Рабочая программа по развитию познавательных процессов 5 класс. Автор-В.В Воронкова
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Новоатьяловская средняя общеобразовательная школа»
1371601460400ул. Школьная, д. 20, с. Новоатьялово, Ялуторовский район, Тюменская область, 627050
тел./факс 8 (34535) 34-1-60, e-mail: HYPERLINK "mailto:novoat_school@inbox.ru" novoat_school@inbox.ru
ОКПО 45782046, ОГРН 1027201465741, ИНН/КПП 7228005312/720701001
«Принята»
на методическом совете
Протокол от «__»_____________20___г.
№ ___ «Согласована»
Заместитель дир. по УВР
___________Кадырова А.И.
«__»____________20___г.
«Утверждена»
Директор школы:__________
Исхакова Ф.Ф.
Приказ от «__»_______________20___г.
№ ___
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с умственной отсталостью (8 вид)
по развитию познавательных процессов
5 »б» класс
Составитель РП: Балыбердина Н.Н,
учитель русского языка и литературы
2016 г.
Пояснительная записка
Гуманизация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к личности ребенка, ее всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей учащихся. В связи с чем комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у учащихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой – это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществлять не только саморазвитие и саморегуляцию личности, и эффективному самостоятельному приобретению знаний. Обобщенные знания о выполнении интеллектуальных операций формируются в работе с реальным конкретным содержанием, отвечающим не только требованиям школьного обучения на данной ступени, но и актуальным потребностям самих учащихся.
В последнее время учителя отмечают увеличение числа детей с трудностями в обучении, обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на разных этапах обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) учащихся 5 классов, а также формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, т.е. таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может; формирование психологических новообразований младшего подросткового возраста. Она составлена на основе авторской программы В.В Воронковой для 5-9 кл.
Основная задача психологического развития учащихся V класса состоит в формировании у них теоретического (гипотетико-дедуктивного, абстрактного) мышления, развитии абстрагирования, широкого обобщения, поиска общих закономерностей и принципов, стоящих за общими фактами. Для повышения продуктивности мыслительной деятельности используется умение управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления.
В рамках учебного процесса для развития когнитивной сферы подростков необходимо не только целенаправленное развитие тех или иных познавательных процессов или мыслительных операций, но и включение элементов их формирования на предметном материале – учить подростков давать правильные определения, анализировать, сравнивать и различать предметы и явления, ясно, правильно и четко выражать свою мысль, воспитывать умение рассуждать, умозаключать, делать выводы и обобщения. Предлагаемые упражнения не выделяются в самостоятельные уроки психологического развития, а включены в комплекс образовательного процесса. Условия эффективности психологической помощи данной формы проведения, с нашей точки зрения, заключаются в следующем:
Органичное включение в традиционную организацию учебного процесса в общеобразовательной школе;
Проведение психологической развивающей работы учителем в привычной для него форме;
Отсутствие необходимости для ее реализации в переучивании учителя либо в длительной специальной подготовке;
Простота материального обеспечения работы.
В настоящей программе предлагается комплекс упражнений развития когнитивной сферы учащихся по темам: восприятие, внимание, память, мышление, воображение. Развивающие упражнения проводятся учителем на уроке. Упражнения имеют временное ограничение (не более 5 – 7 минут), просты в проведении и могут быть органически включены в контекст предметных уроков.
Планируемые результаты:
Учебно-воспитательная работа Коррекционная работа
Сформированные ЗУН у обучающихся в соответствии с принятым содержанием обучения и воспитания. Постепенно исправляются присущие умственно отсталым детям недостатки психофизического развития.
Подготовка к самостоятельной жизни и соответствующему возможностям труду. Стимулируются компенсаторные процессы детей, у них формируются новые положительные качества.
Овладение обучающимися определенным объемом знаний, конкретных умений и навыков. В результате коррекционной работы у у обучающихся формируются обобщенные учебные и трудовые умения, которые отражают уровень самостоятельности учащихся при решении новых учебных и учебно-трудовых заданий.
Данная программа разработана для индивидуальных и групповых занятий с обучающимися на уроках в качестве развития познавательных процессов (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления), проводится 1 раз в неделю, 34 часа в учебном году.
Учебно-тематический план
Раздел Кол-во часов Контрольные работы Лабораторные Практические
«Восприятие» 4 - - -
«Воображение» 4 - - -
«Внимание» 9 - - -
«Память» 9 - - -
«Мышление» 8 - - -
Календарно-тематическое планирование (34 ч.)
