Рабочая программа по развитию познавательных процессов
Утверждаю
Заведующий МБДОУ
детский сад №153
Косарева О.А.
Принято и одобрено на
Педагогическом совете МБДОУ детского сада №153
Протокол №
От « » 2016г
Рабочая программа
психолого - педагогического сопровождения
на Петрова Сергея
по развитию познавательных процессов
Срок реализации программы: 6 месяцев
Ульяновск 2016 г.
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа обучения и воспитания
на Петрова Сергея , 6 лет
Пояснительная записка
Основным направлением программы являются двигательные, когнитивные и игровые методы, которые применяются в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого, психофизического развития ребенка, на интенсивное развитие познавательной, мотивационной, эмоционально-волевой сферы дошкольника и обеспечивает всестороннее гармоничное развитие личности в целом.
В ходе коррекционной работы воздействие на сенсомоторный уровень вызывают активизацию в развитии всех психических процессов. Двигательные методы, используемые в ходе коррекционного процесса создают некоторый потенциал для будущей работы, активизируют, восстанавливают и выстраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.
Основные проблемы развития:
социальная дезадаптированность ребенка;
низкий уровень развития психических процессов: внимания, памяти, мышления, предметного и социального восприятия;
несформированность мотивационно- потребностной сферы;
недоразвитие и искажение эмоционально-волевой сферы;
снижение произвольности психических процессов;
низкая речевая активность, использование речи только в роли обиходно-коммуникативного средства.
Основой программы заложены принципы систематичности и взаимосвязи учебного материала, его доступности с постепенным усложнением.
Цель программы- оказание помощи воспитаннику детского сада в преодолении интеллектуальных трудностей, а также развитие потенциала для будущей работы.
Основными задачами программы являются:
познавательное развитие, соответствующее возрасту: освоение эталонов – образцов цвета, формы, величины, накопление обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), материалов;освоение предметно-практической деятельности, способствующей выявлению разнообразных свойств в предметах, а также пониманию отношений между предметами (временных, пространственных, количественных);
накопление языковых представлений, развитие фонетико–фонематических процессов, подготовка к обучению грамоте;
уточнение, обогащение и систематизация словаря на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира;
формирование диалогической и монологической форм речи, развитие навыков общения;
развитие элементарных математических представлений и понятий, соответствующих возрасту;
Программой предусмотрена необходимость укрепления физического и психического здоровья ребенка, обеспечения эмоционального благополучия. Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезаптации. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач обеспечивается благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов. Программа предусматривает совместную работу логопеда, психолога, воспитателей.
Работой по развитию речи руководит педагог-логопед. Он работает над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам; формирует и совершенствует грамматический срой речи; ведет работу над слоговой структурой слова, развивает связную речь и обучает грамоте.
В работе по развитию познавательных процессов участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию и развитию высших психических функций. Воспитатели организуют работу по ознакомлению с окружающим, художественной литературой, по развитию временных, пространственных и элементарных математических представлений. В комплексе с игровыми методами используются телесно ориентированные и релаксационные методы, подвижные, коммуникативные игры, игры на развитие воображения, психогимнастические игры.
Содержание.
Программа рассчитана на 6 месяцев, 2 занятия в неделю, по 10-15 минут. Занятия проводятся индивидуально, с постепенным усложнением материала.
В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по всем разделам изучаемых лексических тем.
Практический материал распределяется так, что каждая тема пронизывает все этапы работы – от развития понимания речи до умения проговаривать, чувствовать и передавать интонацию, пользоваться движениями, мимикой, жестами.
Календарно-тематический план
№ п/п Программное содержание Содержание занятия Литература,
доп. материал. Ответственный
Ноябрь
1.
2.
3.
4.
5.
Декабрь
6.
7
8.
9.
10.
11.
12.
Январь
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
Февраль
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Март
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Апрель
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Восприятие пространственных отношений между предметами по вертикали: внизу-наверху.
Развитие способности узнавать и показывать неречевые звуки.
Активизация словаря, формирование грамматического строя речи;развитие зрительного восприятия, мышления
Закрепить умение узнавать и показывать геометрические фигуры: круг, квадрат.
