Методическая разработка урока учебной дисциплины Основы производства обуви Введение в дисциплину. Цели и задачи.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В нашем городе уже не один год остро стоит проблема нехватки специалистов рабочих обувных профессий, особенно на рынке труда затребованы "Обувщики по ремонту обуви", "сборщики верха обуви". На сегодняшний день в городе почти нет профессиональных заведений, где обучают этим рабочим профессиям. Эту проблему пытаются решить и в нашем лицее. Успех в подготовке квалифицированных кадров во многом зависит от взаимодействия и взаимопонимания всех заинтересованных лиц.
В сфере обучения этим профессиям ощущается нехватка обновленной литературы и методических разработок, современных образовательных программ, адаптированных к условиям современного рынка и к мировоззрению современной молодежи, молодежи с ограниченными возможостями.
В связи с вышесказанным я приглашаю к обмену опытом всех, кому близка эта тема.
Предлагаю методическую разработку урока учебной дисциплины «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОСТВА ОБУВИ» для обучающихся профессии «Обувщик по ремонту обуви».
Преподаватель СПб ГБОУ НПО «Профессиональный реабилитационный лицей» Рузина А.В.
Тема урока: Введение в дисциплину. Цели и задачи.
В данной методической разработке представлен первый урок курса учебной дисциплины "Основы технологии производства обуви", ориентированный на формирование понимания у обучающихся значимости будущей профессии и мотивацию на получение знаний по дисциплине. При проведении урока использованы методики обучения, направленные на формирование как общих знаний по технологии производства обуви, так и позволяющие обучать умению анализировать, развивать внимание, память, мышление, воображение.
Современная молодежь легче воспринимает информацию в зрительном формате, хотя еще Конфуций сказал: «Скажи мне и я забуду,
Покажи мне и я запомню,
Вовлеки меня и я научусь!»
И именно это - я беру за основу.
В форме презентации представлен материал об ассортименте обуви на современном рынке. В форме вопроса и свободных ответов происходит вовлечение обучающихся в образовательный процесс.
Для доступности восприятия ребятам предлагается просмотреть фрагмент фильма "Профессия-сапожник" и оценить не с профессиональной, а с бытовой точки зрения значимость выбранной профессии и в форме беседы ответить на вопросы: "Когда и как часто мы пользуемся услугами мастерской по ремонту обуви?"; "Какие еще изделия можно починить в мастерской по ремонту обуви?"
Далее перед обучающимся ставится задача узнать, что же должен знать и что должен уметь обувщик, который изготавливает и чинит обувь.
В виде презентации обучающимся представлены профессиональные компетенции и разъяснены межпредметные связи, которые нужны для освоения тех знаний и умений, которые будут необходимы для освоения выбранной профессии.
В заключении предлагается сделать совместный вывод об актуальности освоения данных компетенций и какие из них помогут обучающимся расширить область применения своих сил на рынке труда.
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИИ ПРОИЗВОСТВА ОБУВИ»
План урока. № 1
Специальность: Обувщик по ремонту обуви
Тема урока: Введение в дисциплину. Цели и задачи