№ урока Тема
раздела Кол-во часов Тема
урока Элементы содержания Дата Виды
деятельности Коррекция
1 «Восприятие» 4 1.Упражнение «Назови и проверь постукиванием»
Цель – развитие слухового восприятия.
Процедура игры
Дети вместе с учителем выбирают 10 – 15 разнообразных предметов, находящихся в разных концах класса, и прислушиваются, как они звучат от удара по ним карандашом (или деревянной палочкой). Затем ученики закрывают глаза. Учитель ударяет карандашом по какому-либо из этих предметов 5 – 10 раз. Ученики должны назвать этот предмет, подойти к нему и также постучать по нему карандашом.
Работа с мелкой моторикой и слуховым аппаратом 2.Упражнение «Палочка – узнавалочка»
Цель – развитие осязательного восприятия
Материалы к заданию: несколько предметов достаточно сложной формы, например, небольшой чайник, вазочка, банка, коробка, кружка и др.; неочиненные карандаши длиной не менее 10 см, повязка на глаза.
Процедура игры
Все играют с завязанными глазами. Ученики держат в правой руке неочиненный карандаш за самый конец, другая рука – за спиной. Учитель ставит перед каждым учеником какой-либо предмет и свободный конец карандаша кладет на этот предмет. Можно карандашом водить по предмету, постукивать по нему, но не дотрагиваться до него ничем, кроме карандаша. Если предмет падает, поднять его может только учитель. Задача учеников раньше других определить, что это за предмет, размеры, материал, из которого он сделан. Кто угадал предмет, поднимает карандаш вверх и рассказывает учителю все об этом предмете.
Развитие осязательного восприятия, мелкой моторики, беседа 3.Упражнение «Вырезай точно»
Цель – развитие глазомера и зрительно-двигательной координации.
Материал к заданию: картонки с небольшими отверстиями – круглое, квадратное, треугольное и прямоугольное; лист бумаги, ножницы.
Процедура игры
Ученики садятся парами. Перед ними кладут картонку с отверстиями. Ученики должны вырезать из бумаги «пробки», которые точно бы закрывали эти отверстия. При вырезании нельзя брать в руки картонку и примерять «пробки», а пользоваться только глазомером. Проверяется, кто точнее вырезал «пробки».
Развитие глазомера, точности, умение пользоваться ножницами и техника безопасности при работе с ними 4.Упражнение «Поразмышляй о словах»
Цель– развитие восприятия.
Инструкция: «Сейчас я буду называть (читать, показывать) Вам слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например, «зубная паста» на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно».
Предлагаемые слова:
Бумага Шерсть Сапог Гнездо Телега
Палец Кот Волосы Лимонад Колесо
Роза Слон Палка Платок Автобус
Блин Ботинок Доктор Птица Мороженое
Поцелуй Фильм Слеза Счастье Мир
Развитие речевой деятельности, восприятия и ассоциативности 2 «Воображение» 4 Упражнение «Что было бы, если бы»
Цель – развитие воображения.
Процедура игры
Учитель или кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:
«Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как измениться жизнь на Земле?»
«Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то …»
«Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то …»
Развитие воображения, устное рисование, слово учителя, умение работать с ассоциациями 1 Упражнение «Термометр»
Цель – развитие воображения.
Процедура игры
Учащиеся разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.
Умение работать в парах, развитие ассоциативного мышления Упражнение «Перевоплощение»
Цель – развитие воображения.
Процедура игры
Участники удобно располагаются в креслах (на стульях). Один из них получает указание от учителя или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что его окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник задает задание следующему и т.д.
Развитие воображения, устное рисование, работа в группах Упражнение «Не может быть»
Цель – развитие воображения.
Процедура игры
Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает такой сюжет, и никто ему ни разу не скажет: «Бывает!»
Развитие ассоциативного и речевого мышления 3 »Внимание»
9 1.Упражнение «Кто быстрее?»
Цель – развитие концентрации внимания, тренировка переключения и распределения внимания.
Материалы: любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты, журналы и т.д.), карандаши и ручки.
Процедура игры
Вариант 1. В течение нескольких минут учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения текста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.
Вариант 2. Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагается зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую – горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью – обводить кружком.
2 Упражнение «Пишущая машинка»
Цель – развитие устойчивости внимания.
Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово или фразу из 2-3 слов. По сигналу ученики начинают печатать это слово (фразу): первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово будет «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.
Примерные слова:
Дом, папа, мама, чаша, каша, рама, рука, вода, бык, сон, стул, ложка и т.д.Развитие внимания и координации движения 3 Упражнение «Наблюдательность»
Цель – развитие внимания и наблюдательности.