Закрепить осмысливать вопросы о происходящих действиях «Где?, Куда?, Что?, Кому?, Откуда?»
Развитие произвольности внимания; развитие умения действовать по инструкции; развитие мышления
Развивать умение подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.
Развитие мышления,зрительного восприятия, внимания
Закрепить умение сравнивать количество предметов, учить находить много предметов и один в окружающей обстановке.
Развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности, умения действовать по инструкции, мышления, зрительной памяти
Учить группировать предметы по заданному признаку-цвету, различать цветы по образцу.
Учить слушать и понимать содержание стихотворения, показывать на соответствующие детали картинки.
Развитие воображения; развитие умения выполнять многоступенчатую инструкцию; развитие
Учить понимать рассказ, созданный по результатам событий из сказки, закрепить понимание величины: большой, маленький, самый большой.
Развитиезрительного восприятия;
развитиемышления;развитие произвольного внимания;
развивать внимание, зрительное восприятие, логическое мышление;
Научить описывать свои желания, чувства; учить осознавать свои эмоциональные ощущения
Формирование навыков составления небольшого рассказа.
Учить узнавать объект на основе описания отдельных признаков, развитие мышления, кратковременной памяти, внимания
Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации на примере героев сказок. Развитие произвольности и внимания.
Развитие наблюдательности
Развитие зрительного восприятия, развитие активного и пассивного словаря; развитие памяти, мышления
Постановка отсутствующих звуков.
Формирование навыков составления рассказа, развитие речи.
Развитие умения действовать по инструкции, развитие зрительного восприятия, мышления, памяти
Различение звуков по тембру, силе и высоте.
Развитие активного и пассивного словаря; развитие памяти, мышления
Развитие речевого дыхания;коррегировать направление длительного выдоха.
Закреплять умение составлять описательный рассказ по картинкам.
Развитие мыслительной операции; мышления, пространственной ориентации
Развитие мыслительных процессов
Развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, ;
Развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности;развитие внимания, мышления
Расширять и активизировать словарь по теме: «Зима», учить детей описывать природу в зимний сезон.
Упражнять в согласовании слов, подборе глаголов ксуществительному;Формироватьфразовую речь.
Развитие умения действовать по словесной инструкции взрослого, развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности
Активизировать словарь по теме «Посуда», расширять словарь развивать навык словообразования.
Развивать правильное речевое дыхание, звуковая имитация, умение произносить звук длительно без паузы.
Развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности;развитие внимания, мышления
Коррекция эмоциональной сферы,
развитие моторики пальцев рук, восприятия, внимания, мышления.
Учить узнавать и различать особенности внешнего вида образа жизни диких животных; закрепить обобщающее понятие «дикие животные»
Развитие восприятия, памяти;развитие произвольности внимания, умения действовать по словесной инструкции взрослого, развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности
Обучить преодолевать трудности в общении; учить взаимопомощи
Развивать правильное речевое дыхание, звуковая имитация, умение произносить звук длительно без паузы.
Развитие произвольности внимания, умения действовать по словесной инструкции взрослого, развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности;
Формировать представления детей о назначении одежды; углублять и расширять знания детей о сезонной одежде и ее значении в здоровье человека.
Активизировать словарь по теме «Одежда», совершенствовать умение детей в подборе антонимов, закрепить умение делить слова на слоги.
Обучить узнавать объект на основе описания отдельных признаков;
развитие произвольности внимания, умения действовать по словесной инструкции взрослого, развитие мелкой моторики, навыков учебной деятельности;
развитие активного и пассивного словаря, активизация речи;
Игра-упражнение: «Покажи где»
Д/и «Найди похожие ковры», «Заполни пустые клетки»
Игры: «Кто это», «Хлопни в ладоши, если услышишь звук», «Назови, где находится звук».
Деревья
«Выбери все круги (квадраты, треугольники). Д/и «Малыш и фигуры», «Заполни пустые клетки», «Посмотри и найди».
Игры «Назови овощ, который я не назвала», «Какой-какая?», «Сравнение овощей по цвету», «Чудесный мешочек».
