Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе по иностранному языку.
Проектная деятельность в урочной и внеурочной работе по иностранному языку.
Проектная деятельность на уроках английского языка - важная составляющая ФГОС в начальной и основной школе. Современные реалии выдвигают особые требования к подготовке обучающихся к жизни - теперь важно вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. Объём знаний резко увеличивается, соответственно, требуется смена педагогических приоритетов: мы должны научить детей учиться. ФГОС предлагает сделать акцент на обучение через практику, использовать межпредметные связи. Изучение иностранного языка способствует развитию коммуникативной компетенции, а значит и овладению различными социальными ролями. Вот почему ФГОС обучение иностранным языкам выдвигает как необходимую составляющую учебного процесса в целом. Учителю необходимо продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру, правильное мировоззрение, желание заботиться о собственном здоровье и охранять свою жизнь.
Сейчас всё более актуальным становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. В последнее время эту проблему уже в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого – в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Данный метод позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечёт за собой повышенную мотивационную активность ребёнка. Он сам выбирает для себя объект исследования, сам для себя решает: пользоваться только учебником или дополнительной литературой тоже. Но, зачастую, ребята обращаются к дополнительным источникам информации. Анализируют, сравнивают, оставляя главное и занимательное. Одна из главных особенностей проектной деятельности - ориентация на достижение конкретной практической цели, наглядное представление результата, будь то рисунок, аппликация или сочинение. В обучении английскому языку метод проектов дает возможность учащимся использовать язык в ситуациях реальной повседневной жизни.
Мы разрабатываем школьный проект по темам, которые предлагает учебная программа. Именно тема проекта, в конечном счёте, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. Таким образом, содержание проектной работы - это логическое продолжение содержания тематики учебника.
На первом этапе важно подготовить проведение проекта, обсудить источники, план, форму презентации и т. п. Следующий этап - самый трудоёмкий. Он включает в себя сбор необходимой информации, обращение к уже имеющимся знаниям, формирование собственного взгляда на предмет проектирования. Важно то, что задание должно соответствовать индивидуальному уровню каждого ученика. На этом этапе - основная работа учителя. Обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У ребят исчезает страх перед английским языком (что очень важно!), они лучше усваивают его логическую систему, закрепляют грамматику.
Изучив алфавит во 2 классе, проводили праздник алфавита. Детям было предложено написать книгу об алфавите. За основу был взят один вариант описания – инструкция по изготовлению книги, но дети могли выбрать собственный. В результате данного проекта дети закрепили алфавит и узнали некоторые новые слова, самостоятельно выбрав их из словаря для своей книги. Самые сильные ученики даже пытались составлять небольшие предложения, зная некоторые слова. Ещё пример: составление индивидуальных меню школьных завтраков. Дети закрепляют названия дней недели, продуктов, самостоятельно делают выбор меню завтраков в школе. Всё это озвучивается ими на итоговом этапе конкурса. Занимательно, увлекательно и полезно на момент закрепления пройденного материала. К тому же развивает чувство ответственности и уверенности в себе. Ведь на конкурсе победит лучший!
Обязательное условие проекта - познакомить остальных ребят. Я предложила провести конкурс на лучшую презентацию и лучшего переводчика одновременно. Дети были задействованы все, включая тех, кто по уважительным причинам не мог выполнить проект: во-первых, были проинформированы своими же одноклассниками по теме, во-вторых, поощрены как лучшие переводчики презентации, закрепив при этом пройденную лексику и грамматику.
Важным условием эффективной работы над проектом является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха. Последний этап - презентация проекта. Здесь ученики работают над техническим выполнением. В результате занятий проектной деятельностью учащиеся понимают необходимость междисциплинарных связей.
Подводя итоги хочется особо отметить:
1. Работа над проектом объемная, кропотливая.
2. Дети – люди увлекающиеся, поэтому работу начинают с желанием, энтузиазмом, но, сталкиваясь с трудностями (большой объем информации, которую нужно найти, проанализировать, систематизировать), могут бросить работу над проектом.
3. Не всегда хватает умений и навыков работы на компьютере, особенно у учащихся младшего и среднего звена.
4. Самая большая проблема для учителя – не превратиться в человека, диктующего свое мнение, или взвалить на себя всю работу, оставив детям самый минимум.
Что же делать?
1. Четко определить объем и временные рамки проекта, не «давить» на учащихся; проекты проводить не часто.
2. Терпеливо анализировать причины неудач вместе с детьми.
3. Оказывать помощь в работе с компьютером, помогать с оформлением работы.
4. Предоставить учащимся возможность работать максимально самостоятельно, встать в позицию старшего друга, соратника.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Все инновационные преобразования современной школы при правильной их организации дадут ожидаемый результат - успешного обучающегося!
15