Процедура игры
Учащимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что он видел сотни раз. Такие описания подростки могут записать, а затем сравнить между собой и с реальной действительностью, а одноклассники могут дополнять.
Расширение кругозора, развитие наблюдательности и ассоциативного мышления 4 Упражнение «Стенографы» Цель – развитие устойчивости и распределения внимания.
Учитель читает какой-либо рассказ в течение 1 – 2 мин. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.
Можно провести это упражнение в качестве соревнования: кто правильно сосчитал, тот и выиграл.
развитие устойчивости и распределения внимания, слово учителя
5 Упражнение «Перепиши слова» Цель – развитие концентрации внимания.
Учитель на доске записывает буквенное словосочетание. Учащимся предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
КЛАТИМОР
развитие концентрации внимания. 6.Упражнение «Пальцы»
Цель – тренировка концентрации внимания
Учащиеся удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг (или за партами). Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали!» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп!» прекратить упражнение. Длительность 5 – 15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Ассоциативное внимание, слово учителя, групповая работа 7.Упражнение «Муха»
Цель – развитие внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-0то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, 4х4) или количество «мух», в последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.
развитие внимания, мелкой моторики, слово учителя 8.Упражнение «Селектор«(Электро-магнитный аппарат, при помощи которого автоматически осуществляется в нужном направлении и с нужными пунктами телефонная связь, управление технологическими процессами и т. п.)
Цель – развитие концентрации и распределения внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры – «приемник». Остальная группа – «передатчики» - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл (карандаш, указка, линейка) и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый «передатчик». Если ему слишком сложно услышать тот или иной «передатчик», он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если же ему слишком легко, он может убавить звук. После того, как «приемник» достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится «передатчиком».
развитие концентрации и распределения внимания, групповая работа, слово учителя
9 Упражнение «Скрытая подсказка»
Цель – тренировка внимания.
Выбирается отгадчик. Отгадчика просят на минутку выйти из комнаты или отойти в сторонку. Тем временем загадывают какое-нибудь слово. Это должно быть имя существительное единственного числа, состоящее из 4 – 5 букв, причем все буквы в нем должны быть разные, например «стол», «комар», «доска», «парус» и т.п. таких слов множество, подбирать их долго не придется. Задача водящего – отгадать задуманное слово. Предположим, что загаданное слово «комар». Отгадчику оно неизвестно. Он просит подсказать первую букву. Подсказывать могут три любых участника игры, каждый по-своему. Первая буква загаданного слова «К». подсказка делается таким образом. Трое играющих поочередно произносят по одному какому-нибудь слову, односложному или двусложному, в состав которого входит буква «К». допустим, один назовет слово «компас», другой – «сурок», третий – «капля». Во всех трех словах повторяется буква «К». отгадчик выделит эту букву и запомнит ее. Затем трое других играющих подскажут ему вторую букву и т.д.
тренировка внимания, групповая работа, слово учителя, беседа, устное ртисование4 «Память».
9 1 Упражнение «Трудное – запомни»
Цель – развитие зрительной и слуховой памяти.
Учитель показывает ученикам на 25 – 30 сек. Десять слов с трудным написанием и убирает их (можно написать на доске и потом их закрыть). Затем под диктовку ученики пишут эти слов на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Затем правильность написания слов проверяется. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.
развитие зрительной и слуховой памяти, каллиграфии, мелкой моторики
2.Упражнение «Запомни слова» Цель – развитие опосредованной памяти
Зачитываются слова. Учащиеся должны постараться запомнить их попарно. Затем читаются только первые слова каждой пары, а учащиеся записывают второе.
Предъявляемые материалы:
курица - яйцо, ножницы - резать, лошадь - сено, книга - учить, бабочка - муха, щетка - зубы, барабан - пионер, снег - зима, петух - кричать, чернила - тетрадь, корова - молоко, паровоз - ехать, груша - компот, лампа - вечерразвитие опосредованной памяти, орфографической зоркости
3 Упражнение «Словообразование»
Цель – развитие памяти.
Образуйте как можно больше слов из таких слов: карантин, парикмахерская, прислониться, опор, лепесток, каторга, комар, сверло, десна, человек, полька, примус, университет.Совсем не обязательно, чтобы в новых словах было столько же букв как и в заданных. К примеру, рот и др. Можно при выполнении этого упражнения ввести и соревновательный момент, посостязаться с партнерами на время.
развитие памяти, орфографической зоркости, словообразовательных навыков. 4 Упражнение «Составь слово» Цель – развитие опосредованной памяти.
