Проектная технология обучения иностранному языку в начальных классах в условиях реализации ФГОС
Из опыта работы учителя английского языка
МБОУ «Краснинская СОШ»
МАЛЫХИНОЙ МАРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
«Проектная технология при изучении иностранного языка в условиях реализации ФГОС»
С каждым годом возрастает значение межнационального общения, в связи с чем, стремление к овладению иностранными языками развивается во все больших масштабах. На сегодняшний день, исходя из особенностей развития современного общества, экономики, политики в нашей стране знание иностранного языка стало жизненно важным. В системе образования происходят большие перемены: возрастает количество классов и школ с углубленным изучением иностранного языка, увеличивается количество часов на преподавание этого предмета, расширяются возможности овладения иностранным языком за счет системы дополнительного образования, появляется огромное разнообразие учебных пособий. В связи с такими изменениями, в качестве первой ступени в реализации цели учебного предмета «иностранный язык» выступает начальная школа. На данном этапе закладываются основы коммуникационной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей на элементарном уровне.
Целью начального этапа изучения иностранного языка является формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников. Именно на начальном этапе овладения иностранным языком очень важно показать учащимся практическое применение знаний, умений и навыков. Не менее важным аспектом является формирование мотивации к изучению английского языка.
В условиях реализации ФГОС в приоритете одним из эффективных методов обучения иностранным языкам является метод проектов. Проект - это возможность для школьников выразить свои собственные идеи в удобной для них форме: изготовление и подготовка мультимедиа презентаций, стенгазет, открыток, демонстрация поделок с необходимыми комментариями.Применение проектной методики позволяет создавать непринужденную, исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый участник проекта вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества.Метод проектов позволяет учащимся:
- применять знания в области языковой системы;
- овладеть нормой речевого поведения;
- подобрать нужную лингвистическую форму, способ выражения;
- глубже познакомиться с национально-культурной спецификой носителей языка (обычаи, правила, нормы, социальные условия, ритуалы и т.д.);
- компенсировать особыми средствами недостаточность знания языка, следовательно, развивает иноязычную коммуникативную компетенцию.
Существуют основные принципы проектной технологии:- вариативность деятельности на занятии предполагает индивидуальную, парную и групповую формы работы. Что касается текста, то это могут быть диалоги, картины, газеты, презентации, поделки, открытки, рефераты, сообщения в устной, письменной, графической, комбинированной форме (доклад с иллюстрациями);
- удовольствие от учения – одно из главных условий эффективности обучения, поэтому в учебном процессе используются такие задания и формулируются вопросы и проблемы, которые соответствуют и отвечают интересам ребенка на определенном уровне изучения иностранного языка и подготовки проекта по данному предмету.
- личностный фактор.
При внедрении проектной методики в технологию процесса обучения непроизвольно делается акцент на формирование УУД у учащихся. У них развиваются следующие умения и навыки: самостоятельность, предприимчивость, активность и изобретательность, адекватная мотивация к изучению иностранного языка, саморегуляция, самоорганизация, способность находить, извлекать нужную информацию из различных источников, возможность проецировать и проектировать свои идеи в креативной форме, отстаивать свое мнение, опираясь с уверенностью на изученные данные по определенной тематике, совершенствовать коммуникативные навыки, способность работать индивидуально, руководствуясь личными принципами и планом работы, возможность проявить себя в группе, представляя, защищая свой проект, либо при подготовке коллективной работы, а преподаватель выступает в роли вдохновителя, консультанта, помощника, координатора.
Целью метода проектов является устранение зависимости школьника от учителя путем саморегуляции, самоорганизации и самообучения, синтеза знаний, приобретения умений, навыков – формирования универсальных учебных действий в ходе создания определенного продукта или решения отдельной проблемы, взятой из реальной жизни по определенной теме.
В основе каждого проекта заложена определенная проблема или вопрос, который школьнику необходимо решить при подготовке проекта. Чтобы успешно решить проблему или найти ответ на вопрос учащимся необходимо выстроить план работы. Успешность процесса их деятельности будет зависеть от верности постановки целей, задач, но это только начало. Когда сформулирована цель и задачи ученику нужно обдумать схему построения проекта, ответить на вопрос для себя: где взять необходимую информацию?
То есть ПРОЕКТ – это пять «П»: проблема – проектирование – поиск информации - продукт – презентация.
