Конспект урока по окружающему миру Отечественная война 1812 года (4 класс)


Булгакова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №30»
г.о. Балашиха Московской области
Окружающий мир
4 класс
Тема: «Отечественная война 1812 года»
Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.
Задачи:
познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;
развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитание чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.
формировать у учащихся интерес к истории, используя современные технологии на уроке.
Оборудование: мультимедийная презентация, минусовая фонограмма русской народной строевой песни «Солдатушки – бравы ребятушки», портреты М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, И.П. Багратиона, иллюстрации событий 1812 года, рисунки детей, элементы костюмов.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Долгожданный дан звонок – Начинается урок.Как Кутузов бил французовУзнать сегодня предстоит.
II. Самоопределение к деятельности. Ученик. Скажи-ка, дядя, ведь недаром, Москва, спалённая пожаромФранцузу отдана?Ведь были ж схватки боевыеДа, говорят, ещё какие!Недаром помнит вся РоссияПро день Бородина.
Учитель. Скажите, о чём говорится в стихотворении?
Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения?
Учитель. Между какими странами происходили боевые сражения?
Учитель. Да, о военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этих событиях мы будем говорить сегодня на уроке. Тема нашего урока “Отечественная война 1812года”.
Слайд 1
Учитель. О чем вы хотите узнать сегодня на уроке?
Слайд 2
1. Причины начала войны с Наполеоном.
2. Кто такой Наполеон?
3. Какие сражения произошли в 1812 году?
4. Почему война с французами называется Отечественной войной?
5. Кто руководил сражениями?
6. Чем закончилась военная кампания Наполеона?
7. Кто был героями той войны?
8. Как сохраняют память о войне потомки?
Ш. Работа по теме урока.
1. Причины военного конфликта между Францией и Россией в ХIХ веке.
Учитель. Дело в том, что война между Францией и Россией была неизбежна. Она стала закономерным результатом международной обстановки, которая сложилась в Европе к началу ХIХ века. Причиной конфликта было соперничество двух держав – Франции и Англии. В этот конфликт была втянута и Россия. Дело в том, что по мирному договору с Францией 1807 года. Россия была вынуждена прекратить торговлю с Англией. Англия же была экономическим партнёром России, что плохо сказывалось на российской экономике. Нарушение Тизильтского договора Россией и стало основной причиной войны 1812 года. Во главе Франции был Наполеон Бонапарт (1769 – 1821). Наполеону подчинялась практически вся Европа.
Слайд 3
Ученик. Французский полководец Наполеон Бонапарт - человек необычной судьбы. Родился Наполеон на острове Корсика в 1769 году. Сын бедного дворянина Наполеон окончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, затем консулом (правителем) Франции, а в 1804 г. Наполеона провозгласили императором.
В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир.
Учитель. «Через 3 года я буду господином всего мира ...Остается Россия, но я раздавлю ее,- заявлял Наполеон накануне войны, - Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги. Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову. Заняв Москву, я поражу ее в сердце». - Объясните слова Наполеона.
2. Нашествие Наполеона на Россию.
Учитель. К июню 1812 года армия Наполеона насчитывала более 600 тыс. человек и имела 1372 артиллерийских орудия. Русские войска были разделены на три армии и рассредоточены на фронте в 600 км вдоль западной границы. Всего к началу войны здесь было около 240 тыс. человек и тысяча орудий.
Слайд 4
Послушайте отрывок из стихотворения Я. Полонского «Переход через Неман»
Ученик.
Слайд 5
Вот Руси граница, вот Неман. Французы
Наводят понтоны: работа кипит...
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Слайд 6
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император
С подзорной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он, и видит -
За Неманом туча встает ...
Учитель. Посмотрите видео сюжет о начале войны.
Слайд 7 Видео
Учитель. Что вы узнали из сюжета?
Работа по вопросам:
Когда началась Отечественная война? (12 июня 1812 года французская армия, выполняя приказ Наполеона, начала переход русской пограничной реки Неман.)
Слайд 8
Кто командовал русскими армиями? (1 – й армией командовал Барклай де Толли, она прикрывала Петербургское направление; 2 – й армией командовал князь Багратион – московское направление; 3 – й армией Тормасов - киевское направление)
Слайд 9
Почему русские войска отступали? (Удар французов был так силен, что русские войска не смогли сдержать натиск противника. Русская армия начала отступление)
Слайд 10
Где соединились русские армии, а затем потерпели поражение в бою? (22 июля 1812 года 1- я и 2 – я русские армии соединились под Смоленском, 3 августа потерпели поражение от армии Наполеона)
Слайд 11
Работа с картой.