Учитель предлагает учащимся из букв т, у, ш, а, к составить несколько слов с условием, что все эти пять букв составят только пятибуквенные слова. Ниже приводятся группы букв, из которых вам надо составить как можно больше слов:
а) о, к, т; б) у, р, д, а; в) а, а, к, н; г) о, о, е, л, с, к.
развитие опосредованной памяти, логического мышления, слово учителя
5 Упражнение «Цепочка слов» Цель – развитие памяти.
Учитель предлагает составить цепочки слов, позволяющие (путем изменения каждый раз всего одной буквы) перейти от начального слова к заданному конечному. К примеру, как из слова пять сделать семь:
пять - путь - суть - сеть - семь.
Или щит переделать в меч: щит - кит - кот - пот - мол - мел - меч.Из жабы - рыбу: жаба - раба - рыба.
А теперь сами постарайтесь построить такие ряды слов:
рак - кит, мост - река, гриб - гном,
паук - муха, волк - тигр
развитие памяти, умение составлять анаграммы. 6.Упражнение «Исключение лишнего»
Цель – развитие памяти
Учитель зачитывает пять слов: рука, нос, палец, яблоко, голова. И предлагает найти, какие из них выпадают из общего ряда и объяснить почему.
Еще два ряда слов:
сумка, саквояж, кейс, носилки, портфель;
самолет, телега, автобус, паровоз, такси.
развитие памяти, ассоциативного и логического мышления
7 Упражнение «Бег ассоциаций»
Цель – развитие памяти
Учитель произносит два случайных слова. Один из учащихся вслух описывает образ, соединяющий второе слово учителя с первым. Затем создавший образ учащийся предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым учителя, а свое собственное слово – уже четвертое в этой цепочке – передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга учитель по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Учитель имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.
Развитие логического мышления 8.Упражнение «Тахистоскоп» (прибор, используемый в тахистоскопии, позволяющий отображать (как правило, проецировать) изображение в течение определенного времени).
Цель – развитие зрительной памяти
Процедура игры
Учащиеся рассаживаются в круг (или за партами). Один или двое участников становятся в центре круга. Гасится свет (или все закрывают глаза), и стоящие внутри круга участники принимают любые позы., неподвижно застывая в них. По сигналу готовности на короткое время включается и тут же выключается свет. В момент вспышки сидящие в кругу стараются как можно точнее запомнить положение позирующих. После вспышки в темноте позировавшие в центре участники возвращаются на свои места. Затем включается свет, и члены группы, за исключением позировавших, совместными усилиями пытаются восстановить то, что они видели. Натурщиков возвращают в круг и «лепят» из них те же позы, в которых, по мнению группы, они находились во время вспышки света. После того, как споры улягутся и группа придет к какому-то общему решению или к нескольким альтернативным, участники в центре круга демонстрируют свои действительные позы.
развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления, слово учителя 9.Упражнение «Пропущенная буква»
Цель – развитие памяти
Учитель предлагает учащимся представить такую ситуацию. Если какая-то буква, допустим «л», исчезла бы из русского языка алфавита, могла б возникнуть масса необычных слов, например:
коба (колба), пащ (плащ), баон (баллон), сово (слово).
А теперь учащимся необходимо определить, какая буква отсутствует в следующих словах, и прочитать их правильно:
кот, пут, потет, койдо, инг, штоа, пата, кышка.
Составьте таким образом небольшой рассказ и попросите «перевести его на русский язык».
Развите орфографической зоркости, слово учителя 5 «Мышление» 8 1 Упражнение «Исключение понятий»
Цель – развитие мышления, процесс обобщения.
Учитель читает наборы слов, в каждом из которых ученики должны указать «лишнее» слово (эти слова выделены). Остальные четыре слова назвать общим словом. Дать объяснение.
Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Это слово необходимо назвать. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие – «строительные материалы», а последнее слово в этой группе «лишнее». Затем будет зачитываться вторая группа слов и т.д.».
Наборы слов:
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр
Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий
Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно
Лист, почка, кора, чешуя, сук
Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать
Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый
Развитие мышления и ассоциативности 2 Упражнение «Выявление общих понятий»
Цель – развитие словесно-логического мышления, процесс обобщения.
Материал к заданию: на доске заранее учитель пишет ряды слов: первые слова заглавными буквами, остальные слова – строчными и в скобках.
Процедура игры
Учеников просят подобрать к слову, написанному заглавными буквами, два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним (имеют общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом). Например, «УЧИТЕЛЬ (ученики, парта, объяснение, мел, доска)». Учитель может работать без мела, парт, доски, но не может работать без учеников и объяснения. Значит, выбираем слова «ученики» и «объяснение».