«Хлеб- всему голова»
Игра - упражнение «Покажи, где»
Д/и « Один – много»
Д/ игра « Веселый счет»
Д /игра « Умные сказки»
«Покажи где», «Гараж»
“Бытовая техника"
Игра «Помоги собрать букет», «Посади бабочку на цветок», «Собери цветок»
"Зимующие птицы"
Дидактическая игра «Большой -маленький», «Разложи по размеру».
Подобрать чашки к блюдцам по размеру, по цвету.
Игра-упражнение «Покажи где», «Найди игрушку»
«Праздник новогодней елки»
Обучение последовательности изложения сказки «Колобок»
Дидактическая игра «Сколько звуков», «Отгадай слово», «Назови где находится звук»
"Животные холодных стран"
Дидактичекая игра «»Найди отличия», «Что правильно», «Что задумал художник»
"Домашние животные"
Арт-гимнастика по подражанию –«Шар лопнул», «Жук жужжит», «Гудит самолет», «Свистит насос»
Обучение последовательности изложения сказки «Теремок», игра «Узнай по голосу», «Узнай по движению, кто это»
"День защитника Отечества"
Игра «Подбери словечко», «Кто первый, кто последний»,
« В зимнем лесу»
Игра «Воздушный шар», «Наряди елочку», пальчиковая гимнастика «10 птичек стайка», «Повтори движение»
«Животные жарких стран»
Игра «Найди всех животных», «Дорисуй круги», «Отгадай загадки»
"Профессии. Инструменты"
Игра «Смешинки и злючки», «Шар надувается», «Шумит вьюга», «Стучат колеса поезда», «Свистит насос».
Дидактическая игра «Веселые снежинки», «Оживим снежинки». Подвижная игра «Зимушка Зима»
"Дикие животные"
Игра «Найди отличия»,подвижная игра «Веселый снеговик»,
Игра «Волшебный мешочек», «Подбери признаки (зимы)», «Подбери действия», «Один-много».
«Наш город. Наша Родина – Россия»
Игра «Зимние слова», «Кто быстрее», «Доскажи словечко»
Игра «За что я люблю зиму», «Зимние забавы», психогимнастика «Веселые снежинки».
"Мой дом"
«Игра «Накрой на стол», «Угадай, какая посуда спряталась», «Что разбилось?»
«Слышим звуки и поем», «Запомни имя и песенку»,
"Космос"
«Кто где живет», «Подбери определения», «Кто чем питается»,
пальчиковая гимнастика «Мы веселые зверята»
Игры: «Тух-тиби-дух», «Прятки», «Угадай по описанию», «Кто лишний», «Угадай, кто чей детеныш?», «Собери животного по схеме» (из геометрических фигур.)
"Школа"
Дидактическая игра «Подбери одежду», «Волшебный сундучок», пальчиковая гимнастика «Гномики-прачки»,
Игра «Вопрос-ответ», «Узнай шум»,
«Волшебные дорожки»,Артикуляционная гимнастика «Заборчик-трубочка», «Бабочка села на носик”.
"Цветы"
Игра «Какая одежда» , «Для кого одежда?» «Чей, чья, чье?», «Куда наденем ?»,»Скажи наоборот»
Игра «Подбери слово», «Чего не хватает?», «Составь из деталей целое».
"Насекомые" Дидактические игры.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Дидактические игры.
Программа Нищевой Н.В..
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Дидактические игры. Бондаренко А.К. М.1996г
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Дидактические игры. Бондаренко А.К. М.1996г
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Н. Рыжова: Развитие речи в детском саду. М. 2010 г.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Дидактические игры. Бондаренко А.К. М.1996г
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Дидактические игры. Бондаренко А.К. М.1996г
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Н. Рыжова: Развитие речи в детском саду. М. 2010 г.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Программа Нищевой Н.В.
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.
Программа Нищевой Н.В.
Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию психических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи 5-7 лет «Готовимся к школе»
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Воспитатель
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Воспитатель
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Учитель- логопед
Педагог-психолог
Воспитатель
Учитель- логопед
Педагог-психолог