафедры физвоспитания и спорта Донецкого национального университета.
Одобрена и рекомендована
с целью практического применения
цикловой комиссией дисциплин: физическое воспитание и физическая культура
протокол № ___ от «___»_________2015 г.
Председатель ЦК__________ А.П.СоколоваРабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания ЦК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год
Протокол № ____ заседания МК от «____» _____________20___г.
В программу внесены дополнения и изменения
(см. Приложение ____, стр.____)
Председатель ЦК _______________________
Пояснительная записка
Дисциплина «Физическая культура» входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам, направлена на укрепление здоровья, повышение физического потенциала работоспособности обучающихся, на формирование у них жизненных, социальных и профессиональных мотиваций.
Цели дисциплины: формирование у студентов устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, развитие физических качеств и способностей, овладение системой профессионально и жизненно значимых практических умений и навыков.
Задачи дисциплины: формирование системы знаний по физической культуре и здоровому образу жизни, приобретение фонда двигательных умений и навыков самостоятельно заниматься физическими упражнениями в течение жизни, обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности.
Место дисциплины в структуре СПО: программа учебной дисциплины «Физическая культура» предназначена для организации занятий по физической культуре в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Основу программы составляет содержание, определенное государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессиям и специальностям для профессиональных образовательных организаций. Программа адаптирована к программе для общеобразовательных организаций «Программы основного общего образования «Физическая культура. 1-11 классы» (рекомендована Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, приказ № 408 от 18.08.2015г.).
Программа содержит теоретическую и практическую части. Теоретический материал имеет валеологическую и профессиональную направленность. Его освоение обеспечивает формирование мировоззренческой системы научно-практических основ физической культуры, осознание обучающимися значения здорового образа жизни и двигательной активности в профессиональном росте и адаптации к изменяющемуся рынку труда.
Практическая часть предусматривает организацию учебно-методических и учебно-тренировочных занятий, которые содействуют развитию физических качеств, повышению уровня функциональных и двигательных способностей организма, укреплению здоровья обучающихся, а также предупреждению и профилактике профессиональных заболеваний. Важнейшим требованием проведения современного урока по физической культуре является обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Ежегодно, на основании медицинских справок о состоянии здоровья, выданных учреждениями здравоохранения, приказом руководителя образовательной организации учащиеся делятся на подгруппы: основная, подготовительная, специальная. Учащиеся, не прошедшие медицинское обследование, к физическим нагрузкам не допускаются.
Учебные занятия являются обязательными для посещения обучающимися, поэтому студенты, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ), а также временно освобожденные от учебных занятий по учебной дисциплине «Физическая культура», обязаны присутствовать на уроках, и могут быть привлечены преподавателем к тем видам учебной деятельности, которые не противопоказаны им.
Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК): способность к сотрудничеству, решение жизненных проблем, взаимопонимания, социальной активности, формирование физической культуры личности, основ здорового образа жизни; формирование общественных и личностных представлений о престижности высокого уровня здоровья и физической подготовленности, способности к труду, проявления творчества в применении двигательных действий в различных по сложности условиях, адаптивности; способность к оперированию знаниями о закономерностях двигательной активности, знаниями по истории физкультуры и спорта, расширение двигательного опыта с целью развития физических качеств и способностей в соответствии с возрастными особенностями.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 83 академических часа.
Знания о физической культуре получаются непосредственно на практических занятиях по ходу выполнения упражнений, тактических и технических действий.
Оценка успеваемости складывается главным образом из качественных критериев оценки уровня достижений учащегося, к которым относятся:
- качество овладения программным материалом, включающим теоретические и методические знания;
- личные достижения студента при выполнении контрольных нормативов в течение учебного года;
- степень активности студента на занятиях;
- привлечение студента к занятиям физической культурой во внеурочное время;
- участие в спортивных соревнованиях всех уровней.
Итоговый контроль осуществляется в форме дифференцированного зачета.
В основе программы дисциплины лежат следующие нормативные документы:
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании» от 25.06.2015 года.
Закон Донецкой Народной Республики «О физической культуре и спорте» (постановление Народного Совета Донецкой Народной Республики от 24 апреля 2015 года № I-143П-НС).
Приказ МОН ДНР № 328 от 20.07.2015 г «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования».
Примерная программа «Физическая культура» для профессий и специальностей среднего профессионального образования (рекомендована Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, приказ № 408 от 18.08.2015г.).
Учебный план ДЭМТ.
1.Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Физическая культура
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура», предназначена для организации занятий по физической культуре в образовательных организациях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: согласно государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по профессии (специальности) учебная дисциплина осваивается как базовый учебный предмет и входит в отдельный раздел «физическая культура».