Набор слов для предъявления:
САД (растения, садовник, собака, забор, земля)
РЕКА (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
ГОРОД (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипедист)
САРАЙ (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
КУБ (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)
ДЕЛЕНИЕ (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
КОЛЬЦО (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать)
развитие словесно-логического мышления, процесс обобщения, объяснительно-иллюстративный метод 3 Упражнение «Анализ отношений понятий»
Цель – развитие мышления, процесс синтеза и анализа.
Учащимся называется пара слов, находящихся в определенном отношении (например: лес – деревья), и затем слово (например, библиотека) и пять других (например: сад, двор, город, театр, книги) слов, из которых только одно (книги) в том же отношении, как и в паре исходных слов (в лесу деревья, в библиотеке – книги). Остальные четыре слова должны быть отвергнуты. Исходные пары слов можно записать на доске, а остальные зачитывать.
Набор слов для предъявления:
Школа – обучение.
Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
Песня – глухой.
Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
Нож – сталь.
Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
Рыба – сеть.
Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.
Птица – гнездо.
Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
развитие мышления, процесс синтеза и анализа 4Упражение «Ассоциации»
Цель-развитие ассоциативного мышления Подобрать ассоциации по парам:
Школа – обучение.
Больница – доктор, ученик, учреждение, лечение, больной.
Песня – глухой.
Картина – хромой, слепой, художник, рисунок, больной.
Нож – сталь.
Стол – вилка, дерево, стул, пища, скатерть.
Рыба – сеть.
Муха – решето, комар, комната, жужжать, паутина.
Птица – гнездо.
Человек – люди, птенец, рабочий, зверь, дом.
Хлеб – пекарь.
Дом – вагон, город, жилище, строитель, дверь.
Пальто – пуговица.
Ассоциативное и логическое мышление 5Упражнение «Сложные ассоциации»
Цель – развитие вербально-смыслового мышления.
Учитель зачитывает пары слов, каждая из которых находится в определенных отношениях. На доске представлены также шесть пар слов в шифре. Учащимся надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе.
Шифр:
А. Овца – стадо
Б. Малина – ягода
В. Море – океан
Г. Свет – темнота
Д. Отравление – смерть
Е. Враг – неприятель.
Набор слов для предъявления:
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара - два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
развитие вербально-смыслового мышления, слово учителя 6.Упражнение «Ключ к неизвестному» Цель – развитие мышления
Учитель предлагает учащимся рассмотреть рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:
К какому виду явлений относится?
Почему изменяется?
Что влияет на него?
Какие имеет свойства? и т.д.
«Представьте, что перед Вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы Вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов».
развитие мышления, креа7.Упражнение «Что нового?» Цель – развитие вербально-смыслового мышления Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. Например, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.
Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.
развитие вербально-смыслового мышления 8 Упражнение «Поиск аналогов»
Цель – развитие понятийного мышления, выделение существенных свойств, процесса классификации
Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо назвать как можно больше его аналогов, других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и «вертолет» (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.
развитие понятийного мышления, выделение существенных свойств, процесса классификации
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие. – М.: Изд. центр ”Академия”, 1997. – 342 с.
2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология. / Н.В.Басова. – Ростов- н/Д: “Феникс”, 2000. – 416с.
3. Большой толковый психологический словарь. / Ребер Артур. – М.: Вече; АСТ, 2000. – 592 с.
4. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 412 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина и др. – М.: АСАДЕМIА, 1999. – 317 с.
6. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: учеб.пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 216 с.
7. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: АСАДЕМIА, 2000. – 421 с.
8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - С-Пб.: Питер, 1999. – 368 с. – (Серия «Мастера психологии»).
9. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Изд. центр “Академия”,1995. – 352 с.
10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1999. – 426 с.
11. Куприянов Б.В. и др. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры детей. – М., 2001. – 259 с.
12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Детская психология): Учебник. – М.: Роспедагенство, 1996. – 161 с.
13. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Е.И. рогов. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 448с.
14. Овчинникова Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. – М.: Академический проект, 2000. – 197 с.
15. Островский, Э.В., Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: учебное пособие. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.
16. Познавательные процессы и способности в обучении. / Под ред. В.Д. Шадрикова. – М.: Просвещение, 1990. – 142 с.
17. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 кн. Кн 1. М., ВЛАДОС, 2001.-384 с.
18. Романова, Е.С. Психодиагностика: учебное пособие. / Е.С. Романова. – С-Пб: Питер, 2006. – 400 с.
19. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 227 с.
20. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. Ярославль, 1997. 192 с.
21. Шевандрин, Н.И. Основы психологической диагностики: учебник для студ.вузов: В 3ч. / Н.И. Шевандрин. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Ч.1. – 288 с.