Слайд 12
Рассмотрите карту боевых действий. Синим цветом изображены французские войска, красным – русские войска. Покажите движение французских и русских войск (Выбираются 3 ученика, один изображает Наполеона, второй – Барклая де Толли, третий – Багратиона. Дети показывают движение войск по карте)
Кто был назначен главнокомандующим русскими войсками в этот трудный для России час? (Александр I назначает главнокомандующим русскими войсками ученика А. В. Суворова Михаила Илларионовича Кутузова)
Слайд 13
Ученик. М.И. Кутузов родился в 1745 году. Он выходец из дворянского рода, получил прекрасное домашнее воспитание. 12-ти летний Михаил после сдачи экзамена был зачислен капралом (капрал – младшее командное звание до начала XIX века) в Соединённую Артиллерийскую дворянскую школу. В 1761 году, когда ему было 16 лет, он получил первый офицерский чин, а в 17 лет уже в чине капитана был назначен командиром роты пехотного полка, во главе которого стоял А.В. Суворов. Кутузов сделался, известен ещё при Екатерине Второй. При взятии Измаила он отличился своей храбростью и умением. Не раз его жизнь находилась в опасности. От одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя.
С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогала Австрии против Наполеона. Русскими тогда командовал Кутузов. За искусные и хитрые манёвры, сопровождавшие вынужденное отступление, Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей. Теперь Кутузову было 67 лет, но он был бодр и активен. «Ну, как с такими молодцами не побить французов?» - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: «Едет Кутузов бить французов!»
Слайд 14
Физминутка.
Учитель. Я предлагаю вам представить, как русские войска приветствовали Кутузова и исполнить старинную строевую песню времен Отечественной войны 1812 года «Солдатушки – бравы ребятушки» (Дети маршируют и исполняют песню: девочки спрашивают, мальчики отвечают)

3. Бородинское сражение.
Учитель. Где было дано решающее сражение? (В августе 1812 года для поднятия духа русской армии Кутузов решает дать сражение под Москвой. 26 августа 1812 года у села Бородино произошло Бородинское сражение, сыгравшее решающую роль в Отечественной войне 1812 года)
Слайд 15
Учитель. Прочитайте статью учебника «Бородинская битва» стр.113.
Слайд 16 Оборона Курганной высоты Раевским
Учитель. А вот как это событие описал русский поэт М. Ю. Лермонтов в стихотворении «Бородино».
Слайд 17
Ученик. Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Слайд 18
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Учитель. 7 раз французы ходили в атаку. С обеих сторон были огромные потери. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой! В этом страшном побоище русская армия потеряла около 40 тыс. убитыми и ранеными, неприятельская – около 32 тыс.
Слайд 19
Огромное поле было всё взрыто ядрами, везде трупы людей, лошадей. Умирающие, стонущие и плачущие раненые. Кучи покинутого и разбитого оружия. Река Колоча запружена трупами, вода окрашена кровью.
Слайд 20
Наполеон впоследствии писал: “Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой”.
- Объясните его слова.
4. Русская армия оставляет Москву.
Слайд 21
Учитель. 1 сентября 1812 года на военном совете в деревне Фили, ради спасения русской армии Кутузов принимает тяжелейшее решение – оставить Москву.
Покидая Москву, Кутузов отдал приказ об уничтожении складов с боеприпасами и продовольствием. Город был подожжён.
Слайд 22
Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы. Вот как это событие описал в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин.
Слайд 23
Ученик. Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
5. «Дубина народной войны»
Учитель. За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Армия, великая и непобедимая, стала превращаться в шайку бандитов и разбойников. Наполеон понял, что армия разлагается. Так и не дождавшись предложения о заключении мира, Наполеон решает покинуть Москву. Началось отступление его армии из России. И здесь наступает очередь русской армии преследовать неприятеля. Кутузов спланировал действия так, что отступать Наполеон был вынужден по разоренной им же смоленской дороге.
Слайд 24
- Как вы считаете, что ожидало армию Наполеона во время отступления?
Вы правы. Большой урон отступающей французской армии наносили партизаны. Это были крестьяне, вооружённые вилами, дубинами и брошенным оружием. Все выше поднималась волна народного партизанского движения.
Слайд 25
Учитель. Широко известными стали наводящие страх на врага имена Герасима Курина, Василисы Кожиной и многих других.
Слайд 26
Ученик. К партизанам также присоединились небольшие отряды армии. Одним из них командовал офицер русской армии, талантливый поэт и писатель, Денис Давыдов. Отряд Давыдова налетал на неприятельских фуражиров, на транспорты с продовольствием и оружием, отбивал пленных. Наполеон боялся его отряда, а самого Давыдова прозвал «Чёрным дьяволом».