Цели:
Обучающая: Создать условия для понимания темы урока. Заинтересовать обучающихся. Организовать осмысление мотивации обучения. Изучение целей в познании основ технологии производства обуви и поставленных задач.Развивающая: Развивать умение оперировать знаниями, полученными из разных источников. Развитие умения слушать, анализировать. Развивать навыки устной речи. Развивать творческие способности.
Воспитательная: Воспитание интереса к изучению предмета и выбранной профессии, воспитание коммуникативной культуры, работы в команде. Формирование положительной мотивации учебно-трудовой деятельности. Формирование творческого отношения к труду. Воспитание аккуратности, самостоятельности, любви к профессии, развитие мотивации успеха.
Профессиональные компетенции
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для индивидуального изготовления обуви.
ПК 1.2 Разрабатывать эскизный проект и конструкцию на базовую модель или в соответствии с эскизом заказчика.
ПК 1.3 Выполнять выбор модели и материалов для индивидуального изготовления обуви
ПК 1.4. Выполнять технологические операции при индивидуальном изготовлении обуви на оборудовании и вручную
ПК 1.5. Проводить примерку и корректировку обуви согласно особенностям и ощущениям заказчика.
ПК 2.1. Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для изготовления ортопедической обуви и протезно-обувных изделий.
ПК 2.2. Выполнять выбор модели и материалов для изготовления ортопедической обуви и протезно-обувных изделий в соответствии с деформациями стопы.
ПК 2.3. Определять назначение и расположение специальных деталей в ортопедической обуви в соответствии с медицинскими показаниями.
ПК 2.4. Выполнять технологические операции по изготовлению ортопедической обуви и протезно-обувных изделий на оборудовании и вручную.
ПК 2.5. Осуществлять примерку и подгонку ортопедической обуви и протезно-обувных изделий согласно особенностям и ощущениям заказчика.
ПК 3.1. Выполнять ремонт кожаной обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.2. Выполнять ремонт резиновой обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.3. Выполнять ремонт и обновление валяной обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.4. Проводить наладку и ремонт оборудования для ремонта обуви.
Дидактическое и материально- техническое оснащение урока:
Учебник основы материаловедения Жихарев А.П., Румянцева Г.П., Кирсанова Е.А., Кузин С.К.: Материаловедение обувного производства.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.
2. Образовательная презентация к уроку, образцы обуви, колодок, фрагмент фильма «Профессия- Сапожник»
Ход урока:
Этапы урока Время Приёмы и методы Что делают ученики Что делает учитель
1. Организационный момент
2 минуты 1.Организовать внимание учащихся групп.
2. Отметить в журнале отсутствующих.
2. Сообщение темы и цели урока. 7 минут Сообщение темы и цели урока
3.Объяснение нового материала 20 минут Лекция с элементами беседы,
Просмотр фрагмента фильма 1.Просматривают фрагмент фильма 2.Ответы учащихся на поставленные вопросы по теме
3. Конспектируют новый материал Закрепление изученного материала.
4. Закрепление нового материала 10 минут Аналитический Разбор поставленных задач
5. Домашнее задание 4 минуты Записать вопросы домашнего задания 1. Цели изучения предмета «Основы технологии производства обуви»
2.Задачи предмета
6. Итоговая часть 2 минуты 1. Подвести итоги
2. Выставить оценки за работу на уроке
Структура урока:
- Доброе утро! Хочу вам представить себя! Я преподаватель спец.дисциплин по профессии «Обувщик по ремонту обуви» Рузина Алла Викторовна. Я буду проводить с вами уроки по УД «Основы технологии производства обуви».

Организационный момент, мотивация.
Профессиональный "обувщик по ремонту" должен обладать огромным багажом знаний, который он накапливает во время уроков специального курса, производственного обучения и самостоятельных занятий.
В голове его должны уместиться знания о конструировании и моделировании обуви, об оборудовании обувного производства, технологии сборки и ремонта обуви , устранение дефектов и повреждений обуви, а также знания о тех материалах, которые применяются для изготовления и ремонта обувных изделий. Только тогда он будет востребован на рынке труда.

Актуализация опорных знаний.

Прошу посмотреть на экран




Нам сегодня трудно представить себе нашу жизнь без обуви.  И сейчас мы может наблюдать огромное разнообразие как типов обуви, так и материалов, из которых она сделана, а также расцветок и различных декоративных элементов.
Как вы думаете кто и как изготавливает эту обувь?
Вопрос:
-
Обучающиеся в свободной форме высказывают свое мнение.
Да, обувь изготавливают на производстве или в специальных мастерских обувщики.
Внимание на экран: Тема сегодняшнего урока
Тема урока: «Введение в дисциплину «Основы технологии производства обуви. Цели и задачи »
Цель урока: Изучить цели и задачи в познании основ технологии производства обуви.
Задачи: Определить объем знаний и умений, которые необходим для освоения профессии «обувщик по ремонту обуви»
И так давайте попробуем разобраться, почему обувщику по ремонту обуви необходимы знания и умения по технологии производства обуви.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент фильма «Профессия – сапожник». (https://youtu.be/_ZtyxJs_PE0)
(просмотр фрагмента)
В фильме, на мой взгляд, интересно рассказано о вашей будущей профессии.
Действительно покупая обувь, мы выбираем понравившуюся пару, привыкаем к ней в процессе носки. Но обувь имеет тенденцию в процессе носки изнашиваться.
А как же продлить срок использования полюбившейся обуви?

Вопрос:

Когда и как часто мы пользуемся услугами мастерской по ремонту обуви? Какие еще изделия можно починить в мастерской по ремонту обуви ? -74192387419
Обучающиеся в свободной форме высказывают свое мнение.
узнать, что же должен знать и что должен уметь обувщик, который изготавливает и чинит обувь.
Давайте поставим
перед собой задачу:
Прошу внимание на экран:
В данной таблице представлены профессиональные компетенции – знания и умения, освоение которых поможет вам освоить вашу будущую профессию. Давайте ознакомимся с ними:
Код Наименование результата обучения
ПК 1.1 Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для индивидуального изготовления обуви.
ПК 1.2 Разрабатывать эскизный проект и конструкцию на базовую модель или в соответствии с эскизом заказчика.
ПК 1.3 Выполнять выбор модели и материалов для индивидуального изготовления обуви
ПК 1.4. Выполнять технологические операции при индивидуальном изготовлении обуви на оборудовании и вручную.
ПК 1.5. Проводить примерку и корректировку обуви согласно особенностям и ощущениям заказчика.
ПК 2.1. Оформлять заказ, снимать мерки и подбирать колодки для изготовления ортопедической обуви и протезно-обувных изделий.
ПК 2.2. Выполнять выбор модели и материалов для изготовления ортопедической обуви и протезно-обувных изделий в соответствии с деформациями стопы.
ПК 2.3. Определять назначение и расположение специальных деталей в ортопедической обуви в соответствии с медицинскими показаниями.
ПК 2.4. Выполнять технологические операции по изготовлению ортопедической обуви и протезно-обувных изделий на оборудовании и вручную.\ПК 2.5. Осуществлять примерку и подгонку ортопедической обуви и протезно-обувных изделий согласно особенностям и ощущениям заказчика.
ПК 3.1. Выполнять ремонт кожаной обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.2. Выполнять ремонт резиновой обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.3. Выполнять ремонт и обновление валяной обуви на оборудовании и вручную.
ПК 3.4. Проводить наладку и ремонт оборудования для ремонта обуви.
И так, что же такое по своей сути «Технология производства обуви»
Это изучение технологического процесса изготовления обуви
Давайте дадим и запишем определение:
Технологический процесс – часть производственного процесса, представляющего собой комплекс операций, изменяющих форму и размеры, внешний вид деталей, узлов и полуфабрикатов.
Также при ремонте обуви мы выполняем последовательно те или иные действия:
например: отрываем изношенную набойку; зачищаем ходовую поверхность каблука; вырезаем новую набойку, зачищаем поверхность, обезжириваем, наносим клей и т.д;
т.е выполняем последовательно действия по постановке новых набоек, что и будет называться технологическим процессом "замена набоек".
Мы с вами начали с самого распространенного ремонта обуви – «замена набоек»
Посмотрите, пожалуйста, на экран. Здесь перечислены основные виды ремонта обуви, которым мы должны научиться в процесс нашей учебы.
Устранение мелких дефектов, требующих закрепления и замены деталей верха и низа, замены низких каблуков и набоек, ремонта верха и подкладки, каблуков, укрепление каблуков и подошв, освежение обуви т.д.
Мелкий ремонт
Обуви
Составляет 65-70% от общего объема ремонтных работ

Замена несущих деталей низа обуви, улучшение ее внешнего вида, изменение размеров деталей заготовки верха. Замена подметочной части подошв, наклеивание профилактических подметок, приклеивание подошв, замену каблуков, изменение длины и ширины голенищ сапожек, окрашивание верха кожаной обуви.

Средний ремонт обуви
Составляет 25-30% от общего объема ремонтных работ

Реставрация и обновление обуви из-за сильновыраженных дефектов, которые не поддаются исправлению: замену основных деталей верха обуви (союзок, передней части верха) и подошв вместе с каблуками.

Крупный ремонт обуви
Составляет 5-7% от общего объема ремонтных работ

Какой результат мы хотим получить, отдавая нашу обувь в ремонт?
Вопрос:
-360045-3810

- Совершенно верно. Мы хотим получить качественно отремонтированную обувь.
Что же такое КАЧЕСТВО РЕМОНТА ОБУВИ – это соответствие отремонтированной обуви требованиям технической документации, запросам потребителей, или иными словами можно сказать, что показатели должны соответствовать «потребительскому качеству» и «производственному качеству». Под «производственным качеством» подразумевается правильный выбор исходных материалов и методов крепления при ремонте верха и низа обуви, соблюдение технологического процесса ремонта, норм и режимов. Для этого необходимо знать: из чего и как изготовлена обувь, подлежащая ремонту.Мастер по ремонту должен понимать: как после разбора ремонтируемой обуви ее собрать, в особенности это касается крупного ремонта
. Итоговая часть;
ДАВАЙТЕ СДЕЛАЕМ ВМЕСТЕ ВЫВОД:
Почему же обувщику по ремонту обуви необходимы знания и умения по технологии производства обуви. Согласитесь: «Чем больше знаний и учений имеет мастер по изготовлению обуви, тем качественнее он выполнит ремонт, тем более сложный ремонт обуви ему будет под силу»..Домашнее задание: Прошу в тетради ответить на вопросы: 1. Цели изучения предмета «Основы технологии производства обуви» 2. Задачи предмета
Выставить оценки за работу на уроке.