Открытый урок по географии в 8 классе «Население и государства Южной Америки»
Урок географии по теме: «Население и государства Южной Америки»
Цель – дать представление о составе населения и крупнейших государствах Южной Америки.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить формировать представления учащихся о материке Южная Америка.
Актуализировать все имеющиеся знания о материке Южная Америка.
Начать формировать представление учащихся о крупнейших государствах Южной Америки, об особенностях состава населения и его хозяйственной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
Формирование умения устанавливать причинно-следственные зависимости и последовательность событий.
Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
Развитие связной устной речи.
Развитие долговременной памяти.
Развитие пространственной ориентировке.
Развитие цветового восприятия.
Развитие основных операций мышления (анализ и синтез).
Воспитательные:
Воспитание познавательного интереса.
Воспитание чувства дружбы и уважения обычаев быта других народов.
Воспитание умения работать в коллективе и самостоятельно.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем и содержание заданий с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Соблюдать режим охраны зрения.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Физическая карта Южной Америки.
Презентация MS PowerPoint «Население и государства Южной Америки».
Компьютер, мультимедийный проэктор.
Карточки с индивидуальными заданиями.
Набор пазл-картинок «Материки».
Пособие «Палитра» для фронтальной работы.
Ход урока:
Организационный этап.
Учитель настраивает на работу учащихся, организует внимание.
Актуализация имеющихся знаний.
Учитель задает вопросы по теме изучаемого ранее материала о материке Южная Америка:
Как называется материк, который мы изучаем?
В каком полушарии относительно экватора расположена Южная Америка?
В каком полушарии относительно нулевого меридиана расположена Южная Америка?
Какими океанами омывается Южная Америка?
Какие особенности имеет рельеф Южной Америки? Назовите горы, равнины и плоскогорья этого континента.
Какие крупнейшие реки Южной Америки вы знаете? Покажите их на физической карте.
Какие крупнейшие озера Южной Америки вы знаете? Покажите их на физической карте.
Какие природные зоны характерны для Южной Америки?
Назовите основных представителей растительного и животного мира этих природных зон.
А как вы думаете, на континенте Южная Америка обитают только растения и животные?
Учитель объявляет тему урока – «Население и государства Южной Америки»
Изложение нового материала.
Учитель рассказывает о коренных жителях Южно-Американского континента – индейцах, заостряя внимание на самой развитой из древних цивилизаций – цивилизации племени инков. Далее рассказ продолжается кратким историческим экскурсом об открытии и завоевании Южной Америки европейцами, изменением положения коренного населения, а также современном составе населения материка. В конце рассказа даются краткие представления о крупнейших государствах Южной Америки, их населении, его хозяйственной деятельности и степени экономического развития государства.
В процессе изложения материала проводится словарная работа с использованием слов: эмигрант, метис, мулат, самбо.
Обобщение материала.
Учитель задает учащимся вопросы по новой изученной теме:
Как называется коренное население Южной Америки? Какие индейские племена имели самую развитую цивилизацию?
Кто проживает на территории Южной Америки в настоящее время?
Кто такие мулаты?
Кто такие метисы?
Кто такие самбо?
Сколько всего государств в Южной Америке?
О каких крупнейших государствах Южной Америки вы сегодня узнали?
Закрепление нового материала:
Задание №1: фронтальная работа с пособием «Палитра».
Учитель предлагает учащимся определить, какие страны из предложенного списка находятся на континенте Южная Америка, а какие – на других континентах, и обозначить их фишками заданного цвета.
Список стран: Бразилия, Аргентина, Египет, Канада, Австралия, Чили, Эфиопия, США.
Задание №2: кроссворд.
Учитель предлагает учащимся разгадать кроссворд, в вопросы которого включены основные понятия изучаемой темы. Разгадывание кроссворда осуществляется как на индивидуальных карточках (см. приложение 1), так и фронтально с использованием компьютерной презентации.
Вопросы:
Самая богатая страна Южной Америки.
Потомок брака между европейцами и африканцами.
Государство с самой вытянутой и узкой территорией в мире.
Потомок брака между европейцами и индейцами.
Самое высокоразвитое племя коренных жителей Южной Америки.
Самое большое по территории государство Южной Америки.
Индивидуальная работа: учащимся, которым не доступно выполнение вышеизложенного задания, предлагается собрать пазл-картинку с изображением континента Южная Америка.
Задание №3: работа с контурными картами.
Учитель предлагает учащимся на политической контурной карте Южной Америки отметить самые крупные страны континента.
Индивидуальная работа: учащимся, которым не доступно выполнение вышеизложенного задания, предлагается контурная политическая карта Южной Америки с нанесенными на нее названиями крупнейших стран данного континента. На этой карте учащимся необходимо раскрасить территорию заданных стран.
Подведение итогов. Оценка деятельности.