Слайд 27
Ученик. Командир партизанского отряда Александр Самойлович Фигнер всегда брался за самые опасные поручения. Отлично зная французский, итальянский и немецкий языки, Фигнер в мундире наполеоновского офицера проникал в расположение вражеских войск, заговаривал с солдатами и офицерами и получал важные сведения.
Слайд 28
Ученик. Среди участников Отечественной войны 1812 года встречается имя мужественной женщины, Надежды Дуровой, которая, переодевшись в мужское платье, добровольно отправилась на фронт и отважно сражалась с французами, не уступая мужчинам. Об этой «кавалерист-девице», как ее называли, написал увлекательную пьесу драматург А. Гладков (позднее по этой пьесе был поставлен кинофильм «Гусарская баллада»).
7. Русская армия вступает в Париж.
Слайд 29
Учитель. Голод, сильные морозы, дело в том, что французская армия не была готова воевать в условиях русской зимы. Все эти и многие другие причины способствовали тому, что отступление французских войск превратилось в настоящее бегство.
Слайд 30
А в битве у реки Березины остатки французской армии потерпели сокрушительное поражение. Наполеон бежал, оставив остатки своей, некогда могущественной армии, на произвол судьбы.
Работа с картой
Слайд 31
Учитель. Покажите движение французских и русских войск.
Слайд32
Вскоре захватчики были изгнаны с родной российской земли, а российская армия дошла до самого Парижа, тем самым, положив конец завоевательной политике Наполеона.
Из 600 тысячной французской армии осталось только 30 тысяч солдат. Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: «Армии больше нет».
Слайд 33
25 декабря 1812 года Александр I подписал Манифест об окончании Отечественной войны 1812 года.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель. Как вы думаете, почему, непобедимый Наполеон, мечтавший о мировом господстве, потерпел поражение в России?
Учитель. Объясните, почему война 1812 года называется Отечественной? (учебник, стр.116, последний абзац) Запишите определение, что такое Отечественная война в тетрадь (стр.40, №1)
Учитель. Какой факт свидетельствует, что М.И. Кутузов был талантливым полководцем?
Учитель. Перед вами пять событий войны 1812 года. Расположи их в правильной хронологической последовательности, поставив против каждого события порядковый номер: 1, 2, 3, 4, 5 (Дети выполняют задания на карточках, один ученик у доски)
Слайд 34
Бородинская битва. Войска Наполеона переходят границу России. Русская армия оставляет Москву. Русская армия отходит в глубь страны. Русская армия вступает в Париж. V. Продолжение работы по теме урока.
Памятники героям Отечественной войны 1812 года.
Учитель. В 2012 году исполнилось 200 лет событиям Отечественной войны 1812 года. В нашей стране бережно хранят память о той войне. Об этом свидетельствуют памятники.
Это Казанский собор в Санкт - Петербурге.
Слайд 35
Ученик. Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены почетные трофеи: военные французские знамена и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов.
Слайд 36
Ученик. В конце XIX века в Москве на деньги, собранные по всей России, в честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя.
Слайд 37
Ученик. Память о грандиозном сражении в наши дни бережно сохраняется в музее - панораме «Бородинская битва», которая была открыта в1912 году. Художник Франц Рубо запечатлел ключевой момент войны 1812 года. Полотно расположено по кругу, его длина 115 метров, высота – 15 метров.
VI. Подведение итогов урока.
Учитель. Вы, наверное, хотите узнать, а что же случилось с Наполеоном и Кутузовым? Об этом вам расскажет видео сюжет.
Слайд 38 видео
Последние годы Наполеон провёл на острове Святой Елены пленником англичан. В 1819 году сильно заболел. 5 мая1821 года после тяжёлой и продолжительной болезни Наполеон Бонапарт скончался.
М. И. Кутузов ушёл из жизни гораздо раньше Наполеона. Весной 1813 года генерал – фельдмаршал простудился и заболел. 28 апреля 1813 года его не стало.
В ХХ веке был учреждён «Орден Кутузова» трех степеней.
Им награждаются только старшие офицеры за выдающиеся победы в войне.
Учитель. Понравился ли вам урок? Что было особенно интересно? Что нового вы узнали о войне 1812 года?
VII. Рефлексия.
Учитель. В заключение урока я предлагаю послушать Гимн героям 1812 года.
Слайд 39
В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
VIII. Домашнее задание.
Учебник стр. 105 – 108, читать, подготовить пересказ статьи.