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Физическая культура» обучающийся должен:
знать:
- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни;
- способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; - правила и способы планирования системы индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности;
уметь:
- выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;
- выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации;
- проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями;
- преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
- выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
- осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой;
- выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
- подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах ДНР;
- организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха, участия в массовых спортивных соревнованиях;
- активной творческой деятельности, выбора и формирования здорового образа жизни.
Требования к результатам обучения специальной медицинской группы:
- уметь определить уровень собственного здоровья по тестам;
- уметь составить и провести с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики;
- овладеть элементами техники движений релаксационных, беговых, прыжковых, в плавании;
- уметь составить комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственного и физического утомления;
- уметь применять на практике приемы массажа и самомассажа;
- овладеть техникой спортивных игр;
- овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений, для повышения работоспособности, при выполнении релаксационных упражнений;
- знать состояние своего здоровья, уметь составить и провести индивидуальные занятия двигательной активности;
- уметь определить индивидуальную оптимальную нагрузку при занятиях физическими упражнениями. Знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 83 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 66 часов;
самостоятельной работы обучающегося 17 часов.
РАЗДЕЛ 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Таблица 2.1 - Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 83
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 66
в том числе: теоретические занятия 4
лабораторные занятия (не предусмотрено) -
практические занятия 62
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 17
в том числе: выполнение рефератов 2
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
Реализация учебной дисциплины требует наличия спортивного зала.
Оборудование учебного кабинета:
- наличие спортивного зала, стадиона, тренажерного зала;
- наличие спортивного инвентаря (б/б, в/б мячи, гири, б/б щиты, в/б стойки, гимнастические маты, перекладины, гимнастические скамейки, шведские стенки, скакалки, тренажеры).
3.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
Основная литература:
1. Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2005.
2. Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2002.
3. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб. пособия для студентов СПО. — М., 2005.
Дополнительная литература:
1. Барчуков И.С. Физическая культура. — М., 2003.
2. Бирюкова А.А. Спортивный массаж: учебник для вузов. — М., 2006.
3. Бишаева А.А., Зимин В.Н. Физическое воспитание и валеология: учебное пособие для студентов вузов: в 3 ч. Физическое воспитание молодежи с профессиональной и валеологической направленностью. — Кострома, 2003.
4. Вайнер Э.Н. Валеология. — М., 2002.
5. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: учебный практикум. — М., 2002.
6. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании. — М., 2006.
7. Методические рекомендации: Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе / под ред. М.М.Безруких, В.Д.Сонькина. — М., 2002.
8. Туревский И.М. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры. — М., 2005.
9. Хрущев С.В. Физическая культура детей заболеванием органов дыхания: учеб. пособие для вузов. — М., 2006.
РАЗДЕЛ 4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
уметь выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной (лечебной) физической культуры, композиции ритмической гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики; выполнение индивидуальных заданий
выполнять простейшие приемы самомассажа и релаксации; выполнение индивидуальных заданий
выполнять приемы страховки и самостраховки; выполнение индивидуальных заданий
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой; выполнение индивидуальных заданий
выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, баскетболу, волейболу, гимнастике, при соответствующей тренировке, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма; выполнение индивидуальных заданий
проводить самоконтроль при занятиях физическими упражнениями; выполнение индивидуальных заданий
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных
способов передвижения; выполнение индивидуальных заданий
знать влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний, вредных привычек и увеличение продолжительности жизни; выполнение индивидуальных заданий
способы контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности; выполнение индивидуальных заданий
правила и способы планирования системы
индивидуальных занятий физическими упражнениями различной направленности; выполнение индивидуальных заданий
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовой проект Объем часов Уровень освоения
РАЗДЕЛ 1
Теоретическо-методическая часть 8 Тема 1. Теоретическая подготовка. 4 Теория 2 Тема 1.1. Основы профессионально-прикладной физподготовки (ППФП). 2 Ознакомительный
Практические занятия -
Самостоятельная работа обучающихся 2 Тема 1.2. Спорт в системе формирования личности. 1 Ознакомительный
Тема 1.3. Методика формирования профессионально важных двигательных качеств и навыков. 1 Ознакомительный
Тема 4. Теоретическая подготовка. 4 Теория 2 Тема 4.1. Основы атлетизма. 1 Ознакомительный
Тема 4.2. Методика занятий атлетизмом. 1 Ознакомительный
Самостоятельная работа обучающихся 2 Тема 4.3. Основы системы обеспечения работоспособности и ее восстановление средствами физкультуры и спорта. 1 Ознакомительный
Тема 4.4. Методика упражнений для предупреждения утомления, повышения работоспособности. 1 Ознакомительный
РАЗДЕЛ 2
Учебно-тренировочная часть
75 Тема 2. Легкая атлетика 18 Практические занятия 16
Тема 2.1. Бег на короткие дистанции. 1 Ознакомительный
Тема 2.2. Бег на средние дистанции. 1 Ознакомительный
Тема 2.3. Кроссовый бег.