Что касается использования проектного метода в начальных классах то эффективна следующая последовательность его модификации: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы:
Мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный настрой; ученики обсуждают, предлагают идеи);
Планирующий – подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий);
операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);
Рефлексивно – оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении, осуществляют самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности.
Отличительными особенностями учебного проекта являются:
Постановка проблемы;
Планирование действий по разрешению проблемы (проектирование самого проекта, определение вида продукта и формы презентации);
Исследовательская работа учащихся (поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы);
Продукт;
Презентация продукта
Как уже было отмечено, проектная методика актуальна в процессе обучения иностранным языкам в современных условиях модернизации образования при реализации ФГОС. Начиная со 2 класса, школьники имеют возможность готовить проекты по иностранному языку. На страницах УМК Биболетовой М.З. в конце каждого раздела ученики могут самостоятельно работать над личными проектами по заданным темам, имея возможность систематизировать, синтезировать, проецировать полученную информацию в виде языкового, страноведческого, грамматического материала, представляя данные в форме творческой работы с элементами языкового материла. Планирование работы начинается с отбора страноведческого и языкового материала. Каждый проект связан с определенной темой устной речи, над которой школьники работали в разделе, осваивали языковую и страноведческую информацию. Для организации проектной работы отбирается лишь тот материал, который вызывает интерес у учеников, в процессе деятельности им дается возможность для «учения с увлечением».
К разряду таких проектов отнесены следующие: «Книжка – малышка об английской азбуке» под личным авторством школьника; «Составление истории о друге и его животном» в форме книжки – малышки (во 2 классе); «Меню школьного завтрака для любимого ученика лесной школы»; «Моя елочная игрушка-сюрприз с поздравлением»; «Моя открытка к дню Рождения Тайни»; «Выставка писем ученикам лесной школы» (в 3 классе) – в классах, где реализуется ФГОС в данный момент.
Как известно, целью обучения иностранному языку является совершенствование всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции учащегося в процессе иноязычной речевой деятельности, мобилизация творческих способностей и личностного потенциала учащегося. В соответствии с данной целью содержания обучения иностранным языкам с применением проектной методики ведущими являются лингвистические и социокультурные знания, которые формируются у школьников в процессе овладения новым языковым материалом по заданной теме проекта и в процессе поиска и синтеза необходимой информации из различных источников.
Сумма умений и навыков по оперированию знаниями, полученными в процессе проектной деятельности, включает все виды ууд:Регулятивные:организовывать свое рабочее место, деятельность под руководством учителя и самостоятельно;
Познавательные:- умение работать с информацией, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой информации, анализировать гипотезу и ее разрешение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами;
- применять изученные грамматические правила в процессе общения в устной и письменной формах;
- пользоваться англо-русским словарем, лингвистическими справочниками;Коммуникативные:- умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свое мнение, подкрепляя аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение доступно и грамотно излагать свои идеи;- навыки и умения, связанные с осуществлением речевой деятельности и методологические, включающие умения работать на компьютере, в библиотеке, контактируя с ровесниками, при работе в группе. Данные навыки и умения должны быть взаимосвязаны и взаимодополнять друг друга.
Правильно организованная проектная работа оказывает положительное обучающее воздействие на учащихся, способствует самостоятельному добыванию знаний и опыта учащимися из непосредственного личного общения, развивая у них независимость, самостоятельность, критическое мышление, инициативу и рефлексию. Иностранный язык при этом выступает средством познания нового и интересного, приобщения к диалогу культур.
Проектная методика является передовой педагогической технологией обучения, необходимость использования, которой в условиях современного образования обусловлена инновационными тенденциями в системе образования на пути к более совершенному и полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика связана с задачами современного образования при реализации ФГОС:
осуществлять преподавание проблемно-ориентированно;
использовать в процессе преподавания элементы рефлексии (синтез, анализ)стимулировать школьников на развитие и формирование умения рассуждать, излагать свои мысли и идеи грамотно, доступно;
уделять внимание процессу: «учить научиться», исследовать, добывать знания, синтезировать, проектировать, проецировать материал по определенной тематике.
Таким образом, метод проектов, основанный на системно - деятельностном подходе с акцентом на личные способности учащихся способствует совершенствованию языковой, коммуникативной и межкультурной компетенции школьников в целом.
Следовательно, можно утверждать, что метод проектов будет оставаться в приоритете в условиях инновации в системе образования при реализации ФГОС.
15