Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов Путешествие в сказку
Коррекционное занятие по развитию познавательных процессов
Тема: «Путешествие в сказку»
Форма занятия: игра
Продолжительность: 40 минут
Цель: формирование у учащихся репродуктивных способов умственной деятельности .Задачи:
коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в сравнении, умозаключении, классификации;
коррекция зрительного и слухового гнозиса;
развитие произвольности психических процессов (внимания и памяти);
развитие речи, формирование умения последовательного оформления рассуждений в форме полного ответа, обогащение словаря;
прививать интерес к сказкам, книге, чтению.
Занятие проводится по подобию телевизионной игры «Большие буквы».
Предварительная подготовка: детям заранее даётся задание: познакомиться с произведением В.Г.Сутеева « МЫШОНОК и КАРАНДАШ».
Оборудование: «Волшебный мешочек» с буквами, картинка с изображением силуэта мыши, иллюстрации к сказке «Мышонок и карандаш», картинка «Что бывает круглым», картичка с заданием «Обведи нужный предмет».
Этапы занятия.
I. Организационный момент.Задание на развитие зрительного восприятия « Чья это тень?»
Детям предлагается угадать героя по его силуэту.
-Героем какого произведения является данный персонаж? («Мышонок и карандаш» В.Г. Сутеева)
Объяснение правил.
-Сегодня мы будем работать по содержанию прочитанной вами сказки. Вам будут предложены задания. Задания будут оцениваться буквами. Но получить букву вы сможете только при правильном выполнении задания. Буквы вам понадобятся в финальном задании.
II. Основная часть.
-Наша игра будет посвящена сказке «Мышонок и карандаш».
Давайте вспомним сказку :
Первое задание, совершенствующее тактильно восприятие, развивающее навыки звукобуквенного синтеза .
Задание выполняется в несколько этапов:
1. узнавание буквы на ощупь
2. составление слова из угаданных букв.
Детям предлагаются следующие буквы: ОРНКА, слово НОРКА
-Что обозначает это слово?
-Где на рисунке изображена норка?
-как называется жилище
-Какие ещё животные живут в норках?
-Как называется жилище на правой картинке? Кому оно принадлежит?
- Как вы думаете, почему в нашей игре оказалось слово НОРКА?
(Это слово из текста: УВИДЕЛ КАРАНДАШ, СХВАТИЛ И ПОТАЩИЛ К СЕБЕ В НОРКУ.)-Вы справились с первым заданием и за это вы получаете первую букву - «П»
Задание второе, активизирующее память учащихся, совершенствующее навыки звукобуквенного анализа.
Давайте вспомним сказку :
-Отпусти меня, пожалуйста! – взмолился Карандаш.
– Ну зачем я тебе нужен? Я, и меня есть нельзя.
-Какое слово пропущено?
-Назовите вторую букву в слове деревянный ? Вы сможете получить букву, если за 30 секунд вспомните 6 слов, начинающихся на букву «Е».
-Вы справились с этим заданием и за это вы получаете первую букву - «Е»
Задание третье, активизирующее память, способствующее развитию восприятия формы.
Давайте вспомним сказку :
— Ой, — сказал Карандаш. — Тогда дай мне в последний раз что-нибудь нарисовать, а потом делай что хочешь.
— Так и быть, — согласился Мышонок, — рисуй! Но потом я тебя всё равно изгрызу на мелкие кусочки.
-Какую из предложенных фигур нарисовал карандаш?
Профилактика нарушения зрения.
Нарисовать глазами круг.
-Найдите среди изображенных предметов, расположенных справа, такие, которые похожи на круг.
-
-Назовите, что еще может быть круглым?
-Вы справились с заданием, ваша буква «Т»
Задание четвёртое на формирование умения анализировать ситуацию, устанавливать последовательность, временные связи.
-Карандаш принялся рисовать.
Расставь картинки по порядку следования событий в сказке.
-Вы справились с заданием, ваша буква «С»
Задание пятое на определение лишнего предмета, актуализацию имеющиеся знаний и представлений
-Пока Карандаш рисовал, Мышонок видел в его рисунке различные предметы. Обведи только тот предмет, которого нет в сказке.
-Вы справились с заданием, ваша буква «И»
Задание шестое на формирование умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность
-Соедини предмет с картинкой, на которой видел его Мышонок.
-Вы справились с заданием, ваша буква «А»
Задание седьмое на формирование целостности восприятия, развитие творческого воображения
-Кого в итоге на картине увидел Мышонок?
-Чего не хватает этой картине? Дорисуй.
-Вы справились с заданием, ваша буква «С»
ФИНАЛ.
-Пришло время составить слово из полученных букв.
Подсказка: Это слово кричал мышонок, убегая.
СПАСИТЕ
III. Итог занятия. Рефлексия.
Задание на развитие концентрации внимания.
Давайте вспомним сказку:
Карандаш уже нарисовал большие усы…
— Да это настоящая кошка! — пискнул испуганный Мышонок. — Спасите! — и бросился к себе в норку.
-Помоги Мышонку добраться до своей норки.
-Вы справились с заданием, ваша буква «С»
Рефлексия.
«Лестница успеха». На листе А3 нарисована лестница. У ребят есть по набору человечков. Если у малыша ничего не получилось на уроке, то он на нижнюю ступеньку крепит человечка с опущенными руками. Если были какие-то проблемы, но в целом удалось справиться с заданиями, на середину лестницы помещается человечек с руками, разведёнными в стороны. А тем, у кого вышло абсолютно всё, на верхние ступеньки нужно прикрепить фигурку с поднятыми вверх ручками.