Бег по пересеченной местности. 2 Ознакомительный
Тема 2.4. Челночный бег. 2 Ознакомительный
Тема 2.5. Эстафетный бег. 2 Ознакомительный
Тема 2.6. Прыжки с места. 2 Ознакомительный
Тема 2.7. Специальные упражнения бегуна. 1 Ознакомительный
Тема 2.8. Подвижные игры. 2 Ознакомительный
Тема 2.9. Упражнения ОФП. 2 Ознакомительный
Сдача контрольных нормативов 1 Репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся 2 Тема 2.3. Кроссовый бег. Медленный бег, бег по пересеченной местности. 1 Продуктивный
Тема 2.9. Упражнения ОФП. 1 Продуктивный
Тема 3. Баскетбол 18 Практические занятия 14 Тема 3.1. Техника нападения.
Передвижения баскетболиста.
Ведение мяча.
Передачи мяча.
Передачи на месте.
Передачи в движении.
Броски мяча.
Броски с места.
Броски в движении. 2 Ознакомительный
Тема 3.2. Техника защиты.
Вырывание, выбивание, накрывание, перехват мяча.
Добивание мяча, который отскочил от щита. 2 Ознакомительный
Тема 3.3. Тактика нападения.
Групповые действия. 2 Ознакомительный
Тема 3.4. Тактика защиты.
Персональная защита.
Зонная защита. 1 Ознакомительный
Тема 3.5. Двухсторонняя игра. 3 Ознакомительный
Тема 3.6. Упражнения СФП. 2 Ознакомительный
Тема 3.7. Упражнения ОФП. 1 Ознакомительный
Сдача контрольных нормативов 1 Репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся 4 Тема 3.1. Техника нападения и защиты. 2 Продуктивный
Тема 3.3. Тактика нападения и защиты. 1 Продуктивный
Тема 3.6. Упражнения СФП. 1 Продуктивный
Тема 5. Гимнастика 8 Практические занятия 6 Тема 5.1. Акробатика. 1 Ознакомительный
Тема 5.2. Упражнения на гимнастических снарядах.
Упражнения на перекладине.
Упражнения на гимнастической скамейке.
Упражнения на конь-махи. 1
Ознакомительный
Тема 5.3. Упражнения на шведской стенке. 1 Ознакомительный
Тема 5.4. Упражнения на тренажерах. 1 Ознакомительный
Тема 5.5. Упражнения ОФП. 1 Сдача контрольных нормативов 1 Репродуктивный
Самостоятельная работа обучающихся 2 Тема 5.4. Упражнения на тренажерах, атлетическая гимнастика. 1 Продуктивный
Тема 5.6. Строевые упражнения и приемы, упражнения для коррекции осанки, для предотвращения плоскостопия. 1 Продуктивный
Тема 6. Волейбол 20 Практические занятия 16 Тема 6.1. Техника нападения.
Передвижения волейболиста.
Подачи мяча.
Передачи мяча. 5 Ознакомительный
Тема 6.2. Техника защиты.
Прием мяча. Блокировки. 2 Ознакомительный
Тема 6.3. Тактика нападения.
Индивидуальные действия игроков.
Групповые действия игроков. 1 Ознакомительный
Тема 6.4. Тактика защиты.
Индивидуальные действия.
Групповые действия. 1 Ознакомительный
Тема 6.5. Двухсторонняя игра. 4 Ознакомительный
Тема 6.6. Упражнения СФП. 2 Ознакомительный
Сдача контрольных нормативов 1 Репродуктивный
Самостоятельна работа обучающихся 4 Тема 6.2. Техника защиты. 2 Продуктивный
Тема 6.6. Упражнения СФП. 2 Продуктивный
Тема 7. Легкая атлетика 11 Практические занятия 10 Тема 7.1. Бег на короткие дистанции. 1 Ознакомительный
Тема 7.2. Бег на средние дистанции. 2 Ознакомительный
Тема 7.3. Прыжки с места. 2 Ознакомительный
Тема 7.4. Эстафетный бег. 2 Ознакомительный
Тема 7.5. Челночный бег. 2 Ознакомительный
Сдача контрольных нормативов 1 Репродуктивный
Самостоятельна работа обучающихся 1 Тема 7.6. Кроссовый бег. Медленный бег, бег по пересеченной местности. 1 Продуктивный
Всего 83