Статья Роль учителя в развитии познавательных процессов
Роль учителя в развитии познавательных процессов ученика.
Познавательные процессы являются важной частью любой деятельности. В учебной работе они обеспечивают эффективность учения. Уровень развития познавательных возможностей ребёнка зависит от многих факторов: от задатков, способностей, характера воспитания в семье, в школе, от собственной деятельности по самообразованию, саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Развитие познавательных процессов – это развитие внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления. Познавательная деятельность эффективно развивается на уроках. Важную роль в развитии познания играет учитель.
Чтобы развивать внимание ученика, учитель должен создавать на каждом уроке установку быть внимательным, использовать внешние особенности наглядного материала для привлечения внимания, применять средства ИКТ. На внимание обучающихся положительно влияет яркость, эмоциональность речи учителя, смена интонаций. Организация смены видов деятельности на уроке, темп ведения урока, организация активности учеников помогает удержать внимание на протяжении всего учебного занятия. Все эти факторы влияют и на развитие памяти. Если на уроке раскрыта практическая значимость излагаемого материала, то ученику легко запоминается этот материал. Чтобы получить наиболее эффективный результат, учитель должен учитывать, какой вид памяти преобладает у ребёнка: образный, словесно-логический, двигательный или эмоциональный, учитывать средние показатели памяти в организации учебной деятельности.
Используя различные средства для формирования интереса к изучаемому материалу, педагог тем самым создаёт у детей интерес процесса мышления. В ходе урока школьники должны обучаться приёмам логической, смысловой обработки материала, в результате чего развиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение, синтез и анализ, абстрагирование, конкретизация. Если учитель создаёт на уроке проблемную ситуацию, то ученик вовлекается в активный мыслительный процесс. Педагогу необходимо учитывать, какой вид мышления преобладает у ребёнка: наглядно-действенный, образный, отвлечённый.
Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением, с пониманием сущности предмета и протекает как динамический процесс поиска ответа на вопрос «Что это такое?» Для того, чтобы настроить ребенка на восприятие, хорошим средством является словесная инструкция учителя. При демонстрации наглядного материала, графиков, схем педагог должен подчеркнуть, на что в первую очередь обратить внимание. На уроках учителю надо развивать такие свойства восприятия, как избирательность, апперцепция. В обучении важно учитывать индивидуальные особенности восприятия.
Тесные связи существуют между мышлением, восприятием и воображением. Развивать необходимо воссоздающее и творческое произвольное воображение. На развитие воображения оказывают влияние все виды деятельности на уроке: рисование, конструирование, чтение художественных произведений и т.д.
Развивая познавательные процессы на уроках, учитель помогает ученику быть успешным, любознательным, деятельным.