Урок по географии для 7 класса Население Южной Америки
Население Южной Америки
Цели:
Образовательные: Определить основные черты распределения населения на территории материка Южная Америка, рассказать, как формировалось население материка, дать информацию о судьбе коренного населения, сформировать представление о современной политической карте Южной Америке.
Развивающие: Продолжить формировать умения анализировать и сопоставлять карты разного содержания. Применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь.
Воспитательные: Воспитывать в детях чувства товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать товарищу, самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Задачи:
1. Определить пути заселения Южной Америки;
2. Определить расовый, этнический состав населения;
3. Выявить территории, где проживает коренное население материка, образ жизни индейцев;
4. Установить, как формировалось современное население материка;
5. По картам атласа, определить размещение населения на континенте;
6. Познакомится с политической картой материка, выделить группы стран Южной Америки.
Тип урока: комбинированный
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, поисково-исследовательский.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная
Приемы урока: рассказ, демонстрация, решение проблем
Оборудование: карта, таблицы, учебник, карта, раздаточный материал
Ход урока
Орг. Момент
Проверка домашнего задания -Здравствуйте ребята, садитесь. Кто сегодня дежурный. Есть отсутствующие? Спасибо. Садитесь пожалуйста.
Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка, Все это позволило составить образ Южной Америки, который, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Давайте проверим как вы прочитали дома параграф для этого вы решите небольшой тест
- На прошлом уроке мы знакомились с природными зонами Южной Америки.
Задание выполняется письменно (одному ученику - одно задание):
-Подчеркни лишнее и укажи природную зону, к которой относятся данные представители растительного и животного мира:
1)Сейба, колибри, дынное дерево, анаконда, броненосцы. ( Зона влажных экваториальных лесов )
2)Кебрачо, туканы, олени, страус нанду, мимозы(Зона саванн)
3) Пампасный олень, ковыли, дикое просо, ленивцы, ламы (Зона степей )
4) Сейба, вискаша, нутрия, сухие злаки, подушкообразные кустарники (Зона полупустынь и пустынь).
Устно:
Почему субэкваториальный и субтропический климатические пояса называют переходными? Как он изменяется в северном полушарии и в южном?
Почему на побережье Тихого океана протягивается полоса пустынь (Проходит холодное течение)
Что вы запомнили про:
- экваториальные леса
-саванны
-степи
-полупустыни и пустыни
Какие природные зоны подвержены большему влиянию человека? Почему? (Природа Южной Америки сильно изменена хозяйственной деятельностью человека: вырубаются экваториальные леса Амазонии, потеряла свой облик пампа. В настоящее время на материке возникло немало антропогенных комплексов - это плантации кофе, какао, хлопчатника, кукурузы, пшеницы. С ростом промышленного производства также усилилась нагрузка на природные зоны Южной Америки.)
Изучение новой темы Кто открыл Южную Америку? А были на тот момент люди на материке?
На каком материке появился первый человек? На территории Южная Америка не найдено ископаемых стоянок первобытных людей, нет здесь и останков человекообразных обезьян. А как же он тогда попал в Южную Америку?
-Археологические раскопки на территории Южной Америки позволяют предположить, что первые люди на территории матерка появились 15-17 тыс. лет назад. Это были предки современных индейцев из Северной Америки, которую ещё раньше, примерно 25 тыс. лет назад, стали заселять выходцы из Азии, перешедшие по сухопутному мосту через Берингов пролив, соединявший Евразию и Северную Америку.
Также есть гипотеза о том что заселение происходило по восточной ветке, т.е. с Евразии на плотах и кораблях плыли на запад
-Коренных индейцев в современных странах Южной Америки сохранилось очень мало. Почему их осталось мало? Колумб писал в 1492 г. из Америки королю и королеве Испании присягаю Вашим Величествам, что в целом мире нет лучшего народа. Они любят своих соседей, как самих себя». Так зарекомендовали себя индейцы, а как зарекомендовали себя их завоеватели? Во время своего второго плавания Колумб обложил поголовным налогом более миллиона жителей острова Эспаньола
-Ребята, кем происходило позднее заселение? (первыми были испанцы и португальцы, позднее выходцы из других стран Европы) Какие территории они исследовали?
Дальнейшие действия испанцев привели к тому, что через 20 лет на острове сталось 15 тыс. туземцев, еще через 30 лет коренное население было уничтожено. До появления европейцев Южную Америку населяли многочисленные индейские народы. Они стояли на разных ступенях развития. Одни из них жили первобытнообщинным строем, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Другие находились на весьма высокой ступени общественного развития, о чем свидетельствовала империя инков в Андах, население которой знало ремесла, земледелие. Европейская и, прежде всего, испанская колонизация, начавшаяся в начале ХУI в., быстро привела к большим изменениям антропогенного и этнического облика континента, значительная часть индейцев была истреблена, либо погибла в результате жестокой эксплуатации и завезенных колонизаторами болезней. В настоящее время индейцы есть почти во всех странах континента, но в большинстве из них (кроме Перу, Боливии и Эквадора) они составляют лишь небольшой процент населения. Как и их предки, современные индейцы говорят на сотнях языках, объединяемых лингвистами в несколько крупных языковых семей: чибча, кечуа, карибскую, аравакскую, тупи-гурани, мбайя-гуайкуру, пано-же, арауканскую и др. Свою культуру в настоящее время в наибольшей степени сохраняют большие индейские народы (кечуа и аймара) или отдельные мелкие племена, живущие в наиболее удаленных районах экваториального леса. Многие же индейские народы утратили знание своего языка. С начала европейской колонизации на материке стали селиться испанцы и португальцы, а впоследствии и выходцы из других стран Европы.
Сокращение численности индейцев заставило колонизаторов для работы на плантациях вывозить миллионы негров – рабов из Африки. Называть их неграми считается неуважением.
Получается какие расы начали проживать в ЮА.
Постепенно на материке произошло смешение трёх рас – европеоидной, монголоидной и негроидной.
Потомки от браков европейцев и индейцев стали называться метисами. Метисы составляют большинство современного населения стран Южной Америки.
Европейцы + индейцы = метисыПотомки от смешанных браков между европейцами и неграми называются мулатами. Мулаты составляют значительную часть населения Бразилии.
Европейцы + негры = мулатыБраки от негров и индейцев образовали ещё одну группу – самбо.
Индейцы + негры = самбо
-Материк слабо заселен. Здесь живут примерно 400 млн. человек. -Используя карту атласа «Плотность населения» назовите:
1. Густонаселенные районы (побережье океанов, центральные плоскогорья Анд).
2. Районы с низкой плотностью населения (внутренние районы материка).
Назовите причины неравномерного распределения населения материка. (История заселения материка, природные условия).
-Границы современных государств сложились в начале 19 века в результате борьбы народов за независимость против испанских и португальских колонизаторов.
Почти все страны Южной Америки, кроме двух (Боливия, Парагвай), имеют выход к океанам.
— Назовите самые большие по площади государства материка. — Назовите страны, не имеющие выхода к морю. — Назовите самый южный город мира. Какой стране он принадлежит? - Какие европейские государства имели в Южной Америке самые большие колонии? Сравните их с площадью самих государств. — Перечислите страны Карибского бассейна. — Назовите, страны расположенные на Тихоокеанском побережье. — Перечислите страны, находящиеся на Атлантическом побережье.
Закрепление
Не глядя на физическую карту, дайте правильный ответ:
1. Карибское море омывает материк:
А) С севера Б) С северо-востока
2. Какое государство не имеет выхода к океану
А) Аргентина Б) Парагвай
3. Какая страна расположена севернее:
А) Венесуэла Б) Перу
4. Побережье какой страны омывает Тихий океан:
А) Бразилии Б) Эквадор
5. Какое государство имеет большую площадь:
А) Бразилия Б) Аргентина
Проводится взаимопроверка, оценивание работ и выставление оценок, с учетом «+», заработанных в